Рекомендации по составлению Специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
статья (1 класс)
Эта статья будет интересна учителям и воспитателям детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
составление СИПР для детей с ОВЗ | 260.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги! Продолжим наш разговор о составлении Специальной Индивидуальной Программы развития, сокращенно СИПР. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию Базовых Учебных Действий, по предметам входящим в учебный план. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год). Наши специалисты уже познакомили вас с диагностикой, которую проводят логопеды и психологи. Я хочу рассказать о диагностике, которую проводит учитель и воспитатель. Наша задача, выяснить, какими учебными базовыми действиями обладает ученик. Для этого мы проводим диагностику базовых учебных умений. Диагностика проводится 3 раза в год. В начале, в середине и конце года. На основе полученных данных, мы составляем программу развития ребенка на ближайшее время. В обсуждении программы развития принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, а так же родители. Отработка базовых учебных действий и навыков проходит по программе АССЕРТ.
2 - 9 слайд: Сбор и анализ данных. Далее проводим оценку базовых учебных действий. Сюда входит диагностика : Навыков готовности к обучению. Навыки невербальной имитации. Навыки самообслуживания. Базовые вербальные навыки. Продвинутые вербальные навыки. Академические навыки. Навыки готовности к обучению в классе. Игровые и социальные навыки. С помощью этой таблицы очень просто и быстро проводить диагностику. То, что в таблице отмечено минусом, т.е, навык отсутствует или недостаточно сформирован, потом вводится в программу ASSERT. Обратите внимание, что нумерация в таблице соответствует номерам программы ASSERT. Таким образом, получается, что если в таблице в графе 1.1.1 стоит минус, то открываем программу ASSERT № 1.1.1. Где подробно описан процесс формирования навыка.
Таблица 1. «Сбор и анализ данных»
Ученика: Класс :
Навыки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Навыки готовности к обучению (У,В,П,Л,) | ||
1.Готовность к получению инструкций | ||
1.1.1Различение объектов на слух | ||
1.1.2. Зрительный контакт | ||
1.1.3. Привлечение внимания | ||
1.1.4.Смотрит в ответ на имя | ||
1.1.5.Указывание | ||
1.1.6.Ходьба | ||
1.1.7. Зрительное прослеживание |
| |
1.2.Невербальная имитация (У,В,) | ||
1.2.1.Невербальная имитация с объектами | ||
1.2.2.Орально-моторная имитация | ||
1.2.3.Невербальная имитация (NVI) | ||
1.3.1 Понимание действий | ||
1.4.1 Ждать | ||
1.5.1 Совместное внимание | ||
2. Самообслуживание (У,В) | ||
2.1.Еда | ||
2.1.1.Еда | ||
2.1.2Использование столовых приборов | ||
2.2. Десенсибилизация | ||
2.2.1. Одевание-раздевание | ||
2.2.2Пылесос | ||
2.2.3.Стрижка волос | ||
2.2.4.Зубы | ||
2.3.Одевание | ||
2.3.1.Одевание | ||
2.3.2.Шнурки, пуговицы | ||
2.4.Гигиена | ||
2.4.1. Мытье рук | ||
2.4.2.Чистка зубов | ||
2.4.3.Душ | ||
2.5. Туалет | ||
3.Базовые вербальные навыки (Л) | ||
3.1.Вербальная имитация | ||
3.1.1. Звуки | ||
3. 1.2 комбинации звуков | ||
3.1.3.Слова | ||
3.2. Части тела | ||
3.2.1.Понимание | ||
3.2.2. Называние | ||
3.3. Называние объектов | ||
3.3.1.Понимание названий объектов | ||
3.3.2. Называние объектов | ||
3.4. Манд | ||
3.4.1. Манд- просит | ||
3.4.2. Манд-игровые активности | ||
3.4.3. Манд- просит недостающий объект | ||
3.5. Знакомые люди | ||
3.5.1. Понимает | ||
3.5.2. Называет | ||
3.6. Звуки животных | ||
3.6.1. Понимает | ||
3.6.2.Произносит | ||
3.7.Да-нет | ||
3.7.1.Предпочитаемые объекты |
| |
3.7.2. Подтверждение отрицания | ||
3.8.Расположение комнат | ||
3.8.1. Понимает | ||
3.8.2. Называет | ||
3.9. Интравербальные навыки | ||
3.9.2.Цвета | ||
3.9.3.Песни | ||
3.9.4.Игры | ||
3.10. Индентификация глаголов | ||
3.10.1. Понимает | ||
3.10.2. Называет | ||
3.11. У меня есть | ||
3.12. Я вижу | ||
3.13. Просодика. | ||
4.Продвинутые вербальные навыки (Л) | ||
4.1 Профессии | ||
4.1.1. Понимает | ||
4.1.2. Называет | ||
4.2. Эмоции. | ||
4.2.1. Понимает | ||
4.2.2.Называет | ||
4.3. Пол | ||
4.3.1.Понимает | ||
4.3.2. Называет | ||
4.4. Противоположности. | ||
4.4.1. Понимает | ||
4.4.2. Называет | ||
4.5. Функции | ||
4.5.1.Понимает | ||
4.5.2. Называет | ||
4.6. Множественное число | ||
4.6.1. Понимает | ||
4.6.2. Называет | ||
4.6.3. Слова-исключения | ||
4.7. Предлоги | ||
4.7.1. Понимает | ||
4.7.2. Понимает с картинками | ||
4.7.3. Называет | ||
4.8. Местоимения | ||
4.8.1. Понимает | ||
4.8.2. Называет | ||
4.9. Одинаковый- разный | ||
4.9.1 Понимает | ||
4.9.2. Называет | ||
4.10 Ассоциации | ||
4.10.1. Понимает | ||
4.10.2. Называет | ||
4.11. Понимание слушателя | ||
4.12. Сравнение | ||
4.12.1 Понимает | ||
4.12.2. Называет | ||
4.13.Отрицание | ||
4.13.1. Понимает | ||
4.13.2. Называет | ||
4.14. Разговор. | ||
4.14.1. Разговор | ||
4.14.2. Обмен репликами | ||
4.14.3. Разговор -вопросы | ||
4.15. Описание | ||
4.15.1. Описание того, как | ||
4.15.2. Описание темы | ||
4.16. Вопросы | ||
когда | ||
где | ||
который | ||
почему | ||
в чем различие | ||
чего не хватает | ||
что не так | ||
как | ||
я не знаю | ||
различие почему- где | ||
ротация вопросов | ||
4.17. Глаголы | ||
4.17.1. Изменение окончания глагола в завис. от пола | ||
4.17.2. Времена глаголов | ||
4.17.3.глаголы называет | ||
4.17.3. Будущее время | ||
4.17.4. Последовательность времен | ||
4.18. История | ||
4.18.1. Слушает и понимает | ||
4.18.2. Следует | ||
5.Академические навыки (У,В) | ||
5.1. Соотнесение | ||
5.2. Цвета и формы | ||
5.2.1. Понимает цвета | ||
5.2.3. Называет цвета | ||
5.2.4.Понимает формы | ||
5.2.5. Называет формы | ||
5.3. Тонкая моторика | ||
5.3.1. Держит карандаш | ||
5.3.2. Раскрашивает и приклеивает | ||
5.3.3. Обводит линии | ||
5.3.4. Обводит буквы и цифры | ||
5.3.5.Начало письма - палочки | ||
5.3.6. Пишет буквы и цифры | ||
5.3.7. Режет, вырезает | ||
5.3.8. Творчество | ||
5.4. Буквы | ||
5.4.1. Понимает буквы | ||
5.4.2. Называет буквы | ||
5.4.3.Соотнесение букв и слов | ||
5.4.4. Соотнесение заглавных и строчных букв | ||
5. 5 Цифры | ||
5.5.1. Понимает цифры | ||
5.5.2. Называет цифры | ||
5.5.3.Последовательность цифр | ||
5.6.Счет | ||
5.6.1. Счет | ||
5.6.2.Механический счет | ||
5.6.3. Дает количество | ||
5.6.4. соотнесение цифра, количество | ||
5.7. Последовательности | ||
5.9. Категории | ||
5.9.1.Базовая сортировка | ||
5.9.2. Соотнесение с категорией | ||
5.9.3. Понимает категории | ||
5.9.4. Называет категории | ||
5.10. Размер | ||
5.10.1. Понимает размер | ||
5.10.2. Называет размер | ||
5.11. Звуки | ||
5.11.1. Понимает | ||
5.12.1называет | ||
5.13. Различает первые звуки | ||
5.12. Базовая математика | ||
5.12.1 понимает больше или меньше | ||
5.12.2 Сложение | ||
5.13. Основы чтения | ||
5.13.1 Узнает и называет простые слова | ||
5.13.2. Соотносит слово и картинку | ||
5.13.3.Чтение | ||
5.14 Произнесение слов по буквам | ||
5.15. Понятие времени | ||
5.15.1.Понимает | ||
5.15.2. Называет | ||
5.16. Навыки обращения с деньгами | ||
6.Навыки готовности к обучению (У,В,П) | ||
6.1. Календарь | ||
6.1.1. Понимание | ||
6.1.2 Понимание дней недели | ||
6.1.3. Называние дней недели | ||
6.1.4. Вчера, сегодня, завтра | ||
6.2. Круг | ||
6.2.1.умение заниматься в круге | ||
6.3. Самостоятельность | ||
6.4 Малые группы | ||
6.5. Работа в группе | ||
6.6. Соблюдение очереди. | ||
6.7. Умение ждать | ||
7. Игровые навыки (В) | ||
7.1 Имитация | ||
7.1.1 Базовая игровая имитация | ||
7.1.2.Имитация сверстников | ||
7.1.3.Невербальная имитация | ||
7.2. Базовые игровые навыки | ||
7.2.1.Действия по очереди | ||
7.2.2. Игры с игрушками | ||
7.2.3 Игры понарошку | ||
8.Социальные навыки (У,В,Л,П) | ||
8.1.Беседа | ||
8.1.1. Вступает в беседу | ||
8.1.2.Просит или отвечает | ||
8.2.Приветствие | ||
8.2.1. Здоровается | ||
8.2.2. Социальные приветствия | ||
8.2.3. Определение социальной ситуации |
10 слайд: Программа действий: Этапы реализации программы действий разделена на 4 этапа
1этап. Сентябрь-октябрь
2 этап. Ноябрь – декабрь
3 этап . Январь – март
4 этап. Апрель – май
11 - 12 слайд: Так выглядит бланк программы ASSERT . Здесь представлены критерии оценивания. На втором бланке, сама программа, с подробным описанием всего процесса проведения занятия. Например: если в таблице сбора и анализа данных в графе 1.2.1. у ученика стоит знак (-) – не сформирован навык имитации с объектами, то необходимо открыть программу ASSERT раздел 1.2.1, где подробно описан процесс формирования данного навыка
Программа: 1.2.1 Невербальная имитация - (NVI) – с объектами
Учащийся:
Дата начала: Дата завершения:
SDNV1= «Сделай так» SDV1= Смоделируйте одно действие с использованием объектов R= Ребенок имитирует
Краткое описание:
Цель данной программы – научить ребенка имитировать поведение инструктора. Представьте вербальный дискриминационный стимул, одновременно представляя невербальный дискриминационный стимул. Если выполняется два или более действия, ребенок должен повторить их оба правильно и в том же порядке. Убедитесь, что одновременно вы учите как минимум два ответа для каждого объекта. К примеру, класть кубик в ведро и ударять кубиком по столу.
Необходимые материалы: различные подручные материалы (см. целевые объекты)
Последовательность подсказок:
Целевой объект | Дата пробы | проба + / – | Дата введения | Дата первичного освоения | 2 неделя Дата проверки усвоения | 2 неделя | 6 неделя Дата проверки усвоения | 6 неделя + / – | Дата генерализация новой обстановке | Ген. + / – | |
1 | Вставить колышек в дощечку | ||||||||||
2 | Положить кубик в ведро | ||||||||||
3 | Ударить кубиком по столу | ||||||||||
4 | Прокатить машинку |
13 - 17слайд: Программа формирования базовых учебных действий. Диагностика проводится 3 раза в год: Начало года, 1 полугодие и 2 полугодие. Данные заносятся в таблицу.
Программа формирования базовых учебных действий.
Фамилия, имя обучающегося Перечень учебных действия | |||||
Н | С | К | |||
Личностные учебные действия | |||||
сформированность представлений о своем « Я» | 1 | окликаться на своё имя | 2 | ||
2 | показывать по названию отдельные части своего тела | 4 | |||
сформированность представлений « Я и другие люди» | 3 | взаимодействию со взрослыми | 2 | ||
4 | взаимодействию со сверстниками | 1 | |||
5 | сформированность умений выполнять требования взрослых | 2 | |||
ИТОГО | 11 | ||||
Регулятивные учебные действия | |||||
сформированность учебного поведения | 1 | направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание) | 2 | ||
2 | имитировать крупные движения | 2 | |||
3 | выполнять действия по образцу и по подражанию | 2 | |||
4 | работать с учебными принадлежностями | 2 | |||
5 | Соблюдение правил школьного поведения | 2 | |||
ИТОГО | 10 | ||||
Познавательные учебные действия. | |||||
Учебная деятельность | 1 | соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых с заданными образцами | 2 | ||
2 | выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов | 2 | |||
3 | наблюдает; работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | 2 | |||
4 | раскрашивает, обводит | 3 | |||
5 | знает буквы, цифры | 3 | |||
ИТОГО | 12 | ||||
Коммуникативные учебные действия | |||||
коммуникация | 1 | вступать в контакт доступным способом | 2 | ||
2 | пользоваться невербальными формами коммуникации | 3 | |||
3 | пользоваться указательным жестом, | 2 | |||
4 | выполнять действия по простым речевым инструкциям | 2 | |||
5 | использовать слова(жесты) приветствия, прощания, просьбы | 2 | |||
ИТОГО | 11 |
Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие.
18 слайд: Индивидуальный учебный план.
Специальная индивидуальная программа развития, так же содержит в себе индивидуальный учебный план на конкретного ученика. В него входит расписание уроков, расписание коррекционной и внеурочной деятельности (Уроки по учебному плану, альтернативная коммуникация, предметно – практические действия, сенсорное развитие, музыкально – ритмические действия, двигательная активность, занятия с психологом и логопедом). Это расписание вкладывается в СИПР, копия выдается родителям, чтоб они знали, когда у их ребенка дополнительные занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2019 – 2020 уч.год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
СЕНСОРНОЕ 815 – 835 | |||||
1 урок | Речь и альтернативная коммуникация | Речь и альтернативная коммуникация | Адаптивная физкультура | Речь и альтернативная коммуникация | Речь и альтернативная коммуникация |
ПСИХОЛОГ | |||||
2 урок | Изобразительная деятельность | Математические представления | Окружающий социальный мир | Математические представления | Изобразительная деятельность |
ПСИХОЛОГ | |||||
3 урок 1045 – 1120 | Человек | Окружающий и природный мир | Человек | Окружающий и природный мир | Человек |
ЛОГОПЕД | ЛОГОПЕД | ||||
4 урок 1145 – 1220 | Музыка и движения | Изобразительная деятельность | Адаптивная физкультура | Музыка и движения | |
5 урок 1240 – 1315 | Классный час | Адаптивная физкультура | КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ 1240 – 1300 | Окружающий социальный мир | |
6 урок 1335 – 1415 | АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 1335 – 1355 | Двигательная активность | ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 1355 – 1415 | ||
7 урок 1430 – 1510 | Музыкально-ритмическая деятельность |
Расписание уроков …… класса
Ученика:
Родители ознакомлены ______________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...
Инструктивно-методическое письмо «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОСО УО (ИН) в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Основные рекомендации при разработке СИПР...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)
Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....