Использование среды Перволого для развития творческих способностей
статья
ПервоЛого – интегрированная творческая среда на базе языка Лого, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников и младших школьников. В ПервоЛого ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sredy_pervologo_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx | 827.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование среды Перволого для развития творческих способностей детей.
Одна из важнейших задач педагога – способствовать всемерному интеллектуальному и творческому развитию личности каждого учащегося, основываясь на знаниях закономерностей развития школьников на каждом этапе обучения. Использование компьютера в системе образования соответствии с принципами раннего умственного развития детей позволяет сделать его ценным компонентом развивающей модели обучения. При этом очень важен подбор таких программных продуктов, создатели которых видят компьютер не самоцелью, а способом активизации творческого развития личности ребёнка. Этим требованиям в полной мере соответствует программа ПервоЛого
ПервоЛого – интегрированная творческая среда на базе языка Лого, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников и младших школьников. В ПервоЛого ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. Работа в этой среде способствует развитию познавательных способностей младших школьников, что является одной из основных целей школьного обучения, развитие памяти, внимания, логики при работе с программным продуктом, выработке осознанных навыков в работе на компьютере, воспитание целеустремлённости и результативности в процессе решения учебных задач. А учителю ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.
Детям занятия помогают попробовать и освоить новый вид деятельности, открыть в себе новые возможности и способности. Некоторые ученики совершенно неожиданно для себя узнают, что компьютер может быть не только средством развлечения, но и средством реализации творческого потенциала, чему способствует яркая эмоциональная окраска деятельности ребёнка.
Среда ПервоЛого позволяет реализовать коммуникативные, технические и эстетические способности учащихся в процессе проектно – творческой деятельности. Среда создает благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме решения задач формирования общеучебных навыков и приёмов мыслительной деятельности, среда ПервоЛого помогает решать задачи, стоящие перед пропедевтическим курсом информатики. Это формирование у детей основ информационной культуры и формирование алгоритмического стиля мышления. Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
По сути дела ПервоЛого это компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" - темы. Это могут быть и очень простые проекты, состоящие из картинки и текста или звука, и весьма сложные - включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет, конечно, традиционная для Лого черепашка.
Работа, выполненная в ПервоЛого, представляет собой нечто вроде «компьютерного альбома», состоящего из одной или нескольких листов, которые можно перебирать на экране. На страницах «живут» черепашки, которые являются основными объектами, управляемыми с помощью языка команд. Альбом можно сопровождать текстовой и звуковой информацией. Черепашки могут «надевать» различные формы и передвигаться в созданной с помощью «рисовалки» среде. Формы черепашек можно редактировать и создавать заново. Программное обеспечение предоставляет преподавателю и ученикам возможность использовать компьютер как инструмент для реализации собственных замыслов и идей.
Лого предлагает школьнику управлять черепашкой — экранным роботом, который можно переместить на любое заданное расстояние и развернуть на любой угол. Управляя черепашкой, создавая с ее помощью на экране рисунки, каждый учащийся быстро накапливает необходимый опыт работы с угловыми величинами. Более того, он может сам открыть некоторые геометрические закономерности. Например, сталкиваясь с необходимостью нарисовать на экране крышу для домика, школьник выяснит, пробуя и ошибаясь, соотношение углов в треугольнике.
На скриншоте показан интерфейс ПервоЛого
Мой помощник ПервоЛого.
В разделе помещены те альбомы, которые с успехом применялись мной на уроках и
хорошо воспринимались учениками. Каждый альбом сопровождается заданием и решаемыми при этом методическими задачами.
«Кассой букв и слогов» и «Кассой цифр и счетного материала» учителя пользовались на
протяжении многих лет на начальном этапе обучения математике и в букварный период
обучения грамоте, при этом решалось множество методических и дидактических задач:
знакомство с буквами и цифрами, обучение составлению слогов и слов, обучение прямому и
обратному счету предметов, формирование пространственных представлений, навыков
соотнесения букв со звуками и цифр с количеством, игры на внимание, на развитие
зрительной памяти, логические игры — вот далеко не полный перечень задач, которые
решаются при помощи касс.
Такие кассы, но уже в электронном варианте, легко создаются в программе ПервоЛого.
Рис.3
Первая страница кассы содержит все
пройденные буквы
Задание: назови буквы,
покажи букву . .. .
Задание: прочитай слово, запомни как оно пишется, составь это слово самостоятельно.
С одной страницы на другую переходим при помощи кнопок в левом нижнем углу,
составив одно слово возвращаемся по кнопке «Слова» к образцам и проводим аналогичную работу со следующим.
рис 5 Задание: Щёлкай мышкой на все буквы И, чтобы
они исчезли
При этом решаются следующие методические задачи:
- развитие внимания;
- запоминание очертаний новой буквы при знакомстве с ней;
- осознание множественности образов буквы
Касса цифр и счётного материала тоже могут иметь несколько страниц. Такой формат
очень удобен, так как на разных страницах можно разместить счётный материал на разные
темы. Цифры и математические знаки добавляются в кассу по мере их прохождения.
Задания могут быть самые разнообразные, как и с любым счетным материалом:
1. поставь на верхнюю полочку 3 квадратика, столько же кружочков на нижнюю;
2. на верхнюю 2 треугольника, на нижнюю 3 квадратика, где больше?, где меньше?, как
сделать чтобы стало поровну;
3. поставь столько квадратиков, сколько раз я хлопну, или столько сколько показывает
цифра у меня в руках;
4. поставь рядом красный треугольник и зеленый, какой из них справа, какой слева?;
5. поставь зеленое яблоко, рядом - 2 красных, сколько всего яблок?
6. 2 ежика пошли гулять и встретили еще одного, сколько всего стало?;
7. поставь 5 кроликов, один убежал, сколько осталось?, еще один убежал, сколько осталось?;
8. Положи на одну полочку 1 морковку, на другую — много, и т.д.
Рекомендации: при проведении работы с кассой счетного материала лучше скрыть закладки и инструменты, во-первых, ребенок не отвлекается на другие красочные формы в закладках, а работает только с теми, что вы приготовили к уроку, во-вторых, не воспользуется ненужным инструментом (удаления, копирования или перемещения).
Счетные палочки — неотъемлемый атрибут обучения счету и здесь два варианта
работы с ними: на мониторе при помощи компьютерной мыши и на столе с палочками по
образцу на экране. Я использую и тот и другой.
Задания: положи в каждую коробочку столько палочек, сколько показывает цифра рядом с ней; построй из палочек фигуры как на образце.
Далее я помещаю скриншоты нескольких альбомов с небольшими комментариями
общего и методического планов. Эти альбомы с успехом применялись мной на уроках и
хорошо воспринимались учениками. Каждый альбом сопровождается заданием и решаемыми при этом методическими задачами.
Задания: покажи чашку наполовину заполненную вишнями, целую чашку вишен, целуютарелку малины, сделай так, чтобы вместо полной тарелки ягод у нас были две наполовину заполненные тарелки, одну вишенку разрезали на две половинки, можно из двух половинок сделать одну целую ягоду? Сравни ее с неразрезанной.
Методические задачи: ознакомление с понятиями «целый», «половинка». Сравнение по
величине путём наложения объектов один на другой.
Задание: посмотри внимательно на картинку, расскажи, где что стоит. А теперь перейди наследующую страницу и расставь все вещи по своим местам. Рассказывай что куда поставишь
Методические задачи: развитие зрительной памяти, пространственных представлений:
“на”, “под”, “слева, справа”, “выше-ниже”
Рекомендации: если ребенок не может вспомнить месторасположение какого-то предмета,
можно вернуться к предыдущей странице, нажав на кнопку.
Надеюсь, что ПервоЛого станет для вас тем инструментом, который поможет вам найти
путь к ребенку, сделать ваши уроки наиболее эффективными и интересными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефо...
Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 1.
Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....
Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 2.
Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....
Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 3.
Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....
Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.
Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...
Доклад на педсовете "Перспективы использования бумагопластики как средства развития творческих способностей школьников"
Особенностью младших школьников является то, что они не могут долго заниматься одним видом деятельности. В этом плане хороши занятия бумагопластикой, т.к.представляют со...
«Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей детей»
Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов...