ПРИЁМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С МОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В своей статье предлагаю приёмы совершенствования работы с мотивированными и одарёнными детьми начальной школы на уроках, а также и на внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_sovershenstvovaniya_raboty_s_motivirovannymi_i_odaryonnymi_detmi_1.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С МОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать».
Поэтому моя задача показать несколько несложных приёмов, нацеленных на совершенствование работы с мотивированными и одарёнными детьми.
Упражнение «Ваши ассоциации».
-Скажите, Какой сегодня день? (солнечный, пасмурный, трудный, счастливый, весёлый, прекрасный, чудесный). Таким образом, мы пополняем словарный запас детей и настраиваем детей на дальнее сотрудничество.
Игра «Хорошо – плохо».
Одна группа готовит высказывания что ХОРОШО, а другая, что ПЛОХО.
Тема: (Наша встреча на МО, зима, моя работа в школе)
ВЫВОД: В каждом хорошем есть, что - то плохое.
«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного
материала, так и при знакомстве с новой темой.
Постановка проблемы. Создания проблемной ситуации - столкновение разных мнений присутствующих вопросом или практическим заданием.
Игра «Маша - растеряша».
Представьте ситуацию. Машенька потеряла ложечку чайную, чем ей размешать сахар? Ваши версии.
( Карандашом, веточкой, вилкой, ножом, трубкой, перелить в другой стакан)
- Зачем проводим эту игру?
-Конечно, это постановка и возможное решение этой проблемы.
Сказка «Колобок»
Использую известного сказочного героя в качестве задачки. Колобок. Он какой в сказке? (Румяный, сдобный, мягкий, вкусный, весёлый). Лиса его съедает в сказке.
Задача. Как сделать так, чтобы лиса сама не захотела съедать колобка.
(Сделать ему иголки, замарать его, сделать чёрствым, накормить лису, одеть колобка, …….)
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д.
На каждого участника - один рисунок.
Вспомним сказку "Теремок", сыграем сказку в измененном виде.
Каждый получает свой рисунок и играет за нарисованный объект.
Я – ЯБЛОКО. Хозяйка теремка сидит, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - тетрадь). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.
Зачем учитель проводит эту игру?
Вывод: развитие речи, тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
В своей работе на уроке учитель может использовать следующие методы:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
При организации внеурочной деятельности можно использовать развивающие игры:
- «И все-таки у них много общего».
Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
- «Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
- «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
- «Сумасшедший архитектор». Задание:
необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
- «Десять плюс десять».
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
- « И это называется…»
Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.
Упражнения для развития творческого восприятия
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
- Упражнение «На одну букву».
Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
- Упражнение «На несколько букв».
Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
- Упражнение «Переключение внимания».
Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
- «Что нового?»
Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
- «Метафоры».
Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
- «Цепочка ассоциаций».
Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
- «Рассказ по картинкам».
Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
- «Составь комикс».
Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
- «Музыка».
Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
- «Неоконченный рисунок».
Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
- «Придумай название».
Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
- «Рифмоплет».
Сначала предложить ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
- «Архимед».
Предложить ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по математике с одарёнными детьми в 3-4 классах.
Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для матем...
Работа классного руководителя с одарёнными детьми
.Актуальность выбранной темы. Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью-бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира.Но,к сожалению, э...
Работа с мотивированными и немотивированными детьми 1 класс
Планирование работы с мотивированными и немотивированными детьми 1 класса....
Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми.
Традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. В настоящее время возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на нак...
Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми.
Выступление...
Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми»
Выступление на ШМО на тему" Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми»...
« Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми».
Разнообразные современные образовательные технологии, применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциона...