игровые технологии
методическая разработка

Сандитова Саяна Васильевна

игровые технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

* помогает снять чувство усталости;

* раскрывает способности детей, их индивидуальность;

* усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

Значение игры в обучении.

Игровая деятельность используется в:

* в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

* как элемент более обширной технологии;

* в качестве урока и его части;

* как технология внеклассной работы.

Игровые педагогические технологии обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Особенность педагогической игры в том, что учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

* дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

* учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

* в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

* успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

* наличие собственной деятельности;

* творчество;

* общение;

* самоопределение через ролевое экспериментирование;

* самоопределение через различную деятельность. По характеру педагогического процесса игры бывают:

* обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

* познавательные, воспитательные, развивающие;

* репродуктивные, продуктивные, творческие;

* коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

1. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Теория и классификация игр.

Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- целеполагания;

- планирования;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Ценность игры :

1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД. 2. Активизация и интенсификация учебного процесса.

3. Учебно-познавательная направленность. 4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

МАТЕМАТИКА

1. Игра «Чудесный мешочек».

Материал игры: Мешочек с геометрическими фигурами или телами:

круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, кубы, брусы, шары.

Содержание игры: Вариант 1. Учитель показывает круг и спрашивает:

«Что это?» и т. д.

Вариант 2. «Возьми в мешочке любую фигуру, не доставая, только на

ощупь определи, что это за фигура, назови её, достань, а ребята пусть

проверят, правильно ли ты эту фигуру назвал».

Вариант 3. Учитель говорит: «Найди на ощупь в мешочке квадрат. Покажи

ребятам». Выигрывает тот, кто безошибочно выполнил все задания. Он и

получает звёздочку. В конце игры можно подсчитать, какой ряд получил

больше звёздочек, сколько всего ребят из класса получили звёздочки.

2. «Логические концовки»

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить и фразы:

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

3. «Мальчики – Девочки»

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

Описание: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. 
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. «Волшебный мешочек»

Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему.

Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый.

На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи и перейти к изучению прилагательных.

Аналогично проводится работа по теме «Существительное как часть речи».

2.  «Исправь ошибку»

Эта игра позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.

Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

С указанием количества ошибок.

Без указания количества ошибок.

С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися.

Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.).

Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет ребёнку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку.

3. «Кто больше придумает слов из данного слова?». 

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

4.  «Получи слово»

родабо =  БОРОДА

рпички =  

годапо =  

лотозо =

 онбуль =  

лнцесо =  

ловаго =  

тровос =  

лосыво =  

ныбли =

рьбабо =  

цаули =  

нарикфо =

рытоко =  

харьглу =  

стикмо =  

реводе =  

снокче =  

зыкаму =  

магабу =  

менька =  

сникле =  

рилапе =  

топаль =  

лпакко =  

нияли =  

патало =  

иркаст =  

матавто =  

влинпа =  

Поменяй буквы местами так, чтобы получились слова.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Например:

1.  Найди «Лишнее слово»

- подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

Волки - лес, люди - ... (город).

Покой - движение, плен - ... (свобода).

Телефон - ухо, кино - ... (глаз).

Двор - ворота, дом - ... (дверь).

Весна - осень, рассвет - ... (закат).

Человек - платье, дерево — ... (листва).

При изучении темы «Имя существительное»

2. «Буквенная  арифметика»

Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

 1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …
  2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …
  3) ТОВАРНЫЙ – НЫЙ + ИЩИ = …
  4) ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = …
  5) КВА + РАК – АК + ТИРА = …
  6) КЕДР – ДР + РОСИНКА = …
  7) КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = …
  8) ЧАЩА – А + ОБА = …
  9) ШИНА – А + ЕЛЬ = …
10) ЕЖИ – И + Е + ВИКА = …
11) ТРЕЛЬ – Т + СЫР – Р = …
12) КОТ + ЁЛКА – КА = …
13) КАБАН – АН + ЛУК = …
14) КЛЕЙ – К + КА = …
15) КОРА – О + П + ИВА = …

Ответы:
  1) картофель
  2) чернослив
  3) товарищи
  4) частушки
  5) квартира
  6) керосинка
  7) коридор
  8) чащоба
  9) шинель
10) ежевика
11) рельсы
12) котёл
13) каблук
14) крапива

3. « Шарада»

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.

(Ответ:«Бук-вы».)

 Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ:«А-том».)

 Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ:«Па-ром».)

 Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ:«За-дача».)

 Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ:«Кар-тина».)

 Первый слог найдешь средь нот,

А второе - бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

(Ответ:«До-рога».)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  1. " Какие мы деревья? "

Игра может быть использована в 1 классе по программе А. А. Плешакова при закреплении темы "Растения зимой и немного о животных" и в 3 классе при изучении темы "Зона лесов". Игра проводится эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк, где дети могут наблюдать деревья в природе. Цель игры: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.

Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.

Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья.

НАПРИМЕР: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.

Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.

Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.

НАПРИМЕР: дуб — лиственное, сосна — хвойное ...

Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т.е. по всем темам, где есть классификация. Например: щука — рыба, лягушка — земноводное, ворона — птица...

  1. «Да – нет»

Игра проводится на уроках природоведения во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".

Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.

Содержание: Учитель делит детей на 3 - 4 группы. Дети садятся кружком и должны работать сообща, в группе.

Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди.

НАПРИМЕР: Животное — лось.

Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.

Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.

Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д. Темы «Режим дня школьника»,«Личная и общественная гигиена»

  1. I класс

Поменяйтесь местами те, ...:

  • у кого сейчас хорошее настроение;
  • кто в школу добирался на транспорте;
  • кто сегодня утром делал зарядку;
  • кто ежедневно выполняет по утрам физические упражнения;
  • кто иногда забывает почистить вечером зубы;
  • кто самостоятельно следит за своей школьной одеждой;
  • кто ложится спать в 9 часов;
  • кто смотрит телевизор более одного часа в день;
  • кто составил свой режим дня;
  • кто гуляет на свежем воздухе 2-3 часа в день;
  • кто любит читать лежа на диване;
  • кому интересно было на уроке;
  • для кого урок был полезным;
  • кто любит ходить в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...