Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
материал на тему
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение как основа формирования
универсальных учебных действий
Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.
В соответствий с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.
Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности. Каковы причины этого явления?
Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.
Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.
В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.
Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:
в∙ личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в∙ регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в∙ коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;
Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений. На слайде это видно. Итак учитель формирует следующие читательские умения:
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (ПУУД- логические действия);
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам (ПУУД); (С.Маршак «Пожар», «Звучит»-книга-игра, посвящена звукам и словам с сюжетными картинками).
- формулировать тему небольшого текста (ПУУД);
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла (ПУУД, ЛУУД);
- пользоваться толковым словарём (ПУУД);
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (ПУУД);
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию (ПУУД);
- обмениваться полученными сведениями (КУУД);
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД);
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (ПУУД, КУУД);
- находить в тексте описание к иллюстрациям (ПУУД);
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (ПУУД);
- составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД);
- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы (ПУУД, РУУД);
- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД);
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных (ПУУД, ЛУУД);
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД);
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (ПУУД, ЛУУД);
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД);
- находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД);
- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном методическом объединении.
Коррекционная работа в начальной школе....
Выступление на школьном методическом объединении "Особенности адаптации первоклассников к условиям школы"
Адаптация первоклассников к школе....
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Выступление на школьном методическом объединении по теме «Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе» 21.12.16г
выступление...
Выступление на школьно-методическом объединении классных руководителей на тему "О программе "Медиатор в школе".
Выступление на школьно-методическом объединении классных руководителей на тему "О программе "Медиатор в школе"....
Задание №2 Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»
Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»...
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...