"Проектная деятельность в начальной школе"
статья

Осипова Анна Юрьевна

В данной статье говорится об организации проектной деятельности (этапах), ее целях в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе — это метод обучения, который позволяет учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом, развивать творческое мышление, проблемное мышление и навыки работы как в команде, так и индивидуально.

Включение метода проектов в педагогическую практику школ, сначала сельскохозяйственных, а позднее и общеобразовательных, относится к концу XIX- началу XX века и связано с именем американского философа Джона Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Согласно его воззрениям опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», от частного к общему.

В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научиться учиться.

Слово «проект» (от лат. projectus – «брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед») толкуется в словарях как «замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации».

«Проектная деятельность школьника – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» (Н.В.Матяш).

Значит, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

        Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.

В основе каждого проекта лежит проблема (почему – это важно для меня?). Ставя цель проекта, мы отвечаем на вопрос «зачем?» (мы делаем проект). Задачи проекта формулируются как задачи достижения цели (что для этого мы делаем?). Используя методы и способы выполнения цели проекта, ставим вопрос «как мы это можем делать?» И в результате мы предполагаем, что получим, как решение проблемы.

Структура проекта: целеполагание, планирование, создание проекта, контроль и коррекция результата, презентация проекта, рефлексия.

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть полезным инструментом для развития учебных и социальных навыков учеников.

Организация проекта предусматривает этапы:

  1. Погружение в проект. Этот этап включает в себя определение темы проекта, которая должна быть интересной для ученика или группы учеников и соответствовать учебной программе. Также определение цели и задач проекта. Цели должны быть конкретными и измеримыми.
  2. Организация деятельности. Формирование группы участников, если надо, распределение выполнения задач для каждого ответственного. Разработка плана работы, который включает в себя этапы работы, сроки выполнения, источники информации, способы презентации.
  3. Осуществление деятельности. Учащиеся собирают и обрабатывают нужную информацию, обсуждают ход выполнения проекта, оформляют его и готовят к публичной защите.
  4. Презентация результатов. Участники представляют свой продукт перед классом. После чего обязательно должна быть оценка, основанная на критериях, определенных заранее.

Основные цели проектной деятельности в начальной школе:

  1. Развитие познавательных способностей учащихся. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать интересующие их темы, формулировать вопросы, искать информацию, анализировать ее и делать выводы.
  2. Формирование навыков работы в команде и индивидуально. В рамках проектной деятельности учащиеся работают в группах, распределяют роли и задачи, сотрудничают друг с другом, обмениваются идеями и решают проблемы вместе.
  3. Развитие творческого мышления. Проектная деятельность предоставляет возможность учащимся проявить свою индивидуальность, предлагать нестандартные решения, экспериментировать и творить.
  4. Практическое применение знаний. В процессе работы над проектом учащиеся применяют полученные знания и навыки на практике, что помогает им лучше усвоить материал и увидеть его практическую ценность. В итоге показать результат выполненной работы.

Проектная деятельность может быть организована в рамках различных предметов, например, ученики могут проводить опыты, исследовать животный или растительный мир природной зоны в рамках окружающего мира, выполнить творческую работу по технологии и т.д.

В начальной школе можно создать творческий проект (результат- творческий продукт), информационный (база знаний), игровой (организация игры, викторины, выбор роли литературного персонажа и т.д.), исследовательский (выводы, полученные в ходе исследования).

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе должна быть организована с учетом возрастных особенностей детей. Задачи и проекты должны быть доступными и интересными для учащихся, а руководство учителя должно быть поддерживающим и направляющим.

Проектная деятельность в начальной школе способствует активному и заинтересованному обучению, развитию творческих способностей и социальных навыков учащихся. Она помогает формировать у детей уверенность в своих силах, самостоятельность и ответственность за результат своей работы, развивать им навыки критического мышления и решения проблем.

Список литературы

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа: плюс до и после. – 2010. - №1.
  2. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М., 2013.
  3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – М., 2006.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов. – М., 2002.
  5. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дис. … д-ра психол. Наук. – М., 2000.
  6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. — Москва. 2008. — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....