Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.
статья

Виноградова Наталья Сергеевна

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_gramotnost.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.

Коммуникативная грамотность – это совокупность умений правил общения, обеспечивающая детям возможность самореализации с окружающими, это их опыт и знание межличностного взаимодействия. Данная проблема является малоизученной в современной педагогике и открывает возможности для дальнейших научных исследований. Коммуникативная грамотность является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Именно поэтому в образовании ей уделяется большое внимание.

Технология наставничества является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса для формирования коммуникативных навыков. Это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве (из проекта РФ «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся…»). Наставничество является одной из центральных тем национального проекта «Образование», который был утвержден в конце 2018 года.

Данная технология способствует реализации следующих задач национального проекта «Образование»:

- раскрыть личностный и творческий потенциал учеников; - подготовить учеников к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности;

- улучшить результаты учеников в образовательной и других сферах;

- создать комфортную среду для развития;

- развивать коммуникативные навыки.

Все это подтверждает актуальность наставничества как возможность развития коммуникативной грамотности учащихся. Формирование коммуникативной грамотности – это довольно длительный и сложный процесс, который строится в соответствии с возрастными психологическими и интеллектуальными возможностями учащихся. Наставничество способствует более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, становлению гражданской позиции.

Метод наставничества развивает умение сопереживать, понимать и принимать другого человека – это «мягкий» способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Эта технология привлекает тем, что в роли наставников выступают сами дети. Ограничений по возрасту здесь нет. В роли наставника может попробовать себя каждый.

Концепция наставничества для детей:

- мы учимся друг у друга и у самого себя;

- основа для обращения к наставнику – важные нерешенные вопросы;

- кто-то для кого-то будет наставником; - наставником может быть каждый;

- способ – обучающий диалог (наставническая беседа).

Совершенствование навыков коммуникации, самоорганизации, повышение успеваемости – это только некоторые направления в наставничестве. Необходимо, чтобы сам ученик (наставляемый) выделял для себя нерешенный вопрос, как важный, и понимал, что затрудняется разрешить его самостоятельно.

По мнению американского психолога, педагога и психотерапевта Уильяма Глассера, «…Успех должен быть доступен каждому ребёнку. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.»

Наставничество – это серьезный, ответственный процесс, где большую роль играет мотивация педагога. Формирование коммуникативных умений учащихся через наставничество способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса, формированию не только коммуникабельности, но и таких качеств личности, как целеустремлённость, ответственность, милосердие, принятие взвешенных решений, самооценка и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.(обмен опытом)

           Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные усл...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...