Методические рекомендации по разработке и оформлению исследовательских работ обучающихся начальной школы
методическая разработка (4 класс)

Абрамова Юлия Васильевна

Разработанное  методическое пособие ставит своей целью помочь педагогам и обучающимся в организации научно-исследовательской деятельности. Оно включает в себя, подробное описание структуры работы с исследованием  от выбора темы до защиты проектов перед экспертами.

В пособии представлены исследовательские работы учащихся, ставшие победителями и призерами научно-практической конференции младших школьников «Я – исследователь».

  Занимаясь исследовательской деятельностью ученик:

  • учится качественно работать с научной литературой: читать последовательно, внимательно, разбирая каждое понятие, выбирая главное;
  • развивает  критическое мышление, умения делать собственные выводы;
  • презентует свою деятельность.

Разрабатывая исследовательские материалы учитель:

  • развивает свою творческую сторону личности;
  • постоянно занимается самообразованием;
  • занимает активную педагогическую позицию и прогнозирует  перспективы общеучебной деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность для обучающегося – это вероятность  перспективного открытия своих творческих возможностей. Она  помогает продемонстрировать себя, приложив знания, быть полезным, презентовать полученный  результат.

Решая разные проблемы, зачастую сформулированные уже самими обучающимися, исследование обязательно носит практический характер и имеет важное значение в развитии личностного потенциала исследователя. 

Исследование для педагога – это совокупное практическое средство развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает индивидуальные умения и навыки у обучающихся, способствует их личностному развитию.

Создание условий для исследовательской деятельности требует обязательной подготовительной работы. Задачи исследования должны соответствовать возрасту. Во избежание перегрузки обучающихся должно быть предусмотрено временное дозирование информации. Грамотное погружение в исследование, заинтересованность проблемой – одно из важных условий успешной работы над исследованием.

Каждая работа должна быть обеспечена необходимым материально-техническим и учебно-методическим оснащением.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_is-niya_abramova_-_kopiya.docx662.65 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…4

Этапы работы над научно- исследовательской работой………………………...5

Исследовательские работы школьников…………………………………………11

Изучение факторов, влияющих на время  спуска парашюта…………………..11

Тайны замерзания воды…………………………………………………………...20

Влияние обработки семян редиса на рост и развитие растений………………..28

Изучение возможности выращивания петунии зимой в комнатных условиях..36

Изучение загрязнения воздуха автомобильным транспортом…………………..39

История названия улицы М.В. Фрунзе посёлка Новки………………………….44

Список литературы по исследовательской деятельности……………………….49

Введение

Разработанное  методическое пособие ставит своей целью помочь педагогам и обучающимся в организации научно-исследовательской деятельности. Оно включает в себя, подробное описание структуры работы с исследованием  от выбора темы до защиты проектов перед экспертами.

В пособии представлены исследовательские работы учащихся, ставшие победителями и призерами научно-практической конференции младших школьников «Я – исследователь».

  Занимаясь исследовательской деятельностью ученик:

  • учится качественно работать с научной литературой: читать последовательно, внимательно, разбирая каждое понятие, выбирая главное;
  • развивает  критическое мышление, умения делать собственные выводы;
  • презентует свою деятельность.

Разрабатывая исследовательские материалы учитель:

  • развивает свою творческую сторону личности;
  • постоянно занимается самообразованием;
  • занимает активную педагогическую позицию и прогнозирует  перспективы общеучебной деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность для обучающегося – это вероятность  перспективного открытия своих творческих возможностей. Она  помогает продемонстрировать себя, приложив знания, быть полезным, презентовать полученный  результат.

Решая разные проблемы, зачастую сформулированные уже самими обучающимися, исследование обязательно носит практический характер и имеет важное значение в развитии личностного потенциала исследователя.  

Исследование для педагога – это совокупное практическое средство развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает индивидуальные умения и навыки у обучающихся, способствует их личностному развитию.

Создание условий для исследовательской деятельности требует обязательной подготовительной работы. Задачи исследования должны соответствовать возрасту. Во избежание перегрузки обучающихся должно быть предусмотрено временное дозирование информации. Грамотное погружение в исследование, заинтересованность проблемой – одно из важных условий успешной работы над исследованием.

Каждая работа должна быть обеспечена необходимым материально-техническим и учебно-методическим оснащением.

Этапы работы над научно - исследовательской работой

Исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

  • Определение проблемы
  • Формулирование темы
  • Постановка цели и задач;
  • Выдвижение гипотезы
  • Выбор объекта и предмета исследования
  • Изучение литературы по выбранной теме
  • Выполнение исследований
  •  Анализ полученных результатов
  • Заключение (выводы)
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  • Презентация проделанной работы.

Определение проблемы

Оригинальность будущего исследования зависит от новизны поставленной проблемы. Чем современнее и актуальнее предложенная проблема, тем успешнее и интереснее будет работа. Суть определения проблемы состоит в том, чтобы в привычном и простом найти сложности и противоречия. Именно в этот момент педагогу нужно быть очень аккуратным, чтобы не упустить и не «спугнуть» искреннее желание ребенка находить ответы на возникающие вопросы.

Обязательно сначала собирают и анализируют отдельные факты из наблюдений, проведенные  опыты, размышления. Затем обнаруживается, какая-либо неясность, несоответствие, нарушение. Такие неожиданные открытия  и есть проблема исследования. Работая с формулировкой проблемы, нужно точное  иметь представление, на какие вопросы давать ответы.

Проблемные вопросы исследования могут иметь следующее начало:

Возможно ли………..?

Как……………..?

Зачем…………………?

Почему…………..?

Что случится, если……..?

Формулирование темы

  От выявленной проблемы переходим к определению темы. Казалось бы, уже определена проблема, значит и тема вот она готова.

В реальности юному исследователю сложно самостоятельно грамотно сформулировать тему.

Как правило, они выбирают яркие, броские формулировки, чаще всего похожие на слоганы. Но поскольку тема научного исследования должна отражать предмет и объект исследования, такие варианты недопустимы.

Не нужно путать такие понятия как тема и тематика.  Тематика - более широкое понятие, тема - конкретное. Например, тематика: «Воздушный транспорт – парашют», тема: «Изучение факторов, влияющих на время спуска парашюта». Поэтому помощь научного руководителя просто необходима. При этом нужно помнить:

  • Тема работы должна быть проста и понятна исследователю;
  • Не всегда красиво изложенная тема может быть хорошо раскрыта в работе, и наоборот, нескладный вопрос окажется удачным;
  • Тема должна быть решаема и выполняться за относительно недолгие сроки.

Постановка цели и задач

Постановка цели сводится к ответу на вопрос: «Зачем проводить исследование?» В любой работе цель всегда одна. Она проста в понимании, но сформулирована научным языком. Конечно, без помощи учителя будет справиться с такой задачей нелегко.

Алгоритм составления цели исследования:

1. Выбрать одно слово из представленного списка, которое больше всего соответствует вашей теме: проверить, исследовать, изучить, обосновать, выяснить, установить, показать, описать, и др.

2. Добавить справа название объекта исследования (того, что изучаете).

Например:

Цель работы: исследовать факторы, влияющие на время падения парашюта.

Цель работы: изучить возможности выращивания петунии зимой в комнатных условиях.

Задачи исследования состоят из перечисления этапов, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели. Достаточно трёх, четырех «поручений». В задачах прописывают теоретическую и практическую части работы.

Исследователь должен ответить на вопрос научного руководителя: « Что ты должен сделать, чтобы достичь поставленной цели?»

Цель работы: изучить влияние различных видов предпосевной обработки семян на рост и развитие растений.

Задачи:

- изучить литературу о редисе и различных способах обработки семян перед посевом;

- подобрать малоизвестные способы обработки семян;

- заложить опыт и провести наблюдения за посаженной культурой;

- проанализировать полученные результаты.

Цель работы: изучить историю названия улицы М.В.Фрунзе.

Задачи:

- изучить архивные материалы школьного музея, связанные с улицей М.В. Фрунзе;

- записать воспоминания старожилов поселка об улице;

- познакомиться с биографией человека, в честь которого  названа улица.

- систематизировать и обобщить собранный материал;

- рассказать о проделанной работе на школьной научно-практической конференции.

Выдвижение гипотезы

Первое, отчего возникает гипотеза – это предъявленная  проблема. Важно, чтобы гипотеза была краткой, емкой, лаконичной. В ней отражается желаемый результат исследования. Гипотеза задает направление всей работе. Обязательным условием становления гипотезы является ее доказываемость или опровержение различными способами.

Алгоритм составления гипотезы:

  • обратитесь к теме работы, прочтите ее несколько раз для точного запоминания;
  • изучите доступные материалы, в которых уже данная тема представлена;
  • все, что в изученных работах осталось под грифом «неизвестно» или имеет форму без ответа, будет выдвигаемой гипотезой.

Тема работы: «Изучение факторов, влияющих на замерзание воды».

Гипотеза исследования: предполагаю, что замерзание воды можно ускорить или замедлить.

Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс или явление, которое создает  проблемный момент или заставляет  получить более углубленные знания. Так же объектом может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.

Чтобы помочь обучающемуся в понимании определения объекта исследования, научный руководитель задает наводящие вопросы: «Что будет взято тобой для изучения и исследования?» «Что рассматривается в работе?»

Предметом  же считается явление или процесс, находящийся в рамках объекта и рассматривается как часть объекта исследования. Простыми словами – это стороны объекта, его особенности, свойства, которые будут исследованы.

Объект исследования: шоколад.

Предмет исследования: влияние шоколада на здоровье детей.

Объект исследования – вода.

Предмет исследования – факторы, влияющие на ее скорость замерзания.

Изучение литературы по выбранной теме

 Информационный блок – самая  необъятная ступень исследования. Для понимания полной картины изучаемого вопроса подбираются разные источники. На данном этапе работы научный руководитель дает возможность действовать самостоятельно, делая небольшие подсказки в правильности выбора нужной информации. Он предлагает  прочесть книги по теме, найти заметки в газетах и журналах, просмотреть сюжеты из новостей  и видеосборники, обратиться к мнению экспертов.

 Важно! Не ограничивайтесь интернетом! Библиотека — самый верный источник!

Обязательно научите играть детей в игру «Репортер». Суть игры – задавать вопросы,  чтобы собрать как можно больше информации из разных источников.

Памятка сбора информации для исследования:

1. Используй нескольких источников.

2. Не путай факты (что есть или было в реальности) и мнение (это всего лишь чья-то точка зрения).

3. Достоверна ли предложенная информация (больше касается сети интернет)

4. Актуальна ли информация (устаревшие источники, чаще бумажные носители).

5. Проверь ссылки источников.

Удобным способом работы с информацией считается – прием «Чтение с пометами». Во время прочтения отмечается важная информация карандашом, используются маркеры.

 Целесообразно работая с источниками, использовать интеллект - карты. Они помогают увидеть связь, выделить главное, привести все в систему, вспомнить проштудированный материал.

Интеллект-карта ценна своей  наглядностью. Она поможет мыслить точнее, если складывается тупиковая ситуация.

Интеллект – карты составляют с ключевого слова, его пишут в центре листа, обводят в овал и рисуют «ветви» линии. Каждая линия соответствует определению, связанному с этим словом. Ветвление может быть простым и сложным. Это зависит от количества и качества  полученной информации и тщательной работы с источниками. Чтобы карту легче читать, многие слова заменяют рисунками, добавляют различные цветовые гаммы.

Выполнение исследований и анализ полученных результатов

В начальной школе выполнение исследований обязательно должно проходить вместе с научным руководителем. Потому как  эксперименты и опыты невсегда безопасны для обучающихся.

Проанализировав информацию из различных источников, вместе с юным исследователем составляется алгоритм эксперимента.

Он может иметь несколько этапов, причем каждый из них анализируется как самостоятельный пункт экспериментальной части работы.

Итоги  опытов, наблюдений, экспериментов обязательно фиксируются в диаграммы, схемы, таблицы. Затем сравнивают полученные результаты и делают выводы. В этом тоже необходима помощь педагога.

Заключение (выводы)

Заключение считается одним из главных аспектов проведенного исследования. В этом пункте сжато излагается суть всей работы: тезисы теории, практические достижения и их оценка, точные выводы. Полученные умозаключения должны быть последовательны и логичны.

Выводы начинают с актуальности  темы исследовательской работы, постепенно переходят к поставленной цели, достижение которой стало результатом работы исследователя.

 Чтобы грамотно выстроить тезисы заключения необходимо обратиться к задачам темы, перечислив их и анализируя их выполнимость. Экспериментальная часть работы, как правило, самая большая часть, поэтому в выводах нужно описать их лаконично. В конце заключения можно прописать  планы дальнейшего изучения темы исследования, предложить идеи усовершенствования.

Список использованной литературы

Библиографический список  в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и обязательно  нумеруется.
По правилам  его размещают на отдельном листе после Заключения.  Оформляют  в соответствии принятыми общими правилами.

В список включаются все источники, которые использовались для работы над исследованием.

Сведения об источниках состоят из: фамилии, инициалов автора, названия источника, место издания, издательства, год издания, количество страниц.

Фамилию автора прописывают в именительном падеже. Место издания необходимо указывают  полностью в именительном падеже.

Для статей: пишут инициалы автора, название статьи, название журнала, год его издания, номер страницы.

Официальные документы ставят в начале списка литературы в следующем  порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).

Источники  на иностранных языках ставят в конце списка после русской литературы.

Приложения

В конце работы обучающегося  на отдельных листах выносят поясняющие материалы, тесты, графики, фото, рисунки, диаграммы,  вопросы и т.д. В верхнем правом углу страницы пишут – «Приложение 1» и его название.

Если есть приложения к работе, то ссылки на них в тексте  самой исследовательской работы обязательны, например: (Приложение 3). Номер приложения соответствует порядку ссылки в тексте.

Презентация проделанной работы

Защита выполненной работы – венец исследовательской работы. О проделанной работе не просто нужно рассказать, а защитить свою точку зрения доказательно.

В ходе выступления  юный исследователь стремится грамотно изложить полученную им информацию, сталкиваясь с другими точками зрения, доказывает свою, отвечает на вопросы.

Подготовка текста защиты исследования начинают с определения его составляющих, далее разрабатывают план доклада, по которому пишут текст для выступления. Обязательно проводят несколько тренировочных репетиций защиты работы. Ключевые моменты заучивают наизусть. Тренируют временной регламент выступления. Время, выделяемое на защиту, составляет 5-7 минут.

Текст защиты исследования  обязательно оформляют письменно. Удобнее иметь два экземпляра выступления: для выступающего и для научного руководителя.

Во время выступления не желательно  читать и пользоваться тестом доклада.  Для успешности  выступления рекомендуется, ключевые вопросы внести в презентацию.

К речи выступающего  на защите исследовательской работы предъявляются следующие требования:

  • четкая дикция;
  • умеренный темп речи;
  • нужная сила голоса (голос должен слышать каждый слушатель независимо от количества и объемов аудитории, зала);
  • логичная последовательность представляемого материала;
  • культура и красочность речи;
  • простота и понятность изложения материала;
  • дополнение речи жестами (но не слишком частыми и однообразными);
  • диалог с аудиторией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе...

«Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе».

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы

В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих  тетрадей и тетрадей для контрольных работ....

Рекомендации по написанию и защите рефератов (исследовательских работ) в начальной школе

Цель работы - приобретение навыков работы по подбору, изучению, анализу и обобщению различных источников информации (литература, опросы, опыты, наблюдения). Процесс выполнения работы состоит из следую...

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...