Выступление на школьном методическом объединении «Воспитание толерантности как средство социального и личностного роста обучающихся»
методическая разработка

Сабитова Алла Владимировна

Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимо­действии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ, всег­да был и остается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов, все большей взаимозависимости от­дельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx38.88 КБ
Файл vystuplenie_na_mo_tolerantnost.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка

Выступление на школьном методическом объединении

«Воспитание толерантности школьников»

Разработала: Сабитова А.В.

Г. Троицк

2023

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Свое выступление я хотела бы начать с одной известной всем притчи. Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

        Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но межнациональные конфликты, расизм, религиозный фанатизм, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Практически ежедневно узнаём мы о новых террористических актах. Всё чаще слышим слова: беженец, переселенец, человек, которому трудно найти себя в современном мире. В молодёжной среде, в том числе и российской, нередки всплески групповой агрессии, профашистских настроений, например, выступления и преступления скинхэдов в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Владивостоке. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать. Ведь ещё мудрый Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.        

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

- В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

- Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

- В китайском – проявление великодушия в отношении других;

- В арабском  - прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

        Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:

  • В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
  • В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
  • В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
  • В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
  • В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

        Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться  к позициям и ценностям других людей.

        Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. Она состоит из преамбулы и 6-ти статей:

Статья 1 – понятие толерантности        

Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность – гармония в многообразии… Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…

Статья 2 – государственный уровень

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм… Чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей…

Статья 3 – социальные аспекты

Толерантность как никогда раньше важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции, взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира… Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины… Особое внимание следует уделять социально наименее защищённым группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать их социальному и профессиональному росту и интеграции…

Статья 4 – воспитание

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива… Необходимо уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 – готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 – международный день, посвящённый толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в её духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности.

        ЮНЕСКО учреждён и особый приз, который вручается за толерантность и ненасилие. Это статуэтка, созданная японской «француженкой» Тошими Ишии, или просто Тоши. Статуэтка представляет собой фигурку женщины, начинающейся в вихревом движении ног - платья и уходящую ввысь сплетёнными в жгут бесконечными руками.

        Исходя из вышесказанного, актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поэтому сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка.

        Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

        Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

  1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
  2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
  3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности  толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;
  4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
  5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приёмах воспитания толерантной личности.

        Содержание воспитания толерантности. Исходя из того, что толерантный человек – хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности может включать следующую работу:

  • Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом;
  • Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности;
  • Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»;
  • Изучение прав и обязанностей человека;
  • Правила общения, конфликты и способы их разрешения;
  • Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края;
  • Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей и др.

Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

  • Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
  • Национальный состав коллектива учащихся;
  • Проблемы в отношениях между детьми и их причины;
  • Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»

        Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

        В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.

        В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

        Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

        В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

        Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе:

  • Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
  • Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
  • Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
  • Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.
  • Приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др.

Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии:

  • Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
  • Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
  • Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  • Приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:

  • Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
  • Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
  • Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).
  • Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. О том, какие формы, методы и приёмы можно использовать, воспитывая толерантность у школьников разных возрастных категорий, и какие используют учителя нашей школы практические рекомендации:

- Воспитание толерантности у школьников 1-4 классов (Губина Л.В.);

- Воспитание толерантности у школьников 5-11 классов (Вишневская Г.М.).

        В заключение методического объединения  предлагаю вашему вниманию стихотворение, которым рекомендуют заканчивать любое занятие по воспитанию толерантности:

Гном и звезда

У речки стоял удивительный домик,

В том домике жил удивительный гномик,

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

        Не знал ни забот, ни тревог этот гном,

        Звезда освещала собою весь дом

        И печку топила, и кашу варила,

        И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.        

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

        Так шли потихоньку года и века…

        Но кончилась в доме однажды мука.

        И гном, распростившись с насиженной печкой,

        С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

 - Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

 - Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

        И на пол упала его борода,

        И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом,

Живёт в этом доме обычнейший гном,

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка

Выступление на школьном методическом объединении

«Воспитание толерантности как средство социального и личностного роста обучающихся»

Разработала: Сабитова А.В.

                         Воспитатель

Г. Троицк

2022

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Свое выступление я хотела бы начать с одной известной всем притчи. Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

        Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но межнациональные конфликты, расизм, религиозный фанатизм, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Практически ежедневно узнаём мы о новых террористических актах. Всё чаще слышим слова: беженец, переселенец, человек, которому трудно найти себя в современном мире. В молодёжной среде, в том числе и российской, нередки всплески групповой агрессии, профашистских настроений, например, выступления и преступления скинхэдов в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Владивостоке. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать. Ведь ещё мудрый Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.        

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

- В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

- Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

- В китайском – проявление великодушия в отношении других;

- В арабском  - прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

        Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:

  • В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
  • В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
  • В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
  • В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
  • В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

        Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться  к позициям и ценностям других людей.

        Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. Она состоит из преамбулы и 6-ти статей:

Статья 1 – понятие толерантности        

Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность – гармония в многообразии… Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…

Статья 2 – государственный уровень

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм… Чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей…

Статья 3 – социальные аспекты

Толерантность как никогда раньше важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции, взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира… Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины… Особое внимание следует уделять социально наименее защищённым группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать их социальному и профессиональному росту и интеграции…

Статья 4 – воспитание

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива… Необходимо уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 – готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 – международный день, посвящённый толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в её духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности.

        ЮНЕСКО учреждён и особый приз, который вручается за толерантность и ненасилие. Это статуэтка, созданная японской «француженкой» Тошими Ишии, или просто Тоши. Статуэтка представляет собой фигурку женщины, начинающейся в вихревом движении ног - платья и уходящую ввысь сплетёнными в жгут бесконечными руками.

        Исходя из вышесказанного, актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поэтому сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка.

        Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

        Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

  1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
  2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
  3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности  толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;
  4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
  5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приёмах воспитания толерантной личности.

        Содержание воспитания толерантности. Исходя из того, что толерантный человек – хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности может включать следующую работу:

  • Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом;
  • Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности;
  • Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»;
  • Изучение прав и обязанностей человека;
  • Правила общения, конфликты и способы их разрешения;
  • Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края;
  • Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей и др.

Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

  • Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
  • Национальный состав коллектива учащихся;
  • Проблемы в отношениях между детьми и их причины;
  • Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»

        Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

        В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.

        В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

        Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

        В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

        Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе:

  • Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
  • Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
  • Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
  • Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.
  • Приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др.

Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии:

  • Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
  • Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
  • Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  • Приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:

  • Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
  • Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
  • Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).
  • Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

        В заключение методического объединения  предлагаю вашему вниманию стихотворение, которым рекомендуют заканчивать любое занятие по воспитанию толерантности:

Гном и звезда

У речки стоял удивительный домик,

В том домике жил удивительный гномик,

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

        Не знал ни забот, ни тревог этот гном,

        Звезда освещала собою весь дом

        И печку топила, и кашу варила,

        И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.        

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

        Так шли потихоньку года и века…

        Но кончилась в доме однажды мука.

        И гном, распростившись с насиженной печкой,

        С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

 - Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

 - Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

        И на пол упала его борода,

        И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом,

Живёт в этом доме обычнейший гном,

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении.

Коррекционная работа в начальной школе....

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

Задание №2 Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»

Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»...

Выступление на школьном методическом объединении учителей младших классов. Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях ГПД.

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И развивать творческие способности необходимо целенаправленно и осознанно. В противном случае, тот ребёнок, в котором были заложены большие тв...