Консультация "Применение технологии педагогики сотрудничества"
консультация

Губина Татьяна Николаевна

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva_tehnologiya.docx511.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Преображение»

140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45

тел. 8(496)404-09-20, mo_gkoupreobr@mosreg.ru

                                                   воспитатель Губина Татьяна Николаевна 

Технология педагогики сотрудничества.

      Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

      Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации:

•  Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
•  Гуманно-личностный подход к ребенку.
•  Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества

            Сотрудничество  трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
             Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог - воспитанник». Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а воспитанник - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об воспитаннике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
             Сотрудничество в отношениях «педагог - воспитанник» реализуется в общей жизнедеятельности образовательных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). 
C:\Users\maste\Desktop\сотруд\bfa6ce41-6890-42b3-9d1c-b58f5a235b78.jpg

Особенности содержания и методики

 В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
•  Гуманно-личностный подход к ребенку.
•  Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
•  Концепция воспитания.
•  Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

    Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель учреждения - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
•  новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
•  гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
•  отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
•  новую трактовку индивидуального подхода;
•  формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
•  личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе-полноценная человеческая личность;
•  личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
•  личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
•  каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; 
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

 Гуманизация и демократизация педагогических отношений. 

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:
•  педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
•  оптимистическую веру в ребенка;
•  сотрудничество, мастерство общения;
•  отсутствие прямого принуждения;
•  приоритет положительного стимулирования;
•  терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:
•  уравнивание ученика и учителя в правах;
•  право ребенка на свободный выбор;
•  право на ошибку;
•  право на собственную точку зрения;
•  соблюдение Конвенции о правах ребенка;
•  стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
 C:\Users\maste\Desktop\сотруд\7ff9311b-ca4c-4770-b40d-114ad4620f03.jpg

Новая трактовка индивидуального подхода.

           Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
•        отказ от ориентировки на среднего ученика;
•        поиск лучших качеств личности;
•        применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
•        учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
•        прогнозирование развития личности;
•        конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

             Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
•  видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
•  создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
•  исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
•  предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.

В  данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя   для  организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков,  в которых реализо...

Основы преемственности - педагогика сотрудничества

Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы

Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске  2009 год...

Педагогика сотрудничества

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством ...