Доклад на педсовете "Перспективы использования бумагопластики как средства развития творческих способностей школьников"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Особенностью младших школьников является то, что они не могут долго заниматься одним видом деятельности. В этом плане хороши занятия бумагопластикой, т.к.представляют собой синтез разных видов техник : аппликация, рисование, конструирование из бумаги, оригами, торцевание, тычкование, квиллинг, сминание, кручение, изонить и т.д. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективы использования бумагопластики как средства развития творческих способностей школьников.
Детство - период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Младший школьный возраст - благоприятный период для развития творчества, это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной.
Особенностью младших школьников является то, что они не могут долго заниматься одним видом деятельности. В этом плане очень хороши занятия бумагопластикой, т.к.- это синтез разных видов изобразительной деятельности (техник): аппликация, рисование, конструирование из бумаги, оригами, торцевание, тычкование, квиллинг, сминание, кручение, изонить и т.д. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги.
Бумагопластика – современный вид искусства. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время ее широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный!. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием бумагопластика. Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг, и оригами – столь популярная ныне техника. Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складыванием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Изделия, выполненные в технике папье-маше – это
тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Бумагопластика больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращаю внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, – эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерство ручной работы, кто понимает: такие изделия действительно уникальны.
Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Ребенок приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.), ее свойствах (гибкость, пластичнось, сохранение формы).
Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, минимум инструментов, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей школьников. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание, внимание, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
Несомненно, развитие ребенка тесно связано с его способностями; индивидуально-психологические особенности личности обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.
Основой всякой творческой деятельности является воображение. Однако, воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Практические занятия с бумагой предоставляют детям такую возможность, способствуя включению школьника в совместную с взрослыми деятельность. Дети с развитым воображением легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но, вместе с тем, очень изобретательны и критичны, прежде всего – к самим себе.
Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение деталей и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы.
Цели курса «Чудеса из бумаги»:
- раскрыть возможности бумагопластики для творческого и художественно-эстетического развития детей, сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить.
- развить умение детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Изделия из бумаги находят широкое применение: они используются при оформлении класса, для украшения новогодней ёлки, в проведении выставок и конкурсов. Дети с удовольствием делают подарки своим близким. Ребята гордятся своими работами и готовы демонстрировать их всем. Поэтому очень важно получить красочное изделие.
Важно научить ребенка проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию, это активизирует мыслительные процессы.
Воспроизведение действий, показанных учителем, не является для ученика простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения. При слабой координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ученика известного волевого и мыслительного напряжения. Поэтому я хвалю ребенка за малейшие успехи.
Постоянно, в конце занятия, необходимо устраивать выставки всех работ, чтобы ребенок мог ощутить гордость за свое произведение. При подведении итога занятия (или отдельного этапа), рассматриваются и обговариваются допущенные ошибки и пути их устранения. Впрочем, работа над исправлением недостатков в работах учащихся идет постоянно, главное, чтобы ребенок понимал – его не ругают, а учат творить чудеса. Обязательная заключительная и самая приятная часть занятий – благодарные аплодисменты каждого участника себе лично и друг другу.
При составлении календарно-тематического плана занятий с бумагой для учащихся начальных классов я учитывала материальную базу школы и возрастные особенности детей, подбирала материал по принципу исполнения от простого к сложному. Самыми доступными и интересными для детей оказались техники:, оригами, скульптура из мятой бумаги, кручение. В качестве бумажного материала использую белую и цветную писчую бумагу, салфетки, крафтбумагу. Крафтбумага актуальна при изготовлении упаковочных изделий: коробочек и пакетов. Очень интересен способ создания композиций оригами. Это древнейшее искусство складывания из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые. Этот раздел бумагопластики я выбрала приоритетным для проведения занятий в младших классах, так как он наиболее доступен, безопасен и результативен по скорости исполнения готового изделия детьми. Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса школьников. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью.
Модульное оригами - это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей, которые могут сложить даже дети средней группы. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ. Интересна техника выполнения объемной формы путем сминания бумаги: школьники младшего возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму позволяет делать не только забавные поделки , но и вполне нужные для повседневного обихода предметы: закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и многое другое. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.
Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого. Плетение – один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумагу, учитывая три её свойства – гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны младшим школьникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Ученики 2 и 3 класса успешно выполнили скульптуру «мышка», «черепашка».
Также в плане я постаралась отразить темы, посвященные, праздникам: Новый год, день Святого Валентина, день защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, день Космонавтики, день Победы. С детьми проводятся беседы о праздниках, о традициях празднования каждого праздника, дети знакомятся с символикой в продуктивной деятельности. На занятиях дети с большим удовольствием делают поздравительные открытки для своих близких. Продолжительность занятий «Чудеса избумаги» -30 минут. В ходе занятия проводим физкультминутки, обязательные для расслабления мышц и снятия напряжения. Методы, используемые на занятиях: беседа, рассказ, обсуждение, рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы; обсуждения готовых работ.
Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей. Занятия построены по принципу от простого к сложному. Перед началом занятия проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом.
Исходя из своих наблюдений, я могу сделать вывод, что такие занятия нравятся детям намного больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. После проведения нескольких таких занятий я стала замечать, как дети стали более увлеченно работать, а некоторые, заинтересовавшись той или иной техникой, осваивают ее с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества. Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получается яркая, оригинальная поделка.
В перспективе я планирую на уроках «Чудеса из бумаги» познакомить ребят с более сложной и оригинальной техникой «Пейп-арт» и папье- маше. Работа в этих техниках требует терпения, усидчивости , сосредоточенности и концентрации внимания. Процесс работы многоступенчатый, в несколько этапов, но результат того стоит. Работы получаются высокохудожественные.
Опыт работы с детьми по бумагопластике показал, что параллельно с развитием творческих способностей детей происходит развитие еще ряда качеств, способствующих социализации и самореализации юной личности. Поэтому можно сделать вывод, что дети, занимаясь на занятиях по бумагопластике, усваивают программу, у них хорошо развивается мелкая моторика рук, дети работают самостоятельно, помогают друг другу, умеют слушать учителя и своих сверстников, а также у ребят развивается воображение и фантазия.
Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований. Бумагопластика, как вид деятельности, занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей: делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности; создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду; обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка; способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей. Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.
Образовательный потенциал бумагопластики охватывает все пять областей развития в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта: социально-коммуникативного развития; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое и физическое развитие. Обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...
Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.
Дать понятие «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...
Доклад на тему "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников"
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можн...