Описание педагогического опыта
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskogo_opytadakukina_t.n.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
Введение
1. Тема: Проектная деятельность как форма развития творческих способностей младших школьников.
2. Сведения об авторе: Дакукина Татьяна Николаевна, высшее образование, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, учитель начальных классов, педагогический стаж – 4 года, в МБОУ «Новокарьгинская СОШ» – 4 года.
3. Актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Поэтому именно проектная деятельность стала темой моей работы.
4. Основная идея моей работы: Продемонстрировать использование проектной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников в обучении.
5. Теоретическая база опыта: В основе моей работы лежат труды американского философа, педагога, психолога и реформатора образования, основоположника метода проектов - Джона Дьюи, чьи идеи оказали влияние на образование и социальные реформы. А также использовала труды его последователя в реализации проектной деятельности на практике-Уильяма Херда Хилпатрика. Опиралась на идеи проектного обучения Российского и советского педагога-экспериментатора - Станислава Теофиловича Шацкого- автора многих трудов по вопросам воспитания, создателя экспериментальной опытной станции, школы нового типа в духе гуманистического воспитания, активно внедряющего метод проектов. Научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А. Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.
6. Новизна опыта: Происходящие перемены в современном, постоянно развивающемся обществе требуют новых форм работы с детьми, в целях развития их творческих способностей. В своей работе с детьми я использую метод проектов, который позволяет сделать учебный процесс более интересным, более продуктивным. Новизна опыта состоит в создании разнообразных проектов в различных видах деятельности школьников, направленных на формирование благоприятной среды, ориентированной на раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся.
7. Технология опыта: В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, а также раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал каждого ребёнка. На первое место для моих учеников выходят формы самостоятельной работы, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых знаний. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Вовлекаю в проектную деятельность своих учеников уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это и ролевые игры, и мини-спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом дети рассказывают о своей работе, показывают то, что у них получилось, и очень радуются, когда слышат похвалу в свой адрес.
В первом классе более приемлемая коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекаю родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
С первоклассниками мы работали над проектом «Птичья столовая», который проводится в школе традиционно каждый год.
Цель: организовать «столовые» для зимующих птиц.
Задачи:
1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;
2) Изучить, чем питаются птицы;
3) Провести акцию по сбору птичьего корма;
4) Изготовить кормушки;
5) Разместить кормушки на пришкольном участке;
6) Следить за кормушками, обновлять корм;
7) Презентация. Праздник «Синичкин день».
Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий кормили птиц, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых, фотографировали, рисовали. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, так как учащиеся получили новые знания и умения. Труд ребят был отмечен на линейке школьной грамотой.
В целом при работе над проектом учитель:
• помогает ученикам в поиске нужных источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, мной использовались следующие формы работы по организации проектной деятельности:
Творческие виды работ на уроках литературного чтения-написание сочинений и сказок: «Моя любимая мамочка», «Мой самый близкий друг», «Мой питомец», и др. В своей работе с учениками на уроках литературного чтения организовываю урок так, чтобы он был радостным и творческим, чтобы в работу включались все ученики. Каждый пишет, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу. С первого класса мои ученики рисуют литературных героев, иллюстрации к произведениям, пишут стихи, сочиняют сказки, загадки, то есть выполняют разного рода творческие задания. Оформляют их в виде книжечек и брошюрок и зачитывают свои произведения на уроках.
Пишем с детьми сочинения, поскольку они помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к последовательному мышлению, развивают интерес к литературному творчеству.
По учебной программе ребятам предлагается множество интересных проектов по русскому языку: «Скороговорки», «Семья слов», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках».
По окружающему миру Плешаков А.А учащиеся выполняют проекты: «Родной посёлок», фоторассказ «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии», «Сказочная история о диком или домашнем животном», «Моя Красная книга», «Правила друзей природы».
На уроках математики мои дети путешествуют в мир чисел, выполняют различные творческие задания и каждый из них во второй четверти создал проект «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде
Особое внимание в защите своих проектов мои ученики уделяют презентациям. Ребята с лёгкостью с ними справляются. Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда детей подготавливают небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Для направления деятельности учеников мной была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
• Сделай выводы
• Оформи результаты своей работы
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Такую памятку готовлю на каждого ученика. Работая в проекте, памятка помогает ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников. Ребятам очень нравится инсценировать сказки, готовясь к данному виду проектной деятельности ответственно: приносят необходимый инвентарь для показа, изготавливают маски и костюмы вместе с родителями. Моими учениками был представлен проект-музыкальный спектакль-сказка «Мама для Гнома». Мы с ребятами отправили свою работу (видео спектакля) на конкурс «Театральное Поволжье». Но результаты пока ещё не известны. Участники данного проекта ждут с нетерпением оценки экспертов.
Во внеурочной деятельности проводим различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурс чтецов, конкурс на лучший новогодний плакат, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки, как живым планом, так и в жанре кукольного мини-спектакля, музыкальный конкурс.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся форм проектной деятельности, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться высоких результатов.
8. Результативность опыта:
Результатом данной работы стало повышение мотивации к обучению учащихся, повысился уровень самостоятельности, улучшилось продуктивное воображение, повысилась оригинальность творческой фантазии, появился творческий подход к решаемым задачам. Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы – очень любят посещать кружки, секции и что самое важное-с удовольствием идут в школу. Творчески пытаются себя проявлять, буквально, во всех видах деятельности. И это меня очень сильно радует. Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения. Они неоднократно становились лауреатами 1, 2, 3 степени муниципального этапа форума «Одаренные дети», победителями и призерами таких конкурсов как «Конкурс чтецов», «Слободские самоцветы» в номинации «Слово», «Открытая сцена».
9. Список литературы:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.
Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.
А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.
Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова. //Самара, 2001.
Степановская В. М. Воспитание творчеством. //Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.
Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов// Н.Ю. Пахомова.- М.: Аркти, 2003.- 112 с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат.- М.: Академия, 1999.- 224с.
Развитие творческих способностей учителя и учащихся: материалы I межрегиональной науч.-практ. конф. / Т.В. Соловьева.-М.: Взгляд, 2010.-279с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"
У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...
Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме. Основной цел...
Описание педагогического опыта
Тема "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...
описание педагогического опыта
Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дняДонецкой общеобразовательной школы №97Клименко Марины Михайловны...
Описание педагогического опыта
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития...