Практическое применение игровых технологий на разных этапах урока в начальной школе.
статья
Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и направленными на результат целями — педагогической и игровой. Вторая используется как средство мотивации к достижению первой. Игра помогает в лёгкой форме усвоить общественный опыт, а игра педагогическая, вдобавок к этому, направлена на обучение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическое применение игровых технологий на разных этапах урока в начальной школе.
В современном мире изменения происходят с огромной скоростью. Образование также не стоит на месте. Учителя активно применяют ИКТ-технологии, различные сайты и приложения для обучения детей. На уроках используют интерактивные доски, планшеты и компьютеры. Но главным инструментом учителя начальных классов по-прежнему остаётся слово и игровые технологии. Играть любят и взрослые, и дети. Ведь игра - это “симуляция” реальной жизни, которая помогает в лёгкой форме усвоить общественный опыт, а игра педагогическая, вдобавок к этому, направлена на обучение.
Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и направленными на результат целями — педагогической и игровой. Вторая используется как средство мотивации к достижению первой.
Игровые технологии на уроке должны носить постоянный характер и использоваться комплексно. Игры бывают дидактические, воспитательные, развивающие и социализирующие. И все они применимы на уроках в начальной школе. Рассмотрим каждый этап урока с практическими примерами педагогических игровых технологий.
I этап: “Вход в урок. Актуализация”.
Приём “Стикер под стул”
Запишите определение нужного вам понятия так, чтобы каждое слово было написано на отдельном стикере или листочке. Перед уроком поместите стикеры под стулья учеников. 1 ученик = 1 стикер. Затем попросите учеников заглянуть под стул и тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске. У доски дети могут составить определение или самостоятельно определить тему урока.
Игра “Крокодил”
На листочках записываем несколько слов, связанных с темой урока. Ученики по очереди выходят к доске, вытягивают листок и изображают, написанное на нём, пантомимой. Задача остальных угадать это самое слово. После того как все слова разгаданы, учащиеся сами пытаются определить тему урока.
II этап: “Основной”
“Комикс”
Можно использовать на уроках литературного чтения для быстрого запоминания текста, точнее его пересказа.
Лист бумаги делим на 6-9 одинаковых частей. В каждом из полученных квадратов зарисовываем персонажей, добавляем диалоги к картинкам. Закрываем учебник и пересказываем сказку/рассказ/басню по созданному комиксу.
“Квиз”
Подходит для проведения обобщающего или урока-повторения пройденного. Класс поделить на группы. Продумать 5-6 этапов для квиза по 3-5 вопросов на каждый. Для ответа на вопрос группе даётся определённое время от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от сложности. Ответы команда записывает на листок, который сдаётся после каждого этапа квиза. В конце баллы подсчитываются и определяется победитель.
III этап: “Физминутка”
Игра “Камень-макароны”
Данная физминутка направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Можно проводить в положении сидя и стоя.
Слова учителя: “Ребята, попробуйте представить себя огромным камнем. Как это можно сделать? (ответы детей) Да. Камень крепкий и несокрушимый. Напрягите все мышцы! А теперь вспомните, как выглядит лапша. Или макароны. Они мягкие, чтобы их изобразить нужно полностью расслабить тело. Попробуйте!”.
Далее учитель говорит слова “Камень. Макароны”, чередуя, а дети изображают эти предметы. Потом усложняет игру. Произнося, например так: “Правая рука - камень. Левая нога - макароны” и т.д.
“Хлопай-топай”, или “Правда-ложь”
Эта физминутка поможет не только расслабиться, но и вспомнить пройденное по любому уроку.
Учитель зачитывает правдивое или ложное утверждение по теме. Дети определяют, правда это или ложь. Если правда - хлопают, если нет - топают.
Например:
Учитель: “2+2=5”. Дети топают.
Учитель: “У девочки было 3 яблока. 2 она отдала. Осталось одно”. Дети хлопают.
IV этап: “Закрепление”
Игра “Слово за спиной”
- Учитель ставит стул спинкой к доске.
- Выбирает одного человека из класса и сажает на стул.
- Дети пишут в тетради несколько слов/понятий, связанных с пройденной темой, прочитанной сказкой и т.д.
- Учитель проходит по рядам, выбирая одно слово. Записывает его на доске так, чтобы ребёнок, сидящий на стуле не видел это слово.
- Учащиеся объясняют слово своему однокласснику, не называя его и не используя однокоренные слова.
- Слово разгадано. На стул садится следующий ученик.
“Крестики-нолики”
Данная игра помогает быстро проверить знания учащихся по теме.
Все ученики получают листочек, на котором изображено поле для игры в крестики-нолики. Каждый квадрат пронумерован, всего их 9. Учитель зачитывает утверждение по теме урока. Если дети с ним согласны, ставят в графе крестик, если нет - нолик.
V этап: “Рефлексия”
“Рефлексивная мишень”
Дети получают листочки, на которых изображена мишень для игры в дартс и поделена на 4 части. 1 часть - моя работа на уроке. 2 часть - насколько я усвоил материал урока. 3 часть - насколько мне было комфортно на уроке. 4 часть - деятельность учителя.
Детям предлагается “поиграть” в дартс, отметив точкой “попадание” в каждом из секторов. Чем ближе метка к середине, тем урок прошёл лучше/понятнее/интереснее.
“Пересказ в одном предложении”
Подходит для быстрого запоминания пересказов по устным или усвоению определений по любым предметам.
Учащимся предлагается ответить на вопросы, а затем пересказать пройденное одним сложным предложением.
Каждый вопрос пишется с новой строки, чтобы было легче ориентироваться в написанном. Также можно выделять вопросы цветной ручкой, а ответы записывать синими чернилами.
Кто? Что?______________
Что делал/делали?___________________
Как?________________
Когда?___________________
Где?________________
Почему?__________________
Зачем?__________________
Заключение
Такие простые игры, практически не требующие долгой подготовки учителя, достаточно просто использовать на уроках. Главное - они приносят отличные результаты, способствуют быстрому усвоению и запоминанию сложных тем и определений, повышают мотивацию к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Формирование УУД на разных этапах урока в начальной школе
На конкретном уроке рассматривается возможность формирования УУД в начальной школе....
Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.
Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока в начальной школе.
Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока способствует позитивному настрою, снижает психо-эмоциональную активность обучающихся, создает благоприятный психологически...
Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...
Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.
Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе....