Наставничество в системе образования Самарской области
методическая разработка
Данный материал может использоваться учителем для выступления. Он отражает роль наставничества в образовании и содержит результативность наставничества в работе с молодым педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_v_sisteme_obrazovaniya_samarskoy_odlasti.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте коллеги!
Педагоги со стажем хорошо помнят, наставничество всегда было в школе. Когда педагог приходил в школу, его окружали тепло и забота более опытных коллег - наставников. Эта система была сильной и эффективной. В этой связи можно вспомнить слова великого русского педагога Антона Семёновича Макаренко.... слайд «Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…» За каждым профессионалом, мастером, просто успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник.
Однако новое время предъявляет новые требования новым внутренним содержанием и новыми формами.
В нашу школу, как и в целом по стране, на смену опытному коллективу учителей начальных классов приходят молодые специалисты, поэтому вопрос наставничества для нашей школы актуален. В 2019 году в нашу школу прибыл молодой специалист- учитель начальных классов, Яковлева Светлана Андреевна. Решением педагогичекого совета меня назначили учителем - наставником.
Для молодого педагога была разработана дорожная карта развития. Она предусматривала поэтапный план мероприятий по развитию профессиональной компетентности молодого педагога и реализовывалась в три этапа:(слайд)
На каждый этап были поставлены цели, задачи и запланированы прогнозируемые результаты.
Формы работы профессионального становления молодого педагога имели циклическую направленность, но новые циклы на каждом этапе были совершенно на другом уровне:
заполнение диагностических анкет
-памятки для молодого педагога
-работа с документацией
-индивидуальные консультации
-самообразование
-беседы
-практикумы
-посещение уроков молодого специалиста
-взаимное посещение уроков
-тренинги
-мастер-классы
-творческие мастерские
Наиболее значимыми мероприятиями педагога- наставника с молодым специалистом на всех этапах мне виделись следующие:
-выявление профессиональных проблем молодого специалиста
-изучение нормативно-правовой базы, ведение школьной документации
-составление календарно-тематического планирования
-практикумы. Совместное моделирование этапов урока, фрагментарный их показ наставнику
-планирование работы с родителями. Обсуждение результатов работы
-конструирование современного урока и взаимное их посещение
-методическое и дидактическое оснащение
-формирование позитивного имиджа педагога (вопросы педагогической этики, культуры)
-мониторинг профессионального роста молодого специалиста
планирование воспитательной работы с классом
организация внеурочной деятельности
введение в процесс аттестации, требования к квалификации.
Как уже сказала, что формирование компетентности молодого педагога реализовывалось в три этапа.
1этап: адаптация
Этап адаптации включает два блока: блок-информационный-молодой специалист знакомиться со школой, с предстоящей работой, также с молодым специалистом проводится анкетирование, собеседование) блок- нормативно- правовой (знакомится с локальными актами, заполняет электронный журнал, участвует в составлении календарно тематического планирования).
Первый этап был самым сложным, потому что к имеющимся знаниям не хватало практического опыта. По результатам мониторинга деятельности молодого специалиста на этом этапе были выявлены профессиональные затруднения и успехи, которые вы видите на слайде:(слайд с таблицей, а я читаю)
Конечно у начинающего молодого педагога, на начало учебного года трудностей много. это:
-ведение школьной документации
- присутствие страха преподавания
- использование своего знания и умения, чтобы представить себя как личность педагога
-в вопросах дистанционного обучения, -в вопросах дисциплины на уроке
-в области практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения.)
-с родителями обучающихся. Некоторым родителям кажется, что молодой педагог ещё не способен к воспитанию и обучению их детей.
-в планировании собственного трудового дня и отдыха. Важную роль наставника в данных проблемах на первом этапе имела эмоциональная поддержка и передача своего опыта работы. Период адаптации прошёл успешно и определились цели и задачи для второго этапа.
(это слайд. Попросить помочь расставить плюсы)
-
Содержание деятельности молодого специалиста | высокая степень затруднения | средняя степень затруднения | низкая степень затруднения | Нет затруднений |
партнёрские отношения с коллективом и администрацией школы | + | |||
компетентность в ведении школьной документации | + | |||
Индивидуальный образовательный маршрут | + | |||
Изучение нормативно-правовой базы | + |
2 этап: становление. Он включает три блока: блок - методическое сопровождение молодого учителя, блок-работа с родителями, блок-повышения квалификации. Данный этап направлен на профессиональное развитие молодого специалиста, где он изучает основы педагогики, психологии, методики преподавания и работает над своим профессиональным становлением(Разрабатывает учебную программную документацию, разные виды контроля результатов качества обучения планирует внеурочную деятельность, применяет различные формы и методы обучения, использует информационные технологии) (знакомится с нормативными документами для прохождения аттестации, получение высшего образования, онлайн-курсы повышения квалификации)
Содержание мероприятий дорожной карты на данном этапе направлены на корректировку трудностей и ошибок молодого специалиста на первом этапе
По результатам мониторинга деятельности молодого специалиста были выявлены профессиональные затруднения и успехи второго этапа:
(слайд с таблицей, а я читаю)
Трудности второго этапа:
-- работа с детьми, имеющими особенности в развитии
-разработка КТП
-составление плана самообразования
-самоанализ урока и внеклассного мероприятия
-разработка КТП для детей с ОВЗ
содержание деятельности молодого специалиста | высокая степень самостоятельности | средняя степень самостоятельности | низкая степень самостоятельности |
сформированность педагогической деятельности(анкетирование) | + | ||
индивидуальный план самообразования | + | ||
отсутствие конфликтов с родителями | + | ||
результаты контрольно-аналитической деятельности (самоанализ урока) | + | ||
дистанционное обучение | + | ||
курсы повышения квалификации | + | ||
работа на общеобразовательных платформах | + | ||
Разработка КТП |
3 этап: преобразование. Развитие потенциала молодого педагога. На этом этапе определяются потенциальные и перспективные качества для дальнейшего роста молодого педагога. Он включает два блока: блок-развитие потенциала и презентационный блок.(демонстрирует свои профессиональные качества в рамках мо: открытые уроки, мастер-классы, руководит участием детей в конкурсах на уровне района, округа, области, следит за отзывами в сети интернет по опубликованным своим статьям)
Результаты мониторинга третьего этапа вы видите в таблице и на слайдах
(слайд) а я читаю
Трудности:
составление плана самообразования
-самоанализ урока и внеклассного мероприятия
-трудности работы с детьми ОВЗ
-публичные выступления
-показ мастер-класса
Как видите, что трудности второго этапа ещё повторяются и .на третьем этапе и это значит, что работа по профессиональному становлению молодого специалиста будет продолжаться.
содержание деятельности молодого специалиста | Высокий уровень сформированности | Средний уровень сформированности | Низкий уровень сформированности |
выполнение индивидуального плана по самообразованию | + | ||
сформированность педагогической деятельности (повторное анкетирование) | + | ||
обмен опытом на страницах интернета | + | ||
публичные выступления, мастер - классы | + | ||
получение высшего образования | + | ||
участие в конкурсах педагогического мастерства | + |
В завершении каждого этапа подводили итоги работы за год с целью выявления трудностей и запросов молодого специалиста, молодым педагогом заполнялась диагностическая карта по оценке профессионального роста и готовился отчет учителя наставника об эффективности реализации программы наставничества.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Современное состояние говора села Подвалье Шигонского района Самарской области
Настоящая работа посвящена изучению основных отличительных особенностей архаической части говора...
«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...
Конкурсное сочинение "Герои самарской области"
сочинение учащейся о своем дедед, участнике Великой Отечественной воыны...
Горные породы и минералы Самарской области
Краткая информация о горных породах и минералах Самарской Области....
Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».
Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...
1 областной форум работников системы образования Омской области
27 августа 2019 года I областной форум работников образования Омской области "Национальный проект "Образование": шаг в будущее...