Рабочая программа по родной литературе (русской)
рабочая программа (4 класс)

Копорушкина Марина Витальевна

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной  программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmapo_rodnoy_literature_russkoy_4kl.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Отдел образования администрации Невельского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»

Невельского района Сахалинской области

РЕКОМЕНДОВАНО:

 Методическим советом школы

 Протокол № 12 от 15.08.2022 г

                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ с. Шебунино

__________________А.В.Погорелов

                                                         Приказ № 240- ОД от 15.08.2022 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе  (русской)

4  классы

                                                                                                                                                                                                 Учитель: Копорушкина М.В.

с. Шебунино

2022 г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной  программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»

4 класс

Личностные результаты:

- принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами  многонационального  государстваРоссии;

- овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам  и традиционным религиям народов России;

- усвоение  основных  морально-нравственных норм русского  народа,умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;

- уважительное  отношение  к  иному мнению,  истории и культуре других народов;

- уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательныхзадач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,  словарях,энциклопедиях;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления  причинно-следственных  связей,  построениярассуждений;

- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своемнение, аргументировать свою точкузрения.

Предметныерезультаты:

- понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;

- формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

- формирование читательской компетентности, потребности в систематическомчтении;

- овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием  элементарных  литературоведческихпонятий;

- использование разных видов чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

- умениеустанавливатьпричинно-следственные связи и определять главнуюмысль произведения, делитьтекст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-умениесамостоятельно выбирать интересующуюлитературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительнойинформации.

4 класс

Количество часов для изучения предмета-  1 час в неделю

Количество учебных недель- 34

Преданья старины глубокой (8 часов)

Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи.  «Повесть временных лет». Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы  С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.

Проектные задания: «Сказочные символы в устном народном творчестве»

Лирика родной природы (6 часов)

Осень в природе и  поэзии среднерусской полосы. Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и  К.Д. Паустовского. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,  Е. Носова «Тридцать зёрен».

Проектные задания: «Не навреди родной природе!», «А что такое Человек?», «Покормите птиц  зимой!».

Народные традиции и обычаи (10 часов)

Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе. Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки.  Благовещение.

Проектные задания: «Растения в народных сказках в русской поэзии», «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии».

К малой родине любовь (10 часов)

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв - проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?» В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка. Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!»  

Проектные задания: «Моя малая родина», «Малая родина в произведения русских писателей».

Читательская конференция: «Что мы называем своей Родиной?».

                                                                                     

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего

1.

Преданья старины глубокой

3

2.

Лирика родной природы

3

3.

Народные традиции и обычаи

4

4.

К малой родине любовь

7

ИТОГО

17

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные 

личностные

Преданья старины глубокой – 3 ч

09.09

Малые жанры устного народного творчества.

Урок изучения нового

Принимать и сохранять   в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

Учащиеся научатся:

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка

 текстах

23.09

Былины и летописи.  «Повесть временных лет». “

Урок изучения нового

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

7.10

Проектные задания “Сказочные символы в устном народном творчестве”,

Урок комплексного применения знаний

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу Составление картинного плана

находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Лирика родной природы 3

21.10

Осень в природе и  поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев,

Урок изучения нового

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

- выделять из темы урока известные знания и умения

самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать   собственные высказывания и произведения о Родине.

11.11

Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина

Комбинированный

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся научатся:

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка

 текстах, в том числе пословицах и поговорках;

25.11

Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского

Комбинированный

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся научатся:

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка

 текстах, в том числе пословицах и поговорках;

Народные традиции и обычаи (4 часа)

9.12

Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе  (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский

Урок изучения нового

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

- наблюдать, как поэт воспевает любовь к матери, какие чувства при этом испытывает;

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений 

23.12

Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе.

Урок изучения нового

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и

20.01

Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии.

Народные праздники: Жаворонки.  Благовещение.

Урок применения знаний

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы;

- читать в соответствии с целью чтения;

- составлять план работы по решению учебной задачи

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и

3.02

Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии»

Урок комплексного применения знаний

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

самостоятельно находить произведения , с интересом читать; создавать   собственные высказывания

К малой родине любовь-7 ч

17.03

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви

Урок изучения нового  

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе;

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать   собственные высказывания и произведения о Родине.

10.03

К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»

Комбинированный

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана

делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях

- читать в соответствии с целью чтения;

- составлять план работы по решению учебной задачи

самостоятельно находить произведения, с интересом читать;

31.03

В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить».

Комбинированный

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

самостоятельно находить произведения, с интересом читать; 

14.04

Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Комбинированный

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

самостоятельно находить произведения, с интересом читать; 

28.04

Б. Житков «Беспризорная кошка»

Комбинированный

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

самостоятельно находить произведения, с интересом читать; 

12.05

Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!»  (Ю.Н. Асмолов)

Урок изучения нового

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

самостоятельно находить произведения, с интересом читать;

Проектные задания «Малая родина в произведения русских писателей».

Урок комплексного применения знаний

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе;

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС

Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....

Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС

В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....

Рабочая программа по родной литературе

Развернутая рабочая программа по родной литературе.  Б.Л-С.Ондар, Н.С.Конгар, А.С.Шоюн. 4 класс....

рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс

“Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...

Адаптированная рабочая программа по родной литературе (русской) 1-4классы

Программа по литературному чтению на родном языке (русском) в 1-4 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, име...

Программа по родной литературе (русской)

Программа содержит пояснительную записку, содержание материала,  планируемые результаты,тематическое планирование...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 2 класс

Статус документаАдаптированная рабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ...