Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.
статья по теме

В  данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя   для  организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков,  в которых реализовывается педагогика сотрудничества,  даны ответы на вопросы:  зачем нужно изучать своих учеников,как организовать свою педагогическую деятельность, опираясь на индивидуальные особенности каждой личности, зачем нужно учить самоанализу своей деятельности, какие проблемы возникают в работе и как находить пути их разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

           В  настоящее время, как никогда ранее,   система образования  должна учитывать возможности и потребности человека.   Характер образовательной системы должен быть  личностно – ориентированным.          Младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой он занимается,  осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно  анализирует свою деятельность, оценивает свои успехи,     определяет причины ошибок   и   анализирует   неудачи.  Для этого процесс обучения должен  делать ученика субъектом,  его надо учить учится, осознавать личную   ответственность за результаты обучения. Приоритет   образования  в период информатизации требует  замены старой парадигмы: «учитель – учебник – ученик» -  на новую. Исходя из этого, учитель должен  организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить  самостоятельно добывать знания  и применять их на практике.        В  процессе обучения учитель должен опираться на индивидуальные особенности школьника,  а для этого  надо изучать личность каждого ученика, его взаимоотношения с одноклассниками,   родителями.     Педагогика сотрудничества  представляет собой  систему методов и приёмов  воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Основные положения:   отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика, обучение без принуждения, идея постановки трудной цели и внушение уверенности её преодоления,  самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), творческое  самоуправление учащихся,  личностный подход к воспитанию, сотрудничество с родителями.            Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя.  Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы  помогать учиться.  Учитель должен стать создателем развивающей среды, побуждающей ребёнка  добывать знания.          Педагогика сотрудничества предполагает хорошее знание индивидуальных особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Когда дети работают самостоятельно и у них возникают трудности, учитель приходит на помощь и оказывает её с учётом индивидуальных особенностей, т. е. учитель выступает как помощник, помогающий в преодолении трудностей.  В случае затруднения обратиться можно и к своим одноклассникам.  Работая, учитель должен помнить о том, что внимание должно уделяться каждому ученику, а радоваться даже самому маленькому успеху ребёнка.  Хорошее слово учителя – один из главных инструментов для создания доброжелательного психологического климата на уроке и создания в классе развивающей среды. Как же  радуются дети. Когда слышат в свой адрес слова похвалы. Зная особенности детей своего класса,  даю возможность всем чувствовать себя уверенно, быть востребованным, не бояться высказывать свои мысли, своё мнение даже если оно ошибочно.  Вместе и сообща, путём рассуждений мы дойдём до  истины. А она, как известно, рождается в споре.

