Статья "Применение на уроках "Кубика Блума", как приёма педагогической техники".
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье описан прием “Кубик Блума”, как приём педагогической техники: даётся понятие приёма, значение и суть приёма, правила применения приёма «Кубик Блума» на уроках в школе. Особое внимание уделяется применению на разных уроках. Делается вывод об использовании приёма «Кубик Блума» в процессе обучения, что оказывает положительное влияние на различные стороны развития школьников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_na_urokah_kubika_bluma_kak_priyoma_pedagogicheskoy_tehniki.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение на уроках "Кубика Блума", как приёма педагогической техники
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,
достоин быть учителем».
Конфуций
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Китайская пословица
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Бенджамин Блум
В статье описан прием “Кубик Блума”, как приём педагогической техники: даётся понятие приёма, значение и суть приёма, правила применения приёма «Кубик Блума» на уроках в школе. Особое внимание уделяется применению на разных уроках. Делается вывод об использовании приёма «Кубик Блума» в процессе обучения, что оказывает положительное влияние на различные стороны развития школьников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности.
Ключевые слова: технология критического мышления, психические функции, система познания и саморегуляции. речевая деятельность, приём “Кубик Блума”, применение на разных уроках.
Роль языкового образования в процессах развития критического мышления достаточно высока, потому что речь выступает одним из главных условий формирования словесно-логического мышления. Кроме этого, все высшие психические функции, включая память, произвольное внимание, воображение, мышление опосредованы языком, который выступает как универсальная система познания и саморегуляции. С другой стороны, развитие критического мышления способствует прогрессу языковых компетенций и речевой деятельности.
У многих школьников, да и у взрослых, часто возникают проблемы с запоминанием текста. Бывает так, что прочитаешь его несколько раз, а в голове ничего не осталось. Причин, почему так происходит, много. Но вопрос не в этом. Можно ли как-то исправить ситуацию? На помощь придет техника «Кубик Блума». С виду простой прием помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал.
Я хочу поделиться, как можно использовать на уроках, приём технологии критического мышления, разработанном американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
«Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы».
Использование этого приёма в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них:
- «Кубик Блума» - хороший приём по запоминанию материала. Это отличный способ запомнить, а также понять то, что ученик изучает.
- Ученик учится воспроизводить знания, работать с информацией;
- Приём побуждает искать причинно-следственные связи, принимать взвешенные решения;
- Приём способствует развитию мышления, умению выделять главное и второстепенное и анализировать различные стороны явлений.
- Приём даёт возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий.
- Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Внешне кубик представляет собой объемную фигуру с 6 гранями. Его можно смастерить самостоятельно или распечатать, а потом склеить «Кубик Блума» шаблон из интернета.
На гранях написаны слова:
- Назови.
- Почему.
- Объясни.
- Предложи.
- Придумай.
- Поделись.
Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
- Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
- На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.
- Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.
- Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
- Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
- В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
- Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности учеников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Применение "Кубика Блума" уникально тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Рассмотрим каждый вопрос подробнее.
- НАЗОВИ. Предполагает воспроизведение знаний, соответствует уровню репродукции. Здесь нужно просто изложить суть текста. Это не анализ или оценка. Также это не пересказ всех мелочей. Изложите самые важные детали. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Это самые простые вопросы, которые помогают проверить самые общие знания по теме назови. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения.
Итак, что можно назвать?
Назови описанные в тексте события?
Назови фамилии полководцев. Назови географические объекты, упомянутые в тексте.
Назови, опиши предмет, который ты держишь в руках.
Ответы на подобные вопросы можно помечать стикерами. После вам будет проще их найти.
- ПОЧЕМУ. Вопрос, побуждающий к активному размышлению. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением, событиями и объектами, отдельными частями главы или статьи.
Например,
Почему герой сделал так, а не по-другому?
Почему якорь изготовлен из металла?
Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так вы лучше запомните прочитанное.
ОБЪЯСНИ. Это вопросы уточняющие. Вопрос этой грани «Кубика Блума» перекликается с предыдущим. Только ответ на него вы вряд ли найдете в тексте. Здесь придется задействовать собственный опыт, знания, умение анализировать, логически мыслить. Вопросы помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы этого блока: Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Объясни, для чего предназначен данный предмет?
ПРЕДЛОЖИ. Время проявить креативность и фантазию. Вам предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.
Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Предложи, где можно еще использовать якорь.
ПРИДУМАЙ — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.
По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.
Вопросы из этой части выглядят примерно так:
Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?
Придумай другое название рассказа.
Придумай историю, которая произошла с якорем.
Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.
ПОДЕЛИСЬ. Теперь вопросы касаются вас самих. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.
Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции понять его.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Поделись с ребятами, где ты видел якорь?
Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности: вопросы репродуктивного характера, вопросы задания: простые, уточняющие, проблемные, практические, творческие, эмоциональные. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:
- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
В старших классах ученики могут не только отвечать, но и сами формулировать вопросы. Этот приём можно использовать для организации письменных работ, заполнение таблиц.
Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:
- Опиши. Нужно либо просто сказать, что это за предмет/явление, либо описать его цвет, форму.
- Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
- Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
- Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
- Примени. Здесь следует рассказать, как предмет пригодится в жизни
- Оцени. Нужно перечислить достоинства и недостатки.
Применение «Кубика Блума» на уроке математики в начальной школе на тему «Квадрат»:
На примере кубика Блума я предлагаю рассмотреть варианты вопросов:
Объясни, что такое квадрат? (это геометрическая фигура, состоящая из сторон и углов)
Почему квадрат не катится?
Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)
Предложи, как из квадрата получить ромб? (перевернуть)
Придумай что может быть квадратным.
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
Применение «Кубика Блума» на уроке математики по теме: «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс.
На примере кубика Блума я предлагаю рассмотреть варианты вопросов:
Почему параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники)
Объясни, что такое прямоугольный параллелепипед? (это геометрическая фигура, состоящая из 6 прямоугольников)
Назови элементы прямоугольного параллелепипеда. (8 вершин, 6 граней, 12ребер)
Предложи, как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? (если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны, то получится куб)
Придумай рисунки с прямоугольным параллелепипедом.
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда?
(дома, мебель: шкафы, комоды; электробытовые приборы: телевизор, микроволновая печь…)
Применение «Кубика Блума» на уроке русского языка «Правописание шипящих в конце слова имён существительных».
На примере кубика Блума я предлагаю рассмотреть варианты вопросов:
-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч, щ)
-Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака: речь, ёж, хвощ, камыш, рожь, тишь, луч)
- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?
-Объясни: для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)
-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?
- Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный. (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь)
Применение «Кубика Блума» на уроке окружающего мира на тему: «Осадки, дождь».
На примере кубика Блума я предлагаю рассмотреть варианты вопросов:
Опиши: - Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
Сравни: - В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
Предложи ассоциацию: - Грусть.
Сделай анализ: - Дождь — это вода, которая накапливается в небе.
Примени: - Можно собирать её для полива комнатных растений.
Почему: - Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.
Применение «Кубика Блума» на уроке литературного чтения по прочитанной сказке В. П. Катаева «Цветик – семицветик».
На примере кубика Блума я предлагаю рассмотреть варианты вопросов:
Назови.
Например:
Назови автора сказки.
Назови имя главной героини.
Назови главные черты характера девочки.
Почему.
Например:
Почему эта сказка является волшебной?
Почему Жене стало жалко мальчика?
Почему можно было загадать только семь желаний?
Объясни.
Например:
Объясни, как ты понимаешь выражения: «считать ворон», «зевать по сторонам»?
Объясни, какие желания девочки показались вам важными? А какие бесполезными?
Объясни, как вела себя девочка, когда сбывались её желания?
Объясни, какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?
Предложи.
Например:
Предложи другого главного героя.
Предложи дополнительного персонажа.
Предложи, как можно было бы изменить желание девочки про игрушки, чтобы оно стало «добрым», а не «жадным»?
Придумай.
Например:
Придумай другое название для сказки.
Придумай другие волшебные слова.
Придумай волшебный предмет, который мог бы заменить цветик – семицветик.
Придумай иную концовку сказки.
Поделись
Например:
Поделись впечатлениями: что тебе понравилось и не понравилось в сказке?
Поделись, кого тебе напоминает главный герой в жизни (по характеру, по поступкам?
Поделись самым эмоциональным моментом в сказке.
Поделись, какие бы желания ты загадал, будь у тебя волшебный цветок?
Поделись своим самым заветным желанием.
Применение «Кубика Блума» на уроке литературного чтения по прочитанному рассказу М. Пришвина «Осеннее утро»
На примере кубика Блума я предлагаю рассмотреть варианты вопросов:
Назови, какими чертами характера обладает главный герой рассказа
Назови, средства выразительной речи
Почему автор написал это произведение
Почему автор назвал произведение «Осеннее утро»
Объясни, что значит «день открывает глаза»
Объясни, что значит листик летит парашютиком
Предложи своё название рассказа
Предложи другую концовку рассказа
Придумай словесную картину осеннего утра
Придумай рифму к слову паутинка (снежинка, дождинка, пылинка, росинка, рябинка
Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа
Поделись своими мыслями, чувствами, какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель
Поделись какой отрывок поразил тебя больше всего
Заключение
Можно сделать вывод: что, использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития школьников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности, формируют необходимые языковые компетенции и в то же время стимулируют развитие познавательной деятельности, интеллектуальных способностей и культуры мышления. Практика показывает, что данный приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
«Кубик Блума» — психологический приём по запоминанию материала. Он эффективен не только в случае с какими-либо книгами. Его применяют при изучении иностранных языков, биологии, химии, истории и даже математики. Бросайте кубик и отвечайте на выпавшие вопросы. Это отличный способ запомнить, а также понять то, что вы изучаете.
Учитель начальных классов Гаврилова И.Н.
Литература:
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
- Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
- Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы оригинальной педагогической техники. Использование этимологического прогнозирования на уроках русского языка в работе над непроверяемыми написаниями
В данной статье представлен материал из опыта работы. В ней раскрывается эффективный приём этимологического прогнозирования в работе над непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Приём педагогической техники "Светофор"
Педагогическая техника "Светофор" как условие развития оценочной способности и саморегуляции поведения у школьников....
А. Гин "Приёмы педагогической техники"
Эта книга - сборник педагогических приёмов. В неё вошли не только те из них, которые технологичны и применимы в условиях современной школы....
"Педагогическая техника учителя как элемент педагогического мастерства"
Данный материал может быть использован для выступления на педсовете, МО, а также для самообразования....
Мастер-класс "Кубик Блума- как приём технологии развития критического мышления"
Мастер-класс для педагогов...
Применение на уроках "Кубика Блума", как приёма педагогической техники.
В статье описан прием “Кубик Блума”, как приём педагогической техники: даётся понятие приёма, значение и суть приёма, правила применения приёма «Кубик Блума» на уроках в школе....