Практика адаптации детей мигрантов
опыты и эксперименты

Ушенко Ольга Сергеевна

 

 

Метод интеллект-карт помогает вовлечь иноязычных детей в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, коллеги!

Обучая детей мигрантов, мы сталкиваемся с рядом проблем.

 Во-первых, это проблема двуязычия. Язык – это средство общения, форма выражения этнокультур. Ребёнок мигрант, обучаясь в общеобразовательной школе в России, нуждается в помощи по изучению русского языка. Так как при языковом барьере, возникает дистанция между языками и культурами.

Во-вторых, дети с языковым барьером, адаптируясь в новой культуре, в новом обществе, испытывают тревожность и стресс. Им приходится устанавливать новые отношения, адаптироваться к новому окружению, к изменившимся требованиям в образовательном процессе.

В-третьих, в современном обществе продолжает существовать дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни и привычкам, верованиям. Школа не является исключением.

Поэтому, обучая детей мигрантов, мы ставим перед собой задачу формирования позитивного отношения к своему народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам, т.е. обучаем детей толерантности.

Хочу представить вам один из приём групповой работы, который использую на своих уроках.

Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Метод интеллект-карт помогает вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.

  Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Автором этого метода, является американский психолог Тони Бьюзен.

В России изучением интеллект- карт занимается учитель русского языка и литературы Абрашикова Наталья Николаевна.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

А интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Интеллект-карта имеет свои преимущества:

- внимание концентрируется на существенных вопросах;

- легче выделяется основная идея, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

          А также, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.

Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

        Главное достоинство метода - его универсальность. 

На слайдах представлена работа по составлению интеллект-карт на уроке русского языка тема «Части речи». Также предлагаю посмотреть фрагмент этого урока.

Ссылка на урок:

https://drive.google.com/file/d/1JIyoUEsDRkj0Vanm75JmYMUzw2HRTEQU/view?usp=sharing

Вывод: 

Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем.

Спасибо, коллеги, за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Глагол называет что делает? что делают? что будет делать? что сделает? настоящее время действие предмета отвечает на вопросы изменяется по временам что делали? что делал? что сделал прошедшее время будущее время

Слайд 3

Имя прилагательное называет какой? какая? какое? какие ? ед.ч . мн.ч признак предмета отвечает на вопросы изменяется по числам

Слайд 4

Имя существительное называет кто? что ? одушевлённые неодушевлённые собственные нарицательные ед.ч . мн.ч предмет отвечает на вопросы изменяется по числам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...

Организация урочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов

  Перед  каждым учителем  стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом...

«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»

Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...

Социокультурная и коммуникативная адаптация детей мигрантов и их семей в группе продленного дня

Жизнь современного общества немыслима без миграции населения. Количество мигрантов в наш век неуклонно растёт. В школах Российской Федерации появляется всё больше и больше детей мигрантов с очень...

Особенности адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе

Официальная регистрация в России дает право детям мигрантов на получение образования в российской школе. Однако зачисление такого ребенка в школу – это лишь первый шаг. Современная российская шк...

отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год

отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год...

Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020

Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020...