Формирование функциональной грамотности учащихся на основе конвергентного подхода
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Коржавина Юлия Валерьевна

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных целей современного образования и новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Как же учителю начальных классов сформировать принципиально новый тип мышления учащихся?

Прежде всего необходимо совершенствовать образовательную среду междисциплинарной интеграцией, создавать на занятиях новый образовательный маршрут, используя лабораторное и цифровое оборудование, применять конвергентный подход.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности учащихся на основе конвергентного подхода.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных целей современного образования и новых Федеральных государственных образовательных стандартов.  

        По мнению Александра Суркова, директора московской школы № 1576: «В современном мире востребован выпускник, который обладает совокупностью знаний. Он  не должен делить себя на технаря или гуманитария, он может четко применять знания  в технологической сфере, но при этом понимать и гуманитарные явления, или быть гуманитарием, но прекрасно ориентироваться в условиях цифровой эпохи».

         Как же учителю начальных классов сформировать принципиально новый тип мышления учащихся?

         Прежде всего необходимо совершенствовать образовательную среду междисциплинарной интеграцией, создавать на занятиях новый образовательный маршрут, используя лабораторное и цифровое оборудование, применять конвергентный подход.    

Конвергентный подход в образовании предусматривает любой вид деятельности, направленный на взаимное проникновение и влияние различных предметных областей и IT-технологий. Это новое и более сложное понятие, чем межпредметность или метапредметность.

Межпредметность — область пересечения двух или более учебных предметов. Метапредметность — универсальные учебные действия, непредметные компетенции, формируемые на предметном и межпредметном материале.

          Конвергентное образование — тот вариант образования, в котором мы не только устанавливаем межпредметные связи и развиваем метапредметные компетенции, переносим знания из одной предметной области в другую, то есть обучаем комплексно. Наиболее эффективно это осуществляется при организации проектной деятельности на интегрированных учебных занятиях при создании интегрированных проектов. Например, проектов, созданных моими учащимися:  «История письменности», «Человек в мире звуков», «Гулливеры и лилипуты в наномире», «Современные гаджеты» и др. 

       Интегрированный проект имеет смежную тематику нескольких предметов, общее содержание и методы изучения, что дает возможность увидеть и исследовать изучаемый объект с разных сторон. Он может реализовываться во время учебных занятий или выполняться за пределами аудиторной занятости. Такой проект всегда предполагает исследовательскую работу учащихся на основе самостоятельной познавательной деятельности, межпредметные экскурсии, и, как итог, презентация проекта. При этом формируется системное мышление и функциональная грамотность.

          При реализации интегрированных проектов мы используем различные информационные технологии: виртуальное сотрудничество, облачные сервисы, моделирование в среде электронных таблиц, в среде графических редакторов, 3D-моделирование.        

Мы также используем такие формы презентации как видеоролики, буклеты, информационные бюллетени, фотоотчеты в ВК, виртуальные экскурсии, анимации, квесты, интерактивные модели. При этом учащиеся самостоятельно определяют, какие информационные технологии позволяют им наиболее эффективнее  представить результаты проекта, что  способствует развитию цифровых компетенций.

Конвергентный подход предполагает организацию самостоятельной работы учащихся с ситуационными, практико-ориентированными задачами.

Например, формированию финансовой грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности способствует решение таких задач, как «обмен валюты,  акции и скидки в магазине, покупка товаров разных категорий на определенную сумму, эксперимент «семейный кошелек». Такой активный метод как деловая игра «Биткоины и блокчейны» позволяет учащимся погрузиться в реальную жизненную ситуацию:  имея криптовалюту, грамотно управлять ею и  приобрести состав устройств ПК для решения профессиональных задач.

Возможности цифрового оборудования лабораторий школьного центра «Точка роста», виртуальные лаборатории, 3D – моделирование, исследование компьютерных моделей, эксперименты с моделями в среде электронных таблиц способствуют развитию естественнонаучной грамотности учащихся, восприятию реального процесса окружающего мира.  Помогает учащимся научно объяснять явления и понимать особенности естественнонаучного исследования.

Формированию глобальной компетентности –креативности, критическому мышлению, коммуникации, кооперации способствует коллективное обсуждение таких вопросов как: Может ли роботизация стать проблемой для человечества? Как возникла письменность? Какой будет «умная школа» будущего? Как жить безопасно с Интернетом?

Также развитию креативности, исследовательских навыков способствует система дополнительного образования, курс «Робототехника», выводящий учащихся за рамки учебных предметов, синтезирующий предметные знания с опытом деятельности.

          Для проведения конвергентных занятий в своей работе использую ресурсы  Московской Электронной Школы, опыт работы образовательных учреждений г. Москвы.

Следующий слайд представляет алгоритм проведения конвергентного занятия:

       Алгоритм проведения:  учебное занятие может быть организовано на трех тематических станциях  (химия, физика, биология или окружающий мир, ИЗО, технология). Учащиеся делятся на микро-группы и выполняют задания, которые им представлены в рабочих листах. Даются три темы на выбор, например,  «Свет», «Движение», «Тепло». Можно выбрать две или три темы. Практическая работа с лабораторным оборудованием, с сервисом МЭШ, Яндекс.Учебник, learningАpps и др. Создание презентации  на  Айти IT-полигоне ( работа с пробуками). Чемпионат по решению междисциплинарных задач. Презентация – продукт совместной работы.

Формированию математической компетенции способствуют конвергентные задания, предполагающие умения синтезировать знания различных предметных областей математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

        Например, в задании указан "Буквенный ключ", который поможет учащимся составить искомые словосочетания. Расшифровав устойчивое выражение, они знакомятся с его «исторической справкой», значением, таким образом, оно легко входит в словарный запас. Задания разноуровневые и ученик сам выбирает его по своим силам. Пример заданий представлен на слайде.

Тема. "Сложение и вычитание в пределах 100"

Какое выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее? Переносное значение этого выражения – средство выйти из затруднения или руководящее начало.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/13/s_5f0c0bb267a4f/1493916_1.png

Тема. "Дроби"

Выражение связано с именем легендарного баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н.э. Означает это выражение умение говорить или выражать свои мысли притчами, аллегориями.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/13/s_5f0c0bb267a4f/1493916_22.png

       Хочу с вами поделиться, что  в своей педагогической практике применяю новую образовательную технологию «Педагогика удивления» фактом, методом, образовательной средой, потенциалом. Данную технологию представлю на мастер-классе.

      Таким образом, ориентация целей образования на формирование функциональной грамотности приводит педагогов к пониманию необходимости реализации конвергентного подхода,  использованию в образовательном процессе цифровых технологий, включению учащихся в   проектно-исследовательскую деятельность для решения практических жизненных задач.

Ведь мир – это единое целое, а не перечень отдельно изучаемых дисциплин.

           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности учащихся на основе конвергентного подхода

Слайд 2

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных целей современного образования и новых Федеральных государственных образовательных стандартов . «В современном мире востребован выпускник, который обладает совокупностью знаний. Он не должен делить себя на технаря или гуманитария, он может четко применять знания в технологической сфере, но при этом понимать и гуманитарные явления, или быть гуманитарием, но прекрасно ориентироваться в условиях цифровой эпохи» Александр Сурков, директор школы №1576 г. Москва

Слайд 3

Как сформировать принципиально новый тип мышления? - совершенствовать образовательную среду междисциплинарной интеграцией - создавать на занятиях новый образовательный маршрут - применять конвергентный подход Конвергентный подход в образовании предусматривает любой вид деятельности, направленный на взаимное проникновение и влияние различных предметных областей и IT-технологий.

Слайд 4

Межпредметность — область пересечения двух или более учебных предметов. Метапредметность — универсальные учебные действия, непредметные компетенции, формируемые на предметном и межпредметном материале.

Слайд 5

Конвергентное образование — вариант образования, в котором не просто устанавливаем межпредметные связи и развиваем метапредметные компетенции, а ищем подход к одному предмету через другой, переносим знания из одной предметной области в другую, обучаем комплексно. « История письменности » «Человек в мире звуков » «Гулливеры и лилипуты в наномире » «Современные гаджеты » Интегрированные проекты

Слайд 6

Интегрированный проект

Слайд 7

Интегрированные проекты и информационные технологии виртуальное сотрудничество облачные сервисы моделирование в среде электронных таблиц, графических редакторов 3D-моделирование . Формы презентации - видеоролики - презентации - буклеты -информационные бюллетени, фотоотчеты в ВК -виртуальные экскурсии - анимации - квесты -интерактивные модели Ц ифровые компетенции

Слайд 8

Финансовая грамотность ситуационные задачи практико-ориентированные задачи Деловая игра «Семейный кошелек » Деловая игра «Биткоины и блокчейны »

Слайд 9

Естественнонаучная грамотность Лаборатории школьного центра «Точка роста » Виртуальные лаборатории Цифровой образовательной среды 3 D – моделирование И сследование компьютерных моделей Э ксперименты с моделями в среде электронных таблиц

Слайд 10

Глобальная компетентность включает в себя знания, когнитивные умения, отношения и ценности и опирается на 4К : -креативность, -критическое мышление - коммуникация - кооперация Проблемные вопросы Может ли роботизация стать проблемой для человечества? Как возникла письменность? Какой будет «умная школа» будущего? Как жить безопасно с Интернетом? К урс « Робототехника» развивать креативность изучать , исследовать, делать открытия воспринимать мир как единое целое выводить за рамки учебных предметов синтезировать предметное знание с опытом деятельности

Слайд 11

Алгоритм проведения учебного занятия: -Тематические станции -Создание микро-групп -Ознакомление с Рабочими листами -Практическая работа с лабораторным оборудованием, сервисом МЭШ, ЯндексУчебник , learningАpps и др. - Создание презентации на IT-полигоне -Чемпионат по решению междисциплинарных задач - Презентация продукта совместной работы

Слайд 12

Математическая грамотность " Буквенный ключ " Тема "Сложение и вычитание в пределах 100" Какое выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее? Переносное значение этого выражения – средство выйти из затруднения или руководящее начало. Тема "Дроби " Выражение связано с именем легендарного баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н.э. Означает это выражение умение говорить или выражать свои мысли притчами, аллегориями.

Слайд 13

Мир – это единое целое, а не перечень отдельно изучаемых дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

«Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)

laquo;Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)...