Педагогика сотрудничества
опыты и эксперименты на тему

Шмелева Елена Валентиновна

  Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Поэтому, можно сказать, что нет для нас ничего интереснее нас самих; развитие и совершенствование своей души, своей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_sotrudnichestva.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное состояние преподавания уроков музыки в массовой школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Появление авторских программ и методик, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического образования – все это свидетельствует о значении огромной роли искусства в формировании человека. Замечательный русский композитор Георгий Свиридов говорил: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом ее основная миссия».

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Поэтому, можно сказать, что нет для нас ничего интереснее нас самих; развитие и совершенствование своей души, своей личности.

Особое, приоритетное значение сегодня занимает работа по развитию учащихся в процессе творчества и сотрудничества. Таким образом, цели и задачи моей        деятельности неразрывно связаны с методической темой работы школы, и направлены на развитие и внедрение принципов педагогики сотрудничества, способствующих индивидуальному развитию нравственных и творческих качеств личности учащихся, обучение которых основано на овладение методам и формам самообразования и самовоспитания.

По данной системе обучения значительная часть учебного времени отводится самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому в центр учебного процесса ставится творческая деятельность учителя и учеников. Увлеченность учителя и учащихся искусством важна для формирования у детей познавательного интереса и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности учеников должны сознательно развиваться на каждом уроке. Большие возможности для этого представляет методика сотрудничества, а в частности использование системы творческих заданий. Такая работа требует большой самоподготовки, поэтому процесс накопления дидактического материала идет постепенно.

Мною разработаны задания по теме «Н.А. Римский – Корсаков - композитор-сказочник». Задание включает просмотр видеофильма с самостоятельным составлением рассказа по творчеству композитора (выдается примерный план, а каждый ребенок выбирает в какой форме будет выполнятся работа), провожу индивидуальные консультации (по необходимости), указываю источники, где еще можно взять дополнительную информацию, с последующим обсуждением в классе, продумываю  контрольные вопросы, музыкальную викторину по произведениям композитора и по желанию детей прошу нарисовать фрагменты особенно понравившихся произведений, изобразив в цвете характер, ладовую окраску (обычно эту работу любят все дети, и у меня накопилось множество детских рисунков по разным музыкальным произведениям). По завершении такой работы, я провожу анализ полученных результатов, выявляю, что вызвало наибольшие затруднения и на что обратить внимание в дальнейшем.

Аналогичные задания разработаны  по творчеству таких композиторов как: М.П.Мусоргский, М.И.Глинка, А.П. Бородин, С.С.Прокофьев.

         Формированию интереса к познавательной деятельности учащихся способствует также и применение наглядных средств обучения и оборудование.

К урокам  музыки по принципам сотрудничества я разработала дидактический материал по следующим направлениям:

  • раздаточный материал в виде карточек с интересным домашним заданием;
  • схем анализа музыкальных произведений;
  •  ребусы, иллюстративный материал по различным темам;
  • Детские рисунки  к различным музыкальным произведениям;
  • Фонохрестоматии с программным материалом к урокам;
  • Аудио, видеозаписи (В/ф: «Садко», «Снегурочка», «Александр Невский», «Щелкунчик», «Сказки Пушкина»; фрагменты балетов: «Щелкунчик», «Лебединное озеро», «Спящая Красавица» и др.; фрагменты оперных произведений: «Евгений Онегин», «Садко», «Пиковая дама», «Война и мир» и др.; видеофильмы: «История русского балета», «Симфонический оркестр», «Русская пятерка», «И.С.Бах», мультоперы «Кармен», «Волшебная флейта» и др.).
  • Тесты на определение стиля композитора по курсу музыки 6 класса;
  • Творческие работы учащихся по разработанным темам;  

Любая демонстрация наглядных средств сопровождается постановкой проблемных вопросов, требующих от учащихся анализа прослушанного или увиденного и выполнения творческого задания.

Так, используя нотные таблицы, я прошу детей выяснить каков характер мелодии, используя графический рисунок мелодии (работа выполняется самостоятельно, совместно и у доски).

Например, творческое задание, направленное на развитие ритмического чувства у детей начальной школы: передать на ударных инструментах ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей (перед тем как начать урок здороваюсь с детьми). А также, используя элементарные музыкальные инструменты, такие как бубен, кастаньеты, барабан, металлофон, даю возможность развивать у учащихся элементарные музыкальные навыки: чувство ритма, навыки игры, развитие гармонического слуха.

Творчество появляется тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому на уроках детям предлагаю самостоятельно разработать свое творческое задание, которое будет им по силам, например, составить ребус или кроссворд на название нот и музыкальных инструментов или музыкальных произведений; сочинить свою мелодию или закончить музыкальную фразу; представить себя героем произведения и придумать финал.

Для успешного выполнения задания, требующего анализа прослушанного произведения, мною разработана специальная схема, позволяющая детям на любом уроке и в любом классе (будь то класс начальной школы или среднего звена) использовать свой накопленный музыкальный опыт.

Так, используя схему анализа музыкального произведения, которая есть у каждого ученика или на каждом уроке находится перед глазами учащихся, ученик может разобрать характер произведения, средства выразительности (темп, динамика, интонация, звуковедение, ладовая окраска), форму произведения, тембральную окраску, а также жанр произведения.

Познавая язык музыки, ребенок учится понимать, слушать и слышать произведение, постигать музыкальный образ, созданный средствами музыкальной выразительности композитором.

     Путь, по которому ведут ребенка уроки музыки – это путь от сотворческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для учащихся художественной форме. Д.Б. Кабалевский говорил: «Надо воспитать доброту, сердечность, чуткость, воспитать культуру чувств. Это можно сделать на основе искусства». Поэтому, взяв за основу направление тематики программы Д.Б.Кабалевского, я попыталась найти в ней определенные тематические линии, блоки за счет перестановки материала, частичного изменения, исключения некоторых произведений. Я расширила музыкальный материал для слушания, объединив в блок произведения одного автора или связанных одной темой, выделила отдельно хоровые занятия.

В каждом курсе программы выделены произведения для запоминания, которые проверяются музыкальной викториной. Таких произведений может быть 5-7 за учебный год, но они требуют тщательной работы, повторения и возвращения к ним.

Для систематизации работы в области восприятия музыки, развития музыкальной памяти, слуха, метро-ритмического чувства использую различные задания (о них говорилось выше), дидактические музыкальные игры, творческие задания, а также тесты. Тест – это проблемная задача большей или меньшей сложности. В основном я использую тесты на определение стиля композитора. Тест может ставить одну или две задачи, например: найди музыку Моцарта и определи склад музыки, или найди музыку Чайковского и определи характерную черту его музыки.

При составлении теста придерживаюсь следующих правил:

  • составлять тесты по принципу контраста
  • подбираются произведения одного жанра (симфония, концерт или вокальная музыка)
  • включать знакомые детям произведения
  • представлять каждого композитора наиболее ярко, характерными для его творческой манеры произведениями.

На уроках в 5-6 классах применяю методы активизирующие творческую активность учащихся:

  • творческие задания, с предварительным обдумыванием проблемных вопросов, дополнительного материала для анализа и выполнения этих работ;
  • ведение справочной тетради «Дневник музыкальных впечатлений»
  • «мозговой штурм»
  • метод контрольных вопросов
  • метод работы по аналогии;

Также на уроках использую специальные методы музыкального обучения:

  • метод музыкального обобщения;
  • метод «забегания»  вперед и «возвращения» к пройденному
  • метод эмоциональной драматургии.

В этом учебном году мною разработан блок уроков по теме «Песня, опаленная войной», посвященный 60-летию Победы.

В блок включены уроки совместного исполнения, ансамблевого исполнения песен войны; творческое задание «Родственники, воевавшие за свободу Родины» (детям предлагался план-памятка); урок-дискуссия «Песни войны»; творческое задание: размышление на тему « …Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» (судьба конкретной песни по выбору учащихся)

Результат этой работы  представлен в ходе предметной недели с одноеменным названием. Были представлены лучшие работы учащихся 5,6,7-х классов о подвиге своих родственниках, судьба военных песен, портреты ветеранов, выполненные учащимися 5-6-х классов на уроках ИЗО.

Весь описанный материал находится в методической папке «Необычная обычность».

В этом учебном году, анализируя работу ШМО по организации сотрудничества на уроках искусства, были проведены:  

-    запланированные заседания ШМО по особому плану;

  • внедряется в работу система творческих и исследовательских заданий;
  • в результате повысилась качественная успеваемость учащихся;
  • разработано тематическое планирование по принципам педагогики сотрудничества в 4-7 классах;
  • разработан дидактический материал к урокам музыки и ИЗО по отдельным темам;
  • продолжил работу и успешно выступал в концертах в течение года школьный хоровой коллектив «Веселые нотки», а также  младшая группа хора;
  • успешно прошла неделя искусств;
  • были организованы выставки детского художественного творчества;
  • педагоги постоянно повышали профессиональное мастерство через работу ШМО, семинары, проводимые школой;
  • коллектив ШМО подобран в соответствии с целями и задачами, стоящими перед ним; наличие педагогов примерно одинакового возраста и стажа, позволяет обмениваться педагогическим опытом и создает благотворную обстановку для работы;
  • в работе ШМО складываются и формируются определенные традиции: проведение предметных недель, проведение круглых столов и взаимообмен опытом, проведение внеклассных и внешкольных мероприятий (концертная деятельность, выставки, народные праздники, музыкальный театр, работа школьного хора);

Анализируя выше изложенное определяем цели и задачи на 2005-2006 учебный год.

Методическая тема школы: «Организация сотрудничества в педагогическом процессе  через овладение научно-обоснованными методиками и технологиями».

Работа МО учителей эстетического цикла в соответствии с общей методической темой школы: «Формирование стойкой положительной мотивации учащихся к предметам эстетического цикла и повышение их общей художественной культуры через внедрение методики сотрудничества в учебной и внеклассной работе».

Цель:

 Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя через овладение научно-обоснованными методиками и технологиями.

Для формирования мотивации совместной учебной деятельности определяем следующие задачи.

Задачи:

  • дальнейшее изучение и внедрение методики сотрудничества в педагогическом процессе через работу школьных и городских семинаров и работу ШМО;
  • продолжить разработку тематического планирование в соответствии с принципами сотрудничества;
  • конструирование уроков эстетического цикла в соответствии с принципами сотрудничества, направленными на формирование общеучебных умений и навыков учащихся;
  • продолжить разработку системы творческих и исследовательских заданий на уроках искусства по учебным темам для развития творческих способностей учащихся;
  • использовать в работе методику работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы Критской, Сергеевой, Шмагиной;
  • расширение общего художественного кругозора учащихся, основанного на «золотом фонде» мировой культуры, через проведение уроков, внеклассных мероприятий, работу хора;
  • шире использовать наглядные средства обучения, а также компьютерные программы по изучению предметов искусства;
  • расширить и разработать отдельные темы по региональному компоненту;
  • дальнейшее расширение учебной базы кабинетов музыки и ИЗО;
  • мотивировать и стимулировать педагогов ШМО на повышение своего мастерства и непрерывное самообразование.

Руководитель ШМО: Шмелева Е.В.

29.06.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.

В  данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя   для  организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков,  в которых реализо...

Основы преемственности - педагогика сотрудничества

Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы

Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске  2009 год...

Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....