              Педагогика сотрудничества  вырабатывает такие приёмы, при которых  каждый ученик чувствует себя личностью.  Он ощущает внимание учителя лично к нему.  Необходимо помнить, что обучать надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел отстаивать свою точку зрения, установку на  дальнейшую деятельность. Ориентация  на потребности   конкретных детей в их индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственном сотрудничестве учителя. Родителей и самих детей. В младшем школьном возрасте  дети очень привязываются к нам педагогам, устанавливается  естественная внутренняя связь. Дети стараются подражать нам во всём,  копировать манеры, следуют за авторитетным и любимым взрослым. Поэтому педагог должен быть союзником, помощником и, может быть, даже другом. Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся к  взрослым – в школе и в семье.  Для этого нужны  не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные,  товарищеские отношения с детьми в семье. Способности всех детей различны, искусственно форсировать развитие их  невозможно, тем более, достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа.   Учителю необходимо проявить мудрость и терпение и в случае малейшей удачи поощрить ребёнка. Как принято считать, мы воспитываем  личным примером,  собеседничеством и сотрудничеством. Процесс обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Учить надо так, чтобы ученику удобно было учиться, а для этого надо искать способы,  с помощью которых можно осуществить это учение. Главное мерило обучения – это возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза,  значит, учат великолепно, и потому ученики чувствуют себя свободными .Как мы видим. Два понятия «свобода» и «сотрудничество» находятся совсем рядом, а движение по пути сотрудничества есть движение к гуманизму. Но если предоставить детям полную свободу, не создавать при этом отношения сотрудничества, то  выпадает главное, обострение совести.                      Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе,  тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, рождается совестливое отношение к людям,   работе, обязанностям. Сотрудничество умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное. Очень хороший результат даёт общение намёками, улыбками, полусловами. Как можно меньше делаю замечаний ученикам. Считаю, что это не только бесполезно, но и вредно. Психологи  давно установили, что всякое представление о движении вызывает движение. Очень вредны замечания типа: «Не вертись!» вредны,  потому что вводят в сознание ученика  предположение о возможности свершения такого поступка.  Обучая  и воспитывая, надо приучать детей к самостоятельности. Не надо переделывать ребёнка,  не надо переделывать и себя. Все усилия надо направлять не на ребёнка, не на себя, а на главное – отношение к ребёнку. Известно давно, что человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий,  а только от собственных душевных усилий, возникающих в его отношениях с людьми.   Антуан де Сент – Экзюпери  писал, что человек – это узел отношений. В каждом слове, в каждой интонации, в каждом маленьком поступке отражаются все наши убеждения. Учителю надо иметь очень чуткое сердце. У нас должно хватать способностей, сил и времени на каждого ребёнка, надо добиваться лишь того, чего мы можем добиться от ученика,  не посягая на него.   Для того чтобы сотрудничать,  необходимо ставить общие цели, которые объединяют,  побуждают работать дружно и  во имя достижения успеха. Отношения сотрудничества нельзя установить в один день и в одну неделю. К этому нужно идти постепенно и последовательно.

Педагогика сотрудничества – это благо для учителя, родителей и самих учеников.  Она имеет  корнем труд, которым держится,  к труду зовёт, трудом и награждает. Её главное орудие – успех. Сотрудничать могут пары, группы,  классы, но все используется для того, чтобы дети приобретали  навыки коммуникации и умели рефлексировать.

                   Педагогика сотрудничества – это:

- индивидуальная работа;

- соревновательная;

- кооперативная.  

                  Основные элементы обучения сотрудничества:

-  работа ученика контролируется учителем;

- в группе должен быть сильный ученик и слабый;

- группы не должны быть постоянными( это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно)    

-  учитываются интересы всех детей;

-  каждый имеет право голоса.

               Правила поведения при работе:

- будь  корректным по отношению к товарищу;

- высказывай свою мысль четко и кратко;

-соблюдай очерёдность;

- не спеши  с ответом, сначала всё обдумай;

-   будь активен  и любознателен;

-  справедливо относись к другим.

           В организации работы  должна быть положительная взаимосвязь:

- общая цель:  научить каждого в отдельности и всех вместе;

- распределить роли в  каждой  группе – подводящие итоги,  одобряющий, а так же поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи.

            Парное « взаимообучение» предполагает, что учащиеся помогают  и поддерживают друг друга в стремлении учиться.  Учитель организует пары таким образом,  чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания.   При этом   должна быть индивидуальная ответственность.  Учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого, может индивидуально проверить каждого ученика  или выбрать одного.            Умение сотрудничать – это умение лидировать, но не притесняя и не ущемляя интересы других,  умение принимать решения, умение разрешать конфликты, если они возникли.   При организации такой работы должен быть труд каждого в отдельности, из которого складывается совместный результат.

          Т. о.   это работа каждого в отдельности, это работа всех, это взаимодействие учителя и учащихся.  Очень важно, чтобы  все были активны, обсуждали, высказывали своё мнение, слушали друг друга,  сами задавали вопросы товарищам.  Одарённые дети и так всегда на виду и у учителя, и у своих одноклассников, а те, кто менее способен,  не так заметны.  Вот их самый малейший   успех  и надо отмечать. Прежде, чем  поставить перед детьми проблему, учитель должен чётко себе представить, а почему  я хочу, чтобы дети научились этому,  как я могу побудить их к мышлению?  Очень важно поощрять у школьников собственное мнение.  Воспитывать и направлять на умение слушать других,  делать выводы.              Такой подход позволит ученикам ощущать себя полноправными участниками процесса обучения, основанного на демократическом подходе.                 Распределяя детей на группы для работы, учитываю уровень развития,  чаще всего это 4   -  5 человек. Предлагаю объединиться по интересам.

