Рабочая программа по родной литературе (русской)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmapo_rodnoy_literature_russkoy_4kl.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невельского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»
Невельского района Сахалинской области
РЕКОМЕНДОВАНО: Методическим советом школы Протокол № 12 от 15.08.2022 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ с. Шебунино __________________А.В.Погорелов Приказ № 240- ОД от 15.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе (русской)
4 классы
Учитель: Копорушкина М.В.
с. Шебунино
2022 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
4 класс
Личностные результаты:
- принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государстваРоссии;
- овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
- усвоение основных морально-нравственных норм русского народа,умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательныхзадач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,энциклопедиях;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построениярассуждений;
- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своемнение, аргументировать свою точкузрения.
Предметныерезультаты:
- понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
- формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
- формирование читательской компетентности, потребности в систематическомчтении;
- овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческихпонятий;
- использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умениеустанавливатьпричинно-следственные связи и определять главнуюмысль произведения, делитьтекст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умениесамостоятельно выбирать интересующуюлитературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительнойинформации.
4 класс
Количество часов для изучения предмета- 1 час в неделю
Количество учебных недель- 34
Преданья старины глубокой (8 часов)
Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.
Проектные задания: «Сказочные символы в устном народном творчестве»
Лирика родной природы (6 часов)
Осень в природе и поэзии среднерусской полосы. Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и К.Д. Паустовского. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка», Е. Носова «Тридцать зёрен».
Проектные задания: «Не навреди родной природе!», «А что такое Человек?», «Покормите птиц зимой!».
Народные традиции и обычаи (10 часов)
Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе. Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.
Проектные задания: «Растения в народных сказках в русской поэзии», «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии».
К малой родине любовь (10 часов)
Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв - проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?» В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка. Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!»
Проектные задания: «Моя малая родина», «Малая родина в произведения русских писателей».
Читательская конференция: «Что мы называем своей Родиной?».
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего |
1. | Преданья старины глубокой | 3 |
2. | Лирика родной природы | 3 |
3. | Народные традиции и обычаи | 4 |
4. | К малой родине любовь | 7 |
ИТОГО | 17 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты личностные | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
Преданья старины глубокой – 3 ч | ||||||||
09.09 | Малые жанры устного народного творчества. | Урок изучения нового | Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста. | сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; - круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. | Учащиеся научатся: - на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка текстах | ||
23.09 | Былины и летописи. «Повесть временных лет». “ | Урок изучения нового | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | - понимать смысл традиций и праздников русского народа, высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; | - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. | - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; | ||
7.10 | Проектные задания “Сказочные символы в устном народном творчестве”, | Урок комплексного применения знаний | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу Составление картинного плана | находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; | - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); | - с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире. | ||
Лирика родной природы 3 | ||||||||
21.10 | Осень в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, | Урок изучения нового | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | - пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; | - коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; - оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; - выделять из темы урока известные знания и умения | самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине. | ||
11.11 | Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина | Комбинированный | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | - осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; | - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. | Учащиеся научатся: - на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка текстах, в том числе пословицах и поговорках; | ||
25.11 | Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского | Комбинированный | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | - осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; | - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. | Учащиеся научатся: - на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка текстах, в том числе пословицах и поговорках; | ||
Народные традиции и обычаи (4 часа) | ||||||||
9.12 | Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский | Урок изучения нового | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | - наблюдать, как поэт воспевает любовь к матери, какие чувства при этом испытывает; | - коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; - оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; | - на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений | ||
23.12 | Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. | Урок изучения нового | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план | - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. | - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и | ||
20.01 | Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение. | Урок применения знаний | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. | - находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); - при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; | - читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по решению учебной задачи | - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и | ||
3.02 | Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии» | Урок комплексного применения знаний | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; | предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; | самостоятельно находить произведения , с интересом читать; создавать собственные высказывания | ||
К малой родине любовь-7 ч | ||||||||
17.03 | Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви | Урок изучения нового | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях | - оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе; - фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; | самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине. | ||
10.03 | К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?» | Комбинированный | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана | делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях | - читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по решению учебной задачи | самостоятельно находить произведения, с интересом читать; | ||
31.03 | В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить». | Комбинированный | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; | предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; | самостоятельно находить произведения, с интересом читать; | ||
14.04 | Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» | Комбинированный | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; | предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; | самостоятельно находить произведения, с интересом читать; | ||
28.04 | Б. Житков «Беспризорная кошка» | Комбинированный | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; | предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; | самостоятельно находить произведения, с интересом читать; | ||
12.05 | Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!» (Ю.Н. Асмолов) | Урок изучения нового | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; | - коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; - оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; | самостоятельно находить произведения, с интересом читать; | ||
Проектные задания «Малая родина в произведения русских писателей». | Урок комплексного применения знаний | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; | - оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе; - фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; | - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС
Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....
Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС
В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....
Рабочая программа по родной литературе
Развернутая рабочая программа по родной литературе. Б.Л-С.Ондар, Н.С.Конгар, А.С.Шоюн. 4 класс....
рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс
“Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...
Адаптированная рабочая программа по родной литературе (русской) 1-4классы
Программа по литературному чтению на родном языке (русском) в 1-4 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, име...
Программа по родной литературе (русской)
Программа содержит пояснительную записку, содержание материала, планируемые результаты,тематическое планирование...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 2 класс
Статус документаАдаптированная рабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ...