Технологии наставничества.
консультация
В работе описаны некоторые технологии наставничества, которые мною используются в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина». Сократ
К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Также он отмечал, что процесс наставничества невозможен без обратной связи.
Этот принцип Ушинского я взяла за основу своей работы как педагога-наставника. Наставник оказывает воздействие на воспитанника, а тот, в свою очередь, поступками, личностными изменениями дает наставнику обратную связь, помогая последнему корректировать процесс наставничества.
Также деятельность педагога – наставника особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии Инновационного развития России, Приоритетного национального проекта «Образование», развития и реализации плана действий по модернизации общего образования Тамбовской области. Нормативной правовой основой организации наставничества в государственных органах является:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Таким образом, наставничество – это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс.
Из чего должно складываться наставничество? Для себя я создала конструктор идеального наставничества:
- Учитель – наставник.
В данном направлении мною ведется работа в двух направлениях:
- Работа со студентами ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» по специальности «Педагогика и методика начального образования» и тесное сотрудничество с кафедрой теории и технологии дошкольного и начального образования этого же института.
Цель: создание условий для самореализации, для приобретения студентами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Всю работу со студентами делю на три этапа:
- выстраиваю отношения со студентами таким образом, чтобы возникло взаимопонимание и доверие между наставником и студентом. На данном этапе важно быть внимательным к воспитаннику, чтобы понять, какие цели и мотивы преследуют его в обучении;
- на втором этапе рассказываю студентам о традиции школы, о своих личных традициях, о взаимоотношениях в классном коллективе. Использую видеоматериалы проведенных уроков и мероприятий внеурочной деятельности;
- на третьем этапе, когда уже чувствую обратную связь, приступаю к реализации поставленных задач.
При работе со студентами использую разные виды деятельности: мастер-классы, творческие лаборатории (в работе которых привлекаю других учителей и студентов), деловые игры, круглые столы, обучающие семинары. При подготовке урока не раз использовалась техника «мозгового штурма», которая активизирует работу не только студента, но и мою, как педагога-наставника. При работе со студентами мною используется техника точечной групповой работы и командное наставничество кадровой технологии.
2. Вот уже несколько лет веду работу с молодыми специалистами. В 2017 году я вошла в состав творческой группы по разработке программы работы с молодыми специалистами.
Цель: создание в ОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Конечно, таких специалистов очень мало, от этого данный вид моей деятельности является для меня бесценным и очень интересным.
Модель работы с молодыми специалистами
«Школа молодого педагога»
Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании.
При работе в данном направлении использую технику партнерского наставничества кадровой технологии. Она помогает мне более продуктивно осуществлять задачи данного вида деятельности: более быстрая и безболезненная адаптация молодых специалистов, выявлении затруднений профессиональной практики, включение молодого педагога в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
Учитель – наставник
Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации вновь прибывших специалистов в условиях современной школы.
Свою деятельность, как учителя-наставника, строю по следующему принципу:
После успешного прохождения всех этапов, можно утверждать, что педагог может успешно развиваться в своей сфере деятельности. При работе активно использую технику онлайн и офлайн – наставничества кадровой технологии, что помогает более рационально использовать время педагога.
- Руководитель школьного педагогического объединения учителей начальных классов.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей является хорошо организованная методическая работа. Школьное педагогическое объединение учителей - это коллегиональный орган школы, которым я руковожу с 2013 года. Правильно выстроенная работа его, способствует повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Одним из действенных форм методической работы считаю наставничество, т.к. она является актуальной и востребованной кадровой технологией. Работа в данном направлении включает разные формы методической работы: проведение открытых уроков и мероприятий с последующим подробным анализом, работа над моделированием урока (целиком или фрагментарно), подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме, составление опорных схем, памяток, дидактического материала, подготовка к семинарам, профессиональным конкурсам, помощь в работе над составлением «портфолио» учителя и многое другое.
- Член творческой группы.
Цель: объединение педагогов, участвующих в научно-педагогическом исследовании и научно-практическом поиске при совершенствовании воспитательно - образовательного процесса.
Являюсь постоянным членом творческих групп в реализации инновационных проектов разного уровня. В этом направлении применяю техники командного наставничества, индивидуальное наставничество и воркшоп (работа учебной группы) кадровой технологии.
Да, наставничество нелегкий, но интересный труд. Для того чтобы профессионально осуществлять наставническую деятельность, педагогу необходимо постоянно развивать творческий потенциал, находиться в педагогическом и научном поиске, совершенствоваться в своих методах работы, межличностных коммуникациях, повышать квалификацию в областях психологии, педагогики, методики преподавания дисциплин. Результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, личности, всесторонне развитой, нравственной, культурной.
По статистике 10% людей будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы земные блага им не обещали. Работа же остальных 80% зависит от искусства управления и стимулирования, в том числе – и от искусства наставничества. Можно получить высшее образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурноисторического наследия и опыта невозможно. И как говорил Сократ: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по наставничеству.
НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.
ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...
Современные формы и технологии педагогического наставничества
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.
Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе....