Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть фильмы и спектакли, фантазировать и создавать необычный мир. В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка. Занятия детей в театральном кружке развиваюn у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_kruzhok.docx | 67.3 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
комплексная
Театральный кружок «В мире театра»
4 года
7-10 лет
1. Пояснительная записка.
Согласно ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 года важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть фильмы и спектакли, фантазировать и создавать необычный мир.
В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.
Театральный кружок является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, т.е. вовлечение обучающихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение, речь). Театральный кружок воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, он реализует ещё и психотерапевтическую функцию, помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Занятия детей в театральном кружке развиваюn у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Театрализованные представления помогают ребёнку активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, они учатся создавать самостоятельное высказывание, обеспечивают его полноту и лексическое разнообразие. Вызывая у детей интерес, они повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Театрализовано-игровые представления воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка, позволяя ему радоваться и огорчаться, сопереживать сказочным героям, приходить им на помощь, защищать их. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу, результат которой – правильная речь и общение.
Технология использования театрализованного кукольного представления позволяет комплексно обучать детей русскому языку, литературе, истории и культуре России, позволяя овладевать коммуникативной компетенцией в области русского языка и русских культурных традиций.
В кукольных спектаклях используются элементы национальных праздников, русских традиций, что расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране, истории и культуре России, а также других народов.
Занятия в кукольном театре разовьют у обучающихся направленность на эффективную социализацию и творческую активность. Занятия научат детей верить в себя, быть активными, мобильными, конкурентноспособными.
Цель программы:
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
воспитание уважения и любви к русской народной сказке;
изучение и освоение театральной работы с куклой;
формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;
развитие творческих способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В реализации программы заняты обучающиеся 1-4 классов.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения, 2 час в неделю;
1 год обучения – 66 часа
2 год обучения – 68 часа
3 год обучения – 68 часа
4 год обучения – 68 часа
Итого - 270 часов
Формы и режим занятий
Наполняемость группы – 15 человек;
Практические занятия;
Творческие задания;
Групповая работа;
Лекции;
Тренинги по актёрскому мастерству;
Игры;
Беседа;
ИНТЕРНЕТ-экскурсии.
Содержание программы
Разновидности театров (планшеточный, перчаточный, марионеточный, тростевой и театр теней).
Из истории возникновения.
Посещение театра кукол.
Обсуждение спектакля.
Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Выбор и работа над произведениями пьесы.
Распределение ролей.
Отработка чтения каждой роли.
Интонация.
Изготовление кукол.
Разработка собственных сценариев.
Этапы работы театрального кружка
1 год обучения
Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Тематический план
Работа в 1-4 классах составлена по алгоритму: введение, теория, практика, итоговый спектакль. С каждым годом дети узнают о новой разновидности кукольного театра, всё более самостоятельно работают над подготовкой к спектаклю. Таким образом от 1-го уровня приобретения знаний обучающиеся перейдут к 4-ому уровню приобретения опыта самостоятельного социального действия.
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудит. | Внеауд. | ||||
1 | Введение. Знакомство с понятием «кукольный театр» | 1 | 1 | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года | |
2 | Особенности театральной терминологии | 1 | 1 | Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды 2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами: - антракт- промежуток между действиями спектакля. - бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные. - декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме. - мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. - монолог- речь одного лица. - папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеивоемой бумагой. - реквизит- вещи и предметы, 3используемые по ходу действия спектакля. - репертуар- спектакли, идущие в определённый промежуток времени. - ширма- сцена кукольного театра. Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. | |
3 | Занятие - собеседование на выявление творческого потенциала школьника. | 1 | 1 | Занятия-собеседования доступны для всех желающих заниматься в студии вне зависимости от возраста. При общении с детьми выявляются их творческий потенциал, умение выразительно читать, ритмика, музыкальные увлечения, пластика. | |
4 | Игры на развитие театральных способностей | 3 | 3 | На занятиях по развитию фантазии студийцев используется игра, придуманные детьми сценки, фантастические сюжеты. Такие занятия-упражнения воспитывают интерес к театральному искусству, творить самому и быть понятным другим, усиливает потребность общения с окружающим миром. | |
5 | История возникновения планшетного театра | 2 | 2 | Рассказ учителя об истории возникновения кукольного планшетного театра с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ | |
6 | Посещение кукольного спектакля, организованного старшеклассниками. | 1 | 1 | Просмотр спектакля, подготовленного старшеклассниками. Этикет-практикум «О поведении в театре» | |
7 | Обсуждение спектакля. | 1 | 1 | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». | |
8 | Азбука театра | 4 | 1 | 3 | Истоки. Основы. История театра. Детский театр Маршака на Ку- бани. Современные театры. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. |
9 | Устройство ширмы и декорации | 4 | 1 | 3 | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. Первичные навыки работы с ширмой.д.). |
10 | Особенности работы кукловода | 4 | 1 | 3 | Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий Выбор пьесы. |
11 | Речевая гимнастика | 4 | 1 | 3 | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем. |
12 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 2 | 2 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | |
13 | Распределение ролей | 2 | 2 | Подбор каждому актёру роли. | |
14 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | 4 | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
15 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | 2 | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
16 | Подготовка материальной базы. | 3 | 3 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. | |
17 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
18 | Выступление перед детьми из других классов | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
19 | Обсуждение «+» и «-» | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. | |
20 | Выбор и чтение пьесы. | 2 | 2 | Выбор и чтение пьесы. | |
21 | Распределение ролей | 2 | 2 | Подбор каждому актёру роли. | |
22 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
23 | Работа над актёрским мастерством | 2 | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
24 | Подготовка материальной базы. | 3 | 3 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов | |
25 | Работа над актёрским мастерством. | 4 | 4 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
26 | Генеральная репетиция. | 2 | 2 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене | |
27 | Выступление перед детьми младших классов | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
28 | Обсуждение «+» и «-» | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год | |
ИТОГО: | 66 | 11 | 55 |
Результаты 1 года обучения
1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные | метопредметные | предметные | |
знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о декорациях к спектаклю |
уметь |
-соблюдать правила игры и дисциплину; | - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Формы контроля:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей/
Методические рекомендации.
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 класс
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудит. | Внеауд. | |||||
1 | Введение. История возникновения перчаточного театра | 1 | 1 | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного перчаточного театра. | ||
2 | Азбука театра | 1 | 1 | Истоки. Основы. История театра. Детский театр Маршака на Ку- бани. Современные театры. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. | ||
3 | Виды кукол и способы управления ими | 3 | 1 | 2 | Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. | |
4 | Секреты сценического мастерства | 5 | 1 | 4 | Роль. Озвучивание пьесы. | |
5 | Упражнения на развитие фантазии на основе реальных образов природы, живого мира, фантастические образы. | 5 | 1 | 4 | Возможность развития фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и другие психологические составляющие личности. Тренировка скорости решений, навыков слаженной работы в коллективе, активизации мыслительного, эмоционального, социально-психологического настроя школьника. | |
6 | Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика, художественное слово. | 6 | 1 | 5 | Артикуляционная гимнастика, художественное слово. | |
7 | Развитие навыков перевоплощения, навыков группового поведения. Этюды. | 6 | 1 | 5 | Чтение сценария. Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты. Маски. Костюмы. Реквизит. Музыкальное оформление.Распределение ролей. | |
8 | Знакомство с русским фольклором. | 1 | 1 | Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ | ||
9 | Посещение кукольного спектакля, организованного театральной студией. | 1 | 1 | Просмотр спектакля, подготовленного старшеклассниками другой школы. Этикет-практикум «О поведении в театре» | ||
10 | Обсуждение спектакля. | 1 | 1 | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». | ||
11 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | 3 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | ||
12 | Распределение ролей | 2 | 2 | Подбор каждому актёру роли. | ||
13 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | ||
14 | Работа над актёрским мастерством | 2 | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | ||
15 | Подготовка материальной базы. | 4 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. | ||
16 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | ||
17 | Выступление перед детьми младших классов | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | ||
18 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. | ||
19 | Выбор и чтение пьесы. | 2 | 2 | Выбор и чтение пьесы. | ||
20 | Распределение ролей | 2 | 2 | Подбор каждому актёру роли. | ||
21 | Работа над актёрским мастерством | 3 | 3 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | ||
22 | Работа над актёрским мастерством | 1 | 1 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | ||
23 | Подготовка материальной базы. | 4 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов | ||
24 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | ||
25 | Генеральная репетиция. | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | ||
26 | Выступление перед детьми и родителями | 1 | 1 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене | ||
27 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год | ||
ИТОГО: | 68часа | 11 | 57 |
Результаты 2 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные | метопредметные | предметные | |
знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
уметь |
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Формы контроля:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методические рекомендации.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 класс.
№ | Наименование разделов | Всего,час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудит. | Внеауд. | ||||
1 | Введение. История возникновения театра марионеток | 1 | 1 | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного театра марионеток. | |
2 | Азбука театра | 4 | 1 | 3 | Современные театры. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 4 | 1 | 3 | Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. |
4 | Секреты сценического мастерства | 4 | 1 | 3 | Роль. Озвучивание пьесы. |
5 | Театр Карабас Барабас | 2 | 1 | 1 | Рассказ о театре |
6 | Знакомство с зарубежным фольклором. | 2 | 2 | Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ | |
7 | Посещение кукольного спектакля | 1 | 1 | Просмотр спектакля Томского театра. Этикет-практикум «О поведении в театре» | |
8 | Обсуждение спектакля. | 1 | 1 | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». | |
9 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | 1 | 2 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
10 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 6 | 1 | 5 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. |
11 | Распределение ролей | 2 | 2 | Подбор каждому актёру роли. | |
12 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
13 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 4 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
14 | Подготовка материальной базы. | 4 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. | |
15 | Работа над актёрским мастерством. | 2 | 2 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
16 | Выступление перед детьми младших классов | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
17 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. | |
18 | Выбор и чтение пьесы. | 1 | 1 | Выбор и чтение пьесы. | |
19 | Распределение ролей | 4 | 4 | Подбор каждому актёру роли. | |
20 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
21 | Работа над актёрским мастерством | 2 | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
22 | Подготовка материальной базы. | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов |
23 | Работа над актёрским мастерством. | 4 | 4 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
24 | Выступление перед детьми и родителями | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
25 | Обсуждение | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год | |
ИТОГО: | 68 | 13 | 55 |
Результаты 3 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь |
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Формы контроля:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методические рекомендации.
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
4 класс.
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудит. | Внеауд. | ||||
1 | Введение. История возникновения тростевого театра и театра теней | 1 | 1 | Беседа учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения тростевого театра и театра теней | |
2 | Знакомство с работой писателя-сценариста. | 2 | 2 | Рассказ учителя. | |
3 | Работа по созданию собственного сценария | 2 | 1 | 1 | Работа по созданию собственного сценария |
4 | Работа по созданию собственного сценария | 1 | 1 | Работа по созданию собственного сценария | |
5 | Работа по созданию собственного сценария | 1 | 1 | Работа по созданию собственного сценария | |
6 | Распределение ролей | 3 | 1 | 2 | Подбор каждому актёру роли. |
7 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 1 | 3 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
8 | Работа над актёрским мастерством | 1 | 1 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
9 | Подготовка материальной базы. | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. |
10 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
11 | Выступление перед детьми младших классов | 3 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
12 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. | |
13 | Театр тростевых кукол | 1 | 1 | Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. | |
14 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 5 | 1 | 4 | Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории |
15 | Пьесы - миниатюры | 2 | 2 | Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. | |
16 | Театр марионеток | 1 | 1 | Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. | |
17 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. |
18 | Пьесы - миниатюры | 2 | 2 | Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. | |
19 | Выбор и чтение пьесы. | 2 | 1 | 1 | Выбор и чтение пьесы. |
20 | Распределение ролей | 2 | 2 | Подбор каждому актёру роли. | |
21 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
22 | Работа над актёрским мастерством | 2 | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
23 | Подготовка материальной базы. | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов |
24 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
25 | Выступление перед детьми и родителями | 1 | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
26 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год | |
ИТОГО: | 68 | 15 | 53 |
Результаты 4 года обучения
3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального мискусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Формы контроля:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методические рекомендации.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Закон РФ «Об образовании». | 1 | |
Инструкции по ОБЖ. | 1 | |
Колодин А.Н. «Насущные проблемы дополнительного образования»./Воспитание школьников, №2, 1997 год | 1 | |
Конвенция о правах ребёнка. | 1 | |
Ладыженская А.М. Риторика. | 1 | |
Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. | 1 | |
Педагогическое творчество – Педагогика, 1990. | 1 | |
Петрова А.Н. Игровой тренинг. | 1 | |
2. Печатные пособия | ||
Прибыловская. С.А. Кукольный школьный театр. | 1 | |
Сериков В.В. «Личностный подход в образовательной системе. Педагогика, 1994. | 1 | |
3. Технические средства обучения | ||
11. | Плакаты, презентации, интернет. | |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
12. | ИКТ | |
5. Игры и игрушки | ||
13. | Пальчиковые куклы, тростевые куклы. | |
6. Оборудование кабинета | ||
14. | Наглядные пособия, ширма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"
Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий, список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...
Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Сказка""
Программа курса Театральная студия Сказка направлена на развитие у детей творческих способностей.В студии мы готовимся ...
Программа внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся 4 класса на основе авторской программы учителя начальных классов Стребковой Н.В. с изменением календарно - тематич...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"
Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
Авторская программа внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку "В мире слов"
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше знать свой родной язык, необхо...