Педагогика сотрудничества
опыты и эксперименты на тему
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Поэтому, можно сказать, что нет для нас ничего интереснее нас самих; развитие и совершенствование своей души, своей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_sotrudnichestva.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное состояние преподавания уроков музыки в массовой школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Появление авторских программ и методик, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического образования – все это свидетельствует о значении огромной роли искусства в формировании человека. Замечательный русский композитор Георгий Свиридов говорил: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом ее основная миссия».
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Поэтому, можно сказать, что нет для нас ничего интереснее нас самих; развитие и совершенствование своей души, своей личности.
Особое, приоритетное значение сегодня занимает работа по развитию учащихся в процессе творчества и сотрудничества. Таким образом, цели и задачи моей деятельности неразрывно связаны с методической темой работы школы, и направлены на развитие и внедрение принципов педагогики сотрудничества, способствующих индивидуальному развитию нравственных и творческих качеств личности учащихся, обучение которых основано на овладение методам и формам самообразования и самовоспитания.
По данной системе обучения значительная часть учебного времени отводится самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому в центр учебного процесса ставится творческая деятельность учителя и учеников. Увлеченность учителя и учащихся искусством важна для формирования у детей познавательного интереса и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности учеников должны сознательно развиваться на каждом уроке. Большие возможности для этого представляет методика сотрудничества, а в частности использование системы творческих заданий. Такая работа требует большой самоподготовки, поэтому процесс накопления дидактического материала идет постепенно.
Мною разработаны задания по теме «Н.А. Римский – Корсаков - композитор-сказочник». Задание включает просмотр видеофильма с самостоятельным составлением рассказа по творчеству композитора (выдается примерный план, а каждый ребенок выбирает в какой форме будет выполнятся работа), провожу индивидуальные консультации (по необходимости), указываю источники, где еще можно взять дополнительную информацию, с последующим обсуждением в классе, продумываю контрольные вопросы, музыкальную викторину по произведениям композитора и по желанию детей прошу нарисовать фрагменты особенно понравившихся произведений, изобразив в цвете характер, ладовую окраску (обычно эту работу любят все дети, и у меня накопилось множество детских рисунков по разным музыкальным произведениям). По завершении такой работы, я провожу анализ полученных результатов, выявляю, что вызвало наибольшие затруднения и на что обратить внимание в дальнейшем.
Аналогичные задания разработаны по творчеству таких композиторов как: М.П.Мусоргский, М.И.Глинка, А.П. Бородин, С.С.Прокофьев.
Формированию интереса к познавательной деятельности учащихся способствует также и применение наглядных средств обучения и оборудование.
К урокам музыки по принципам сотрудничества я разработала дидактический материал по следующим направлениям:
- раздаточный материал в виде карточек с интересным домашним заданием;
- схем анализа музыкальных произведений;
- ребусы, иллюстративный материал по различным темам;
- Детские рисунки к различным музыкальным произведениям;
- Фонохрестоматии с программным материалом к урокам;
- Аудио, видеозаписи (В/ф: «Садко», «Снегурочка», «Александр Невский», «Щелкунчик», «Сказки Пушкина»; фрагменты балетов: «Щелкунчик», «Лебединное озеро», «Спящая Красавица» и др.; фрагменты оперных произведений: «Евгений Онегин», «Садко», «Пиковая дама», «Война и мир» и др.; видеофильмы: «История русского балета», «Симфонический оркестр», «Русская пятерка», «И.С.Бах», мультоперы «Кармен», «Волшебная флейта» и др.).
- Тесты на определение стиля композитора по курсу музыки 6 класса;
- Творческие работы учащихся по разработанным темам;
Любая демонстрация наглядных средств сопровождается постановкой проблемных вопросов, требующих от учащихся анализа прослушанного или увиденного и выполнения творческого задания.
Так, используя нотные таблицы, я прошу детей выяснить каков характер мелодии, используя графический рисунок мелодии (работа выполняется самостоятельно, совместно и у доски).
Например, творческое задание, направленное на развитие ритмического чувства у детей начальной школы: передать на ударных инструментах ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей (перед тем как начать урок здороваюсь с детьми). А также, используя элементарные музыкальные инструменты, такие как бубен, кастаньеты, барабан, металлофон, даю возможность развивать у учащихся элементарные музыкальные навыки: чувство ритма, навыки игры, развитие гармонического слуха.
Творчество появляется тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому на уроках детям предлагаю самостоятельно разработать свое творческое задание, которое будет им по силам, например, составить ребус или кроссворд на название нот и музыкальных инструментов или музыкальных произведений; сочинить свою мелодию или закончить музыкальную фразу; представить себя героем произведения и придумать финал.
Для успешного выполнения задания, требующего анализа прослушанного произведения, мною разработана специальная схема, позволяющая детям на любом уроке и в любом классе (будь то класс начальной школы или среднего звена) использовать свой накопленный музыкальный опыт.
Так, используя схему анализа музыкального произведения, которая есть у каждого ученика или на каждом уроке находится перед глазами учащихся, ученик может разобрать характер произведения, средства выразительности (темп, динамика, интонация, звуковедение, ладовая окраска), форму произведения, тембральную окраску, а также жанр произведения.
Познавая язык музыки, ребенок учится понимать, слушать и слышать произведение, постигать музыкальный образ, созданный средствами музыкальной выразительности композитором.
Путь, по которому ведут ребенка уроки музыки – это путь от сотворческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для учащихся художественной форме. Д.Б. Кабалевский говорил: «Надо воспитать доброту, сердечность, чуткость, воспитать культуру чувств. Это можно сделать на основе искусства». Поэтому, взяв за основу направление тематики программы Д.Б.Кабалевского, я попыталась найти в ней определенные тематические линии, блоки за счет перестановки материала, частичного изменения, исключения некоторых произведений. Я расширила музыкальный материал для слушания, объединив в блок произведения одного автора или связанных одной темой, выделила отдельно хоровые занятия.
В каждом курсе программы выделены произведения для запоминания, которые проверяются музыкальной викториной. Таких произведений может быть 5-7 за учебный год, но они требуют тщательной работы, повторения и возвращения к ним.
Для систематизации работы в области восприятия музыки, развития музыкальной памяти, слуха, метро-ритмического чувства использую различные задания (о них говорилось выше), дидактические музыкальные игры, творческие задания, а также тесты. Тест – это проблемная задача большей или меньшей сложности. В основном я использую тесты на определение стиля композитора. Тест может ставить одну или две задачи, например: найди музыку Моцарта и определи склад музыки, или найди музыку Чайковского и определи характерную черту его музыки.
При составлении теста придерживаюсь следующих правил:
- составлять тесты по принципу контраста
- подбираются произведения одного жанра (симфония, концерт или вокальная музыка)
- включать знакомые детям произведения
- представлять каждого композитора наиболее ярко, характерными для его творческой манеры произведениями.
На уроках в 5-6 классах применяю методы активизирующие творческую активность учащихся:
- творческие задания, с предварительным обдумыванием проблемных вопросов, дополнительного материала для анализа и выполнения этих работ;
- ведение справочной тетради «Дневник музыкальных впечатлений»
- «мозговой штурм»
- метод контрольных вопросов
- метод работы по аналогии;
Также на уроках использую специальные методы музыкального обучения:
- метод музыкального обобщения;
- метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному
- метод эмоциональной драматургии.
В этом учебном году мною разработан блок уроков по теме «Песня, опаленная войной», посвященный 60-летию Победы.
В блок включены уроки совместного исполнения, ансамблевого исполнения песен войны; творческое задание «Родственники, воевавшие за свободу Родины» (детям предлагался план-памятка); урок-дискуссия «Песни войны»; творческое задание: размышление на тему « …Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» (судьба конкретной песни по выбору учащихся)
Результат этой работы представлен в ходе предметной недели с одноеменным названием. Были представлены лучшие работы учащихся 5,6,7-х классов о подвиге своих родственниках, судьба военных песен, портреты ветеранов, выполненные учащимися 5-6-х классов на уроках ИЗО.
Весь описанный материал находится в методической папке «Необычная обычность».
В этом учебном году, анализируя работу ШМО по организации сотрудничества на уроках искусства, были проведены:
- запланированные заседания ШМО по особому плану;
- внедряется в работу система творческих и исследовательских заданий;
- в результате повысилась качественная успеваемость учащихся;
- разработано тематическое планирование по принципам педагогики сотрудничества в 4-7 классах;
- разработан дидактический материал к урокам музыки и ИЗО по отдельным темам;
- продолжил работу и успешно выступал в концертах в течение года школьный хоровой коллектив «Веселые нотки», а также младшая группа хора;
- успешно прошла неделя искусств;
- были организованы выставки детского художественного творчества;
- педагоги постоянно повышали профессиональное мастерство через работу ШМО, семинары, проводимые школой;
- коллектив ШМО подобран в соответствии с целями и задачами, стоящими перед ним; наличие педагогов примерно одинакового возраста и стажа, позволяет обмениваться педагогическим опытом и создает благотворную обстановку для работы;
- в работе ШМО складываются и формируются определенные традиции: проведение предметных недель, проведение круглых столов и взаимообмен опытом, проведение внеклассных и внешкольных мероприятий (концертная деятельность, выставки, народные праздники, музыкальный театр, работа школьного хора);
Анализируя выше изложенное определяем цели и задачи на 2005-2006 учебный год.
Методическая тема школы: «Организация сотрудничества в педагогическом процессе через овладение научно-обоснованными методиками и технологиями».
Работа МО учителей эстетического цикла в соответствии с общей методической темой школы: «Формирование стойкой положительной мотивации учащихся к предметам эстетического цикла и повышение их общей художественной культуры через внедрение методики сотрудничества в учебной и внеклассной работе».
Цель:
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя через овладение научно-обоснованными методиками и технологиями.
Для формирования мотивации совместной учебной деятельности определяем следующие задачи.
Задачи:
- дальнейшее изучение и внедрение методики сотрудничества в педагогическом процессе через работу школьных и городских семинаров и работу ШМО;
- продолжить разработку тематического планирование в соответствии с принципами сотрудничества;
- конструирование уроков эстетического цикла в соответствии с принципами сотрудничества, направленными на формирование общеучебных умений и навыков учащихся;
- продолжить разработку системы творческих и исследовательских заданий на уроках искусства по учебным темам для развития творческих способностей учащихся;
- использовать в работе методику работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы Критской, Сергеевой, Шмагиной;
- расширение общего художественного кругозора учащихся, основанного на «золотом фонде» мировой культуры, через проведение уроков, внеклассных мероприятий, работу хора;
- шире использовать наглядные средства обучения, а также компьютерные программы по изучению предметов искусства;
- расширить и разработать отдельные темы по региональному компоненту;
- дальнейшее расширение учебной базы кабинетов музыки и ИЗО;
- мотивировать и стимулировать педагогов ШМО на повышение своего мастерства и непрерывное самообразование.
Руководитель ШМО: Шмелева Е.В.
29.06.05.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"
Публикация знакомит учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....
Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.
В данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков, в которых реализо...
Основы преемственности - педагогика сотрудничества
Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...
Педагогика сотрудничества учителя и ученика
В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....
Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы
Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске 2009 год...
Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.
В статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....