Урок открытых мыслей как форма метопредметного занятия
консультация
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заявлено, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является использование в образовательном процессе метапредметного подхода, предполагающего интеграцию содержания образования, педагогических усилий, а также достижение практико-ориентированного результата обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_metapredmetnogo_zanyatiya.doc | 199.5 КБ |
urok_otkrytyh_mysley_kak_forma_metopredmetnogo_zanyatiya.pptx | 767.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование метапредметного учебного занятия
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заявлено, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является использование в образовательном процессе метапредметного подхода, предполагающего интеграцию содержания образования, педагогических усилий, а также достижение практико-ориентированного результата обучения.
Введение в рамках конкурса «Учитель года России» номинации «Метапредметное учебное занятие» имеет колоссальную инновационную значимость для российского образования. Реализация метапредметного подхода актуализирует ряд педагогических проблем, так как требует особых усилий со стороны педагогов, как при разработке содержания образования, так и при отборе и применении образовательных технологий.
Метапредметность - это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования.
Метапредметность - одно из средств реализации компетентностного подхода в образовании, а метапредметный урок - разновидность и высшая форма компетентностно-ориентированного учебного занятия.
Метазнания – это знания о том, как оно устроено и структурировано, о приемах и методах познания, о возможностях работы.
Метаспособы, метаумения, методы и умения, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач. Они универсальны по сути, то есть междисциплинарные, используются не только в науке, но и в повседневной жизнедеятельности.
Метапредмет учебный - предмет нового типа, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов в результате интеграции содержания.
Технология проектирования метапредметного учебного занятия включает фундаментальные и мировоззренческие понятия.
Фундаментальные понятия: пространство и время; единица и множество; порядок и хаос; война и мир; причина и следствие; рисунок и символ; подъем и упадок; наука и предрассудки и так далее.
Мировоззренческие понятия: простое и сложное; начало и конец; разум и чувства; покой и движение; зло и добро; опыт и интуиция и тому подобные.
Парность таких категорий удобна для реализации учителем педагогических задач с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся, а также формированию их активной жизненной позиции.
Категории могут быть и одинарными: героическое, трагическое, стабильное, прогрессивное, вечное, жизнь, личность, любовь, дружба, знание, опыт, культура. Они также имеют значительный потенциал для решения задач метапредметного учебного занятия.
Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия ценностномировоззренческих категорий, используемых для метапредметной интерпретации традиционного содержания уроков.
Предпочтительные формы метапредметного учебного занятия:
-проблемная лекция;
-дискуссия, полилог;
-семинар;
-лабораторный практикум;
-деловая или ролевая игра;
-разработка и защита проекта;
-интегрированный урок.
Цель метапредметного учебного занятия в значительной степени сливается с развивающей и (в большей степени) - с воспитательной задачей.
Формулировки такой цели могут быть следующими: «формирование ценностного отношения к...», «обеспечение условий формирования личной позиции учащегося в вопросах ...».
Учитель традиционной формы обучения следует ошибочной логике: «У меня есть предметная тема - как бы сделать ее надпредметной?». Однако, здесь необходимо отталкиваться от стратегической цели образования - формирования личности. Основное средство достижения цели - это содержание образования. Учитель использует его для формирования личности, ее качественных характеристик, ценностей. При такой постановке вопроса знаниевый подход и соответствующая ему установка на обучение предмету трансформируются в использование знания для формирования и развития ценностных портретных характеристик личности учащегося.
Учитель как бы рассуждает: мне необходимо решить важную педагогическую задачу - сформировать у моих учеников общемировоззренческие позиции как основу ценностей, качественных характеристик личности, осмысленного восприятия жизни и различных ее процессов. На основе какого содержания предметного знания я могу решить эту педагогическую задачу?
При такой логике «традиционный» учитель, приверженец содержания своего предмета, злоупотребляющий научной, абстрактно-теоретической, детализированной составляющей содержания урока, не всегда сможет свыкнуться с мыслью, что предметное содержание - не самоцель изучения истории или химии.
Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно повлечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка. Многие педагоги обращают внимание на низкий уровень учебной мотивации школьников. Все труднее отвечать на вопрос учеников: «Зачем мы это учим?». Педагоги учащимся объясняют, что эти темы положено изучать по программе, что им еще предстоит сдавать ЕГЭ. Тем самым факторы и средства мотивации подменяются средствами контроля. Между тем любой учитель подтвердит, что ничто так не мотивирует ученика, как перевод сложных предметно-научных дидактических единиц в «разговор о жизни». А это и есть важнейший принцип педагогической мотивации - актуализация знания.
Метапредметное учебное занятие имеет в этом смысле колоссальный потенциал, поскольку в его основе лежат жизненно важные понятия, ценности, проблемы и ситуации, на которые проецируется предметное знание.
Не всегда учитель-предметник может увидеть и донести до каждого ученика понимание знания как ценности, необходимой и полезной для повседневной жизнедеятельности. Но любое содержание образования может быть использовано для формирования и совершенствования универсальных учебных действий, способов мышления (анализ, синтез, сравнение, поиск и обработка информации, проектирование и моделирование).
Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия
1.Не стоит пытаться сделать метапредметными сразу все уроки. Экспериментировать лучше в рамках уроков обобщающего типа. К ним учащиеся приходят уже с определенным знанием, которое можно развивать, интерпретировать, проецировать на себя.
2.Удобно проводить метапредметное учебное занятие с опорой на темы, предполагающие межпредметную интеграцию. Чем больше «связываний» узкопредметного знания с зонами его приложения (в других научных областях и в повседневной жизни), тем интереснее и продуктивнее урок.
3.Не всегда легко найти взаимосвязь между метапредметной по своему характеру категорией и предметной составляющей урока, но взаимосвязь с универсальным способом деятельности можно найти всегда.
4.Рекомендуется воспользоваться разработанной ниже схемой анализа/самоанализа учебного занятия в компетентностной и метапредметной интерпретации.
Схема анализа/самоанализа учебного занятия в компетентностной и метапредметной интерпретации
Если указанный этап учебного занятия был проведен в рамках традиционного подхода, отметьте в графе «Оценка» цифру 1,2 или 3 в зависимости от степени выраженности подхода. Если же учебное занятие было проведено, скорее в рамках компетентностного и метапредметного подходов, поставьте 4 или 5 баллов.
Этапы учебного занятия | Характеристика традиционного подхода | Оценка | Характеристика компетентностного и метапредметного подхода |
Организацион-ный этап | Ориентирован на дисциплинарный момент. | 12345 | Ориентирован на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия. |
Целеполагание | Цель имеет обучающий характер. | 12345 | Цель имеет формирующий характер (конкретных компетенций и метапредметных категорий). |
Постановка задач | Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи). | 12345 | Задачи соответствуют компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт). |
Форма и структура | В основе - комбинированный урок. | 12345 | Активная форма обучения, направленная на выработку учебного продукта. |
Отбор содержания | Преобладание фактологической, предметно-научной составляющей. | 12345 | Практико-ориентированный характер содержания, четко соотносится с формируемой компетенцией, метапредметной направленностью. |
Используемые методы и приемы обучения | Преобладают технологии традиционного, репродуктивного обучения. | 12345 | Преобладают методы и приемы активного, продуктивного обучения. |
Субъектность учебной деятельности | Основной участник-педагог. Невысокий уровень самостоятельности учащихся. | 12345 | Основной участник-ученик. Высокий уровень самостоятельности учащихся. |
Контроль | Принадлежит педагогу. | 12345 | Осуществляется через взаимо-, самоконтроль и рефлексию. |
Основной результат | Приращение предметного знания. | 12345 | Продукт как опыт деятельности учащихся. |
Стиль педагога | Ментор | 12345 | Тьютор |
Общая сумма баллов (К)- |
Обработка результатов:
Подсчитывается общее количество баллов (К).
Максимальное количество баллов – 50. Минимальное количество баллов – 10.
От 0 до 30 баллов – педагог привержен традиционным подходам в обучении.
От 30 до 50 баллов – педагог стремится реализовывать компетентностный подход в обучении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из опыта работы Урок открытых мыслей - как Метапредметное занятие По формированию читательских Компетенций обучающихся
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению , и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры » Из Национальной программы поддержки и развития чтения
Из Национальной программы поддержки и развития чтения Система обязательного образования пока остаётся единственной институцианальной структурой несущей ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за развитие базовых компетенций населения
Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги
Тихомиров Д.И. (1844—1915) — педагог, деятель народного образования, издатель и редактор общественное отношение, правила поведения - это материальное (социальное) содержание Надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Основы читательской компетентности
Уроки литературного чтения совместное чтение формирования читательской самостоятельности формирования в семьях учащихся читательских видов проведения досуга Занятия по внеурочной деятельности , посещение театров, просмотра телепередач Система работы по формированию читательской компетенции комплектование домашней библиотеки посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю Уроки внеклассного чтения Внеклассные мероприятия
Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия 1.Не стоит пытаться сделать метапредметными сразу все уроки. Экспериментировать лучше в рамках уроков обобщающего типа . К ним учащиеся приходят уже с определенным знанием, которое можно развивать, интерпретировать, проецировать на себя. 2.Удобно проводить метапредметное учебное занятие с опорой на темы, предполагающие межпредметную интеграцию . Чем больше «связываний» узкопредметного знания с зонами его приложения (в других научных областях и в повседневной жизни), тем интереснее и продуктивнее урок. 3.Не всегда легко найти взаимосвязь между метапредметной по своему характеру категорией и предметной составляющей урока, но взаимосвязь с универсальным способом деятельности можно найти всегда. 4.Рекомендуется пользоваться разработанной схемой анализа/самоанализа учебного занятия в компетентностной и метапредметной интерпретации.
Этапы учебного занятия Характеристика компетентностного и метапредметного подхода Организацион-ный этап Ориентирован на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия. Целеполагание Цель имеет формирующий характер (конкретных компетенций и метапредметных категорий). Постановка задач Задачи соответствуют компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт). Форма и структура Активная форма обучения, направленная на выработку учебного продукта. Отбор содержания Практико-ориентированный характер содержания, четко соотносится с формируемой компетенцией, метапредметной направленностью Используемые методы и приемы обучения Преобладают методы и приемы активного, продуктивного обучения. Субъектность учебной деятельности Основной участник-ученик. Высокий уровень самостоятельности учащихся. Контроль Осуществляется через взаимо-, самоконтроль и рефлексию. Основной результат Продукт как опыт деятельности учащихся. Стиль педагога Тьютор Общая сумма баллов (К)-
Метапредметные компетенции метапредметное занятие Уроки на тему «Мы идём в библиотеку»
Технологические особенности метапредметного урока
Проектирование урока
Фаза вызова Продолжительность- 5 мин. Функции: мотивационная - побуждение интереса к теме, коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями Содержание Стихотворение Елены Маминой «Край мой любимый»; Видеоряд «Родина Маминых –Урал» Методы, используемые на данном этапе: словесные и наглядные. Основные приёмы: получение информации с использованием динамического экранного материала, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез.
Фаза осмысления Продолжительность – 32 мин. Функции: Информационная - получение новой информации по теме Систематизационная -классификация полученной информации по категориям знания. Содержание: Произведения из сборника Д.Н.Мамина –Сибиряка «Алёнушкины сказки» Информация об Елене Маминой (краткое описание жизни и творчества дочери писателя, её духовной связи с отцом, завещание): слушание, эмоцианальное восприятие информации Методы: словесные, наглядные, практические. Приёмы работы с текстовым материалом, картографическим и статичным иллюстративным: выразительное чтение присказки, работа с пазлами, описание изображений, озаглавливание иллюстрацй, пересказ, характеристика героев, интерпритация текста через пантомиму,сравнительный анализ, определение самобытности сказок, их социальной значимости составление аннотаций,, получение информации, комментирование; эвристическая беседа.
Фаза рефлексии Продолжительность– 8 мин Фунции: Коммуникационная -обмен мнениями о новой информации ; оценочная -соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса Мотивационная -побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Содержание: Материал первой части урока Методы, используемые на данном этапе: словесные и наглядные. Основные приёмы: умозаключения, свободные высказывания, самоопределение.
Предполагаемые результаты Личностные УУД: будут ценить и принимать базовые ценности «терпение», «любовь», «семья»; уважать членов своей семьи, проявлять любовь к родителям; задумаются о самоопределении в жизни . Познавательные УУД : смогут ориентироваться в прочитанном материале, подробно пересказывать прочитанный материал, разовьют навык выразительного чтения, навык аннотации прочитанного; приобретут опыт работы с памяткой, научаться рассказывать по иллюстрациям, давать им названия . Регулятивные УУД: прогнозирование, целеполагание своей деятельности, определение плана выполнения задания на уроке, оценка и саморегуляция. Коммуникативные УУД: научаться участвовать в диалоге на уроке, соблюдать нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; приобретут умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог открытых мыслей (работа с одарёнными детьми)
Предлагаемые индивидуальные и групповые задания помогают выявить уровень подготовки детей по основным учебным дисциплинам в соответствии с критериями, характеризующими ученика как личность....
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Открытый урок по окружающему миру "Формы земной поверхности" 3 класс.
Этот урок дан с использованием мультимедийной презентации, интерактивной доски, нескольких ноутбуков для детей и программы Респонс, где использовались пульты для тестирования....
Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения. (урок открытия нового знания)
Планируемые результаты:Предметные · Формируем знания о том, что в зависимости от рода и падежных окончаний имена существительные делятся на 3 типа склоне...
Открытый урок по теме "Краткие формы глагольных сочетаний"
Разработка открытого урока для второго класса....
Тема урока математики во 2 классе « Вычитание вида 12 – 3» Форма урока: Урок открытия новых знаний.
Образовательные цели:познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 - ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить вы...
2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п
Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...