Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В соответствии с ФГОС общего образования целью образования становится формирование и развитие у школьников ключевой компетенции «умение учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у младших школьников универсальных учебных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_gruppovoy_raboty.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с ФГОС общего образования целью образования становится формирование и развитие у школьников ключевой компетенции «умение учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у младших школьников универсальных учебных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться.
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.
Умение учиться как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной , разделённой между участниками форме: в форме учебного сотрудничества.
Учебное сотрудничество – форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема , учебная задача.
Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Групповая форма организации учебной деятельности младших школьников представляет собой механизм и один из этапов формирования у младшего школьника умения учиться.
При использовании групповой работы на уроках, конечно есть определённые риски, такие как:
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений и усилий
- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
- Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
- Групповая работа сопровождается шумом.
Но также очевидны и эффекты от данной технологии.
Повышается учебная и познавательная мотивация
- Снижается уровень тревожности учащихся
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний
- Улучшается психологический климат в классе.
- Можно использовать на любом этапе урока
- Возможность открыто помогать друг другу
- Возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
Все эти эффекты формируют основную компетенцию общего образования «умение учиться».
Для того чтобы на уроках как можно больше было эффектов, необходимо данную работу проводить систематически , начиная с 1 класса. Сначала необходимо научить учеников работать в малых группах (парах). Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, домашнее задание, правильность и красоту письма.. Следующий этап- научить тренироваться в парах (отработка навыка таблицы сложения и вычитания, устный счёт). Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать её. На этом этапе идёт не обучение ролям, а получение опыта совместной работы, одновременно с этим мы начинаем формировать УУД. Во главу угла, конечно мы ставим развитие коммуникативных УУД, но мы не можеи отрицать того, также формируются и регулятивные и познавательные УУД
Личностные:
-определять свой поступок
- уважать мнение других;
-стремиться к взаимопониманию.
Регулятивные:
-определять цель учебной задачи
-составлять план выполнения задач, решение проблем;
-Учиться вырабатывать критерии оценки;
Познавательные:
- извлекать информацию
-ориентироваться в своей системе знаний;
-добывать новые знания;
-перерабатывать новую информацию
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других;
-договариваться с людьми
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
После того как дети получили представление о сотрудничестве в паре, можно переходить к работе в группе. Самым оптимальным количеством участников в группе- 4 чел., максимально 6 чел. Способы формирования групп могут быть различны:
- Группы постоянного состава;
-«Случайные группы»
-Группы, сформированные учителем.
Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, необходимо с детьми обсудить правила работы в группе, мы с детьми выработали следующие правила , их вы видите на слайде, данные правила мы проговариваем на начальном этапе перед каждой работай в группе.
- Говорите по очереди
- Убедитесь, что в разговоре участвует каждый
- Говорите спокойно и ясно
- Говорите только по делу
- Обращайтесь друг к другу по имени
- Возражая или соглашаясь смотрите на говорящего
А также алгоритм работы в группе, каждый этап в начале учитель контролирует сам.
- Думаю сам.
- Делюсь своим мнением с товарищами.
- Обсуждаем версии
- Принимаем решения
- Оформляем.
- Презентация.
Также распределяем роли
-Спикер
- Ведущий
- Секретарь
Организация сотрудничества младших школьников друг с другом – одна из важнейших задач учителя. Наиболее активно такое сотрудничество осуществляется в различных видах групповой работы, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность ученика по отношению к учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС
В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах....
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе
В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке, дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...
презентация на тему ,, Памятки как приём организации самостоятельной учебной деятельности на уроках в начальной школе,,
презентация поможет педагогам в работе по данной теме....
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе.
Учебное сотрудничество строится как ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех партнёров учебного взаимодействия. Предметом действия учителя является не только сам...
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе
Традиционная модель начального образования в соответствии с потребностями развивающегося общества и личности претерпела в последнее время значительные изменения, связанные с формированием новых предст...
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе...