Методист-наставник как связующее звено между наукой и практикой
статья
Успешное развитие системы профессионального образования немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Основной функционал методиста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodist_1.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методист - наставник
Успешное развитие системы профессионального образования немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Слово «методист» с греч. methodos означает следование чему-нибудь.
Известный немецкий ученый, педагог-практик 19 века Фридрих Адольф Дистервег писал: «Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…». Действительно, испытывая затруднения в своей работе, педагоги - практики пытаются преодолеть их самостоятельно или обращаются к трудам ученых. Однако на деле многие научные разработки оказываются малодоступными для практиков, так как трудны для восприятия и понимания. В результате богатство педагогической науки оказывается невостребованным практиками. В тоже время, у практиков продолжают накапливаться проблемы, что и ведет к рутинности, банальности и в конечном итоге к застою.
Между «пространством» практики и «пространством» науки должно быть связующее звено, канал, обеспечивающий их взаимодействие. Это звено должны составлять люди, обладающие способностями и знаниями, которые позволяют им профессионально работать и в «пространстве» практики, и в «пространстве» науки. Это своеобразные «переводчики» науки на язык практики. Миссия методиста как раз и состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики. «Сильный ум, преследующий практические цели, - писал Гете, - лучший ум на земле». Официально должность методиста появилась во второй половине 19 века при Петербургском музее военно-учебных заведений. И только в 2009 году, спустя более 150 лет, была утверждена квалификационная характеристика должности методиста. Если же углубиться в историю, то методистами в образовании были и великие философы Аристотель, Сократ, Платон. Святые Кирилл и Мефодий - первые православные миссионеры 9 века до н.э., которые составили славянскую азбуку — кириллицу и глаголицу, перевели с греческого языка на славянский церковные книги и несли Слово Божие славянским народам. Слово, учение в переводе на греческий означают метод. Значит, они выполняли методическую миссию. А сегодня миссия методиста в образовании как никогда актуальна.
Инновационный всплеск в образовании вызвал необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, генерировать новые идеи. И миссия методиста состоит в формировании нового типа педагога – профессионала, обладающего педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой, способного на практике реализовать достижения отечественной и мировой педагогических наук. И миссия методиста в этом - быть не просто проповедником идей и новаций, а донести идею, мысль до педагога так, чтобы у него появилось вдохновение, вдохновение творить, вдохновение узнавать что-то новое, чтобы появилось внутреннее стремление души выразить себя, страстная потребность сообщить свои приобретения другим. И как много приобретений должен для этого сделать педагог, как щедро запастись «мыслями и чувствами»! Ведь только от переполненного сознания, от захвативших глубоко накопленных и освоенных знаний, от мудрых мыслей, пробудивших чувства, захочет и сможет педагог передать другим то, чем он живет и дышит. И, какая огромная требовательность предъявляется при этом методисту – наставнику педагога, и какая ответственность лежит на методисте, и какой великий простор для деятельности методиста. Миссия методиста - быть связующим звеном не только между наукой и практикой, но и между поколениями. Извечная проблема общественного развития – связь поколений, передача жизненного и исторического опыта от одного поколения другому. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях и т.д. Миссия методиста как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать этот опыт и в концентрированном виде передать своим педагогам, а педагоги – детям. Можно сказать, что методисты - живое звено между прошедшим и будущим. Миссия не такая простая и однолинейная, поэтому и диапазон деятельности методиста достаточно широк, и формы и способы работы многообразны. Именно их разнообразие и позволяет методисту осуществлять свою миссию и выполнять функции:
- Информационно-организаторская функция. Главная задача методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.
- Организационно-педагогическая функция предполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.
- Пропагандистская функция обеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педагогических технологий, пособий, Учебно-методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.
- Диагностико-аналитическая функция одна из важнейших функций методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал учреждений, педагогов, выявить внутренние педагогические резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.
- Контрольно-диагностическая функция предполагает посещение и анализ практической работы педагогов, диагностику эффективности реализуемых педагогом программ и применяемых педагогических технологий, состояния образовательного процесса в учреждении. Функция прогнозирования - без прогнозирования образовательного процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в целом.
- Инновационная функция - методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы в учреждениях; внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.
- Конструктивная функция. В функцию методиста входит и разработка учебно-методической документации, корректировка образовательных программ учреждений, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.
- Координационная функция - методист обеспечивает координацию сетевого взаимодействия учреждений образования, сотрудничество образовательных учреждений с разными социальными институтами детства.
- Стимулирующая функция - все вышеперечисленные функции, так как они так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании. Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие. Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств методиста. Как профессионал, методист сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Он не только должен усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких результатов, осознавать себя профессионалом, развивать в себе профессионализм. Именно этот уровень профессионализма методиста наиболее существенно влияет на прогресс системы образования в целом. Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим методистом, учителем педагогов, наставником, новатором, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства. И коль у методиста есть миссия, значит, есть заповеди: приметить застенчивого; возвеличить скромного; возвысить вежливого; успокоить пылкого; напоить жаждущего; просветить заблудшего; мобилизовать ленивого; зажечь инертного; взорвать равнодушного; озарить примитивного; вдохновить творческого. И ни одна миссия, в том числе и миссия методиста, не выполнима без личностных человеческих качеств. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность методиста, его отдельные качества как бы проецируются на педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик, нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности методиста. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот «арсенал» личностных качеств методиста. Профессионально значимые личностные качества методиста В современных условиях методист должен обладать следующими качествами: аналитический склад ума; развитый социальный интеллект; широкий кругозор и общекультурная эрудиция; высокий уровень развития абстрактно-логического мышления; открытость новому, инициативность; развитая грамотная речь; большой лексический запас; ораторские и организаторские способности; развитые коммуникативные навыки, способность к концентрации внимания, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно); способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью и др. Кроме профессионально личностных качеств современный методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний из следующих областей: общей педагогики, диагностики, теории воспитания, сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического исследования, эксперимента; общей, педагогической, социальной психологии; социологии, методики социологических исследований; общей и педагогической инноватики. Все эти знания необходимо органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области профессионального образования, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.
В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....
Классный руководитель - связующее звено в учебно-воспитательном блоке: школа - учебник - родитель.
В построении воспитательного и образовательного процесса большое значение придается взаимодействию педагогов и родителей. В этой статье говорится о социальный задачах, диагностических и воспитательных...
"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".
"Преемственность между начальным и средним звеном"....
Презентация. Предшкольная подготовка как связующее звено между дошкольным образованием и обучением в начальной школе.
Презентация о подготовке детей к обучению в школе (т.е работе в коллективе, общению со взрослыми, сверстниками;мотивационная готовность; подготовка детей к обучению как новому для них виду деяте...
Мастер-класс Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном
В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со с...
Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...
Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образо- вания
Сборник включает публикации участников Всероссийской (с международ-ным участием) научно-практической конференции «Актуальные тенденции взаимодействия...