Но обязательными для всех являются условия:

- каждый должен слушать своих товарищей;

-каждый должен принимать участие в работе;

- каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна;

- каждый должен оказать помощь, если его об этом просят.

Такой подход к работе детям нравится, они ощущают себя не простыми  исполнителями воли учителя, а активными участниками процесса обучения.           Педагогика сотрудничества позволяет учить  хорошо всех,  предоставляя возможность каждому ученику учиться  на пределе своих сил, а это ведёт к развитию ребёнка. Очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми во многом  определяет   результативность. В таком общении складываются гибкость мышления, преодолеваются стереотипы, формируется  творческая, критическая, самостоятельная и  самокритичная личность. Эффективность общения  во многом зависит от взаимоотношений педагога и ученика. Ребёнок должен иметь право на свою точку зрения и не бояться её высказывать, в ожидании наказания или замечания учителя, страха осуждения. Иногда умение отстаивать своё мнение  важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде. Сотрудничая с детьми,  необходимо не только ставить перед ними учебную  проблему, но и самому  являться активным участником диалога, мудрым помощником. Важно не только и не столько  получить правильный ответ от ученика,   но и сделать эмоционально значимым и ценным для ребёнка  путь поиска этого ответа.  При работе в классе должна быть создана атмосфера доброжелательности. Уделено внимание каждому,  там, где сотрудничают, не бояться насмешек при неправильном ответе,  не опасаются плохой отметки. Педагогика сотрудничества помогает развивать мышление каждого ребёнка.   Ученик  должен быть не потребителем знаний, а  активным их добытчиком, участником их приобретения. Педагог и родители при такой организации обучения и воспитания – добрые и мудрые советчики и помощники.               Организуя    обучение,    стараюсь обеспечить каждому ребёнку чувство радости познания,    развитие его  способностей, чувство психологической защищённости. В непринуждённой обстановке дети смело высказывают свои мысли, принимают участие в  обсуждении рассматриваемого вопроса. А если ошиблись, то  ищем правильный ответ все вместе.

      Приведу пример.   Урок математики, 4 класс. Тема «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями».

    На доске запись:      

     9  *  3 =                     90  *   3 =                      900 * 3 =

   Вопросы:   -  Что общего в примерах? (Дети высказывают свои мысли)    

                       -  Чем они различаются?

                      -    Какой из примеров решить легче всех? (Стираю 1 пример)  

                      -    Что  хотите сказать про эти два примера?

     (Выяснили, что заканчиваются нулями, нашли результат)    

  Записываю следующие   примеры:    390 *    3 =                    3090  *  3 =

 Вопросы:         - Как можно  найти результат первого примера?      

                           (Предлагали:  первый множитель   представить в виде суммы  разрядных слагаемых   (записывали),   выполнить умножение в столбик (выполняли), пришли к выводу,   что в столбик легче и быстрее.      Самостоятельно сформулировали тему урока с опорой на предшествующую работу.

      Следующий этап - первичное закрепление.

     1группе (сильные   учащиеся)  предложены примеры для работы самостоятельно    32 060 * 4 =         403 600 *  7 =     50 070  *   6  =               

     (ответы записаны на доске и закрыты, но не по порядку)                                  

Далее предложено записать по 1 -2 аналогичных примера.                           

2группе (средние)     решить 1 пример вместе с группой «слабых» ребят, далее    самостоятельно №369, стр.75, 3 и 4 столбик.

            (ответы записаны на доске по порядку, но закрыты).

3группа (слабые)   работают с учителем, Решаем  2 примера вместе с объяснением и 1 самостоятельно (в случае затруднения просят помощи у учителя или сильных учеников)

      (Термины «сильные», «слабые», «средние» условны, детям их не произношу)

       Такая работа позволяет  ученику чувствовать  себя полноправным участником в условиях сотрудничества.  Он знает: его понимают и принимают, с его мнением считаются, учитывают точку зрения,  чувства и эмоции не игнорируют. Высказывая свободно свои мысли, принимая активное участие в обсуждении, у детей формируется умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их,  а это не что иное как реализация личностного подхода в обучении. Более эффективно строить образовательный процесс на основе сотрудничества  в рамках осуществления личностно – ориентированного подхода к образованию позволяют разные формы индивидуальной  и групповой деятельности в соответствии со способностями и возможностями учащихся. При этом важно, чтобы каждый ученик правильно распределял своё рабочее время,  предлагаемый  учителем для работы  материал должен соответствовать уровню развития.    Тогда у ребёнка будет ощущение комфорта, а самооценка строится на основании реального осознания своих успехов возможностей.      

Пример:    Урок русского языка.  4 класс  Тема: « Правописание  окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»  

       Предлагаю учащимся  просклонять   существительные поляна, местность. (В случае затруднения обращаются к учителю или соседу по парте)   После выполнения работы задаю вопросы:                                  

                   Кому было трудно выполнить эту работу?    В  каких падежах не сразу решились написать окончание? Как проверяли?

Подчеркните слова, которые вызвали затруднения.  Прочитайте запись на доске.

    Стоял  (У ЧЕГО?)      У ПЛОЩАДК ( Е \ И ), У  ПЛОЩАД(Е\И)

    ПОДОШЁЛ  (К ЧЕМУ?) К  ПЛОЩАДК (Е,\  И),   К    ПЛОЩАД (Е\ И)

       (Дети высказывают свои мысли,  после обсуждения оставляем нужное окончание).   Формулируем тему, составляем таблицу.                

                 

                Р. П

           Д. П.

1 склонение

              -и, - ы        

               - е    

2 склонение

              - а,  - я

          - у,  - ю

 3 склонение

                 - и      

                - и    

         

 Находим общее и различие. Делаем вывод.   Закрепляем по учебнику.

       При   выполнении заданий работаем с учётом способностей.

   Далее  работа в группах,  читаем задание.

1 группа    работает со словосочетаниями  с доски  (Гостил   у  дяд … Серёж….,                                    

             у   мам …, у пап … ;       помогал  дяд ... , Серёж …,  .  мам …,       и   пап…  

          Далее усложнение:  составь по образцу словосочетания,    употребив  в Д.п. и   Р. п.  следующие существительные:  пшеница, нефть;   кормушка,   площадь.

Одной из форм организации обучения, направленной на развитие личности с учётом её особенностей, считаю работу с дополнительной литературой.   Использую и на уроках, и во внеурочное время.  Прежде всего, это работа со словарями в начальных классах.  Осуществляю постепенно, Сначала демонстрирую сама, потом обучаю « сильных» учеников,   затем общими усилиями  с моими помощниками – более «слабых».                                                                              

 Пользуемся словарями, которые имеются в классе, в школьной библиотеке и дома.          

          1 «  Краткий толковый словарь русского языка» под ред.В. В. Розановой.

           2 «Толковый словарь русского языка» под ред. Н. М. Неусыпова.

           3  «Школьный словарь антонимов русского языка»  М. Р. Львов.

           4  «Орфографический словарь» Д. Н. Ушаков.

            5  «Словарь русского языка»  Под ред.Н. Ю. Шведовой.

Эти словари имеются в классе .Считаю, что работа с дополнительной литературой( в частности со словарями) хорошая основа для работы  в старших классах. Кроме того, появляется возможность сделать процесс обучения более интересным.  Особенно широко применяю этот приём на уроках чтения и природоведения. Пример..  Изучая басни И. А.  Крылова,  детям было предложено объяснить значение слов невежа и невежда..Работа строилась следующим образом   как вы понимаете эти слова? Выскажите свои предположения.

(Слово невежа  объяснили так: это невоспитанный человек. А вот объяснить значение слова невежда – затруднились). Предложила обратиться к словарю.

         Работа со словарём.  Выяснили:

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда - малообразованный , малосведущий человек.

    3»Сильные»  ребята составили с этими словами предложения.       Широко использую на уроках чтения дополнительный материал, подготовленный учащимися. Это, прежде всего, биографические  сведения авторов изучаемых произведений. Одним из этапов урока чтения является вступительное слово учителя об авторе. Иногда возникала трудность, где взять, если в методическом пособии нет.  Вот и появилась идея создать папку «биографии поэтов и писателей». Работа строилась следующим образом:   первоначально  материал подбирала сама, отпечатывала его и давала для предварительной подготовки «сильным» учащимся.    Дети заинтересовались, стали просить сами, проявляли инициативу и «слабые». Решила предложить детям подбирать подобный материал самим, пользуясь  дополнительной литературой, помогала в отборе материала, подключились и родители. Они помогали ребёнку выбрать материал, оформить. Чтобы не оставить без внимания «слабых» учащихся, предлагаю им небольшой по объёму материал для сообщения.  Собранный материал помещён в классном уголке чтения.   Сейчас во многих  семьях есть компьютер, Дети сами отпечатывают подготовленный материал.  Иногда предлагаю эту работу выполнить группе ребят.  Кто- то кратко сообщает о месте рождения автора и о его годах детства,  другие  - об  его  юности,   третьи – о  творчестве.     Выводы:   такая работа  расширяет   читательский  кругозор, прививает интерес и любовь к книге, способствует   улучшению техники чтения,  приучает к работе для других, к  работе сообща.

      Самым благодатным  для работы с дополнительной литературой  считаю урок ознакомления с окружающим миром. Особенно много работаем  в 3  и 4 классах,   изучая животный и растительный мир, природные зоны,  наш край  и т. д.

Пример 4 класс.  Тема.   Путешествие по карте России. Реки, моря, озёра.       При подготовке к уроку предложила детям подобрать стихотворения о Родине, выбрали самое подходящее к теме урока.  Урок проходил в форме путешествия  по пристаням  « Морская», «Озёрная», «Речная». ( Карту путешествий готовили вместе с детьми).На  каждой пристани были свои «экскурсоводы, которые делали свои сообщения.  Материал подбирали по группам  и индивидуально.  Урок получился интересным и запоминающимся.  Мною подобрана литература для подготовки к следующему уроку,   была сделана реклама книг, которыми в дальнейшем заинтересовались дети.  В настоящее время на прилавках книжных магазинов огромное количество разных энциклопедий для детей.  Я искренне рада, что родители  прислушались к моему пожеланию приобретать эти книги своим детям.   Радуюсь и восхищаюсь, когда ребята несут свою новинку в класс,  рассматривают и читают вместе,   обмениваются.   Стараюсь создать ситуацию необходимости   в этой книге лично для себя и  для других учеников.  Как только у меня появляется новинка, которая может быть интересна и полезна моим ученикам, я тоже несу её в класс. Работая с дополнительной литературой, детям приходится самостоятельно осмысливать материал,  а это способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Такая работа сложнее, чем работа с учебником, в котором  изложен  разобранный на уроке материал.  В учебной  работе должны быть трудности,  чтобы развивались познавательные силы школьников.  Работа с дополнительной литературой  - тому пример. Хорошее чтение способствует быстрейшему осмысливанию материала.Полноценное чтение возможно тогда, когда техника чтения младшего школьника автоматизирована.  Именно в начальных классах  на этапе обучения  чтению  необходимо уделять большее внимание осознанному выбору средств выразительности  -  темпа,  ритма, высоты  и силы голоса, логического ударения. Умению вовремя распознать стоящий впереди знак препинания и настроиться на необходимую интонацию, подсказываемую этим знаком. В практике своей работы использую ежемесячный контроль техники чтения. Результаты  отражаю в таблице.  Дети заинтересовались, когда я им сопоставила результаты  чтения  в начале сентября  и в конце октября. Увидели своё продвижение,   завели себе  подобные  тетради, в которых отмечают свои успехи и неудачи (по желанию).  Говоря о проверке техники чтения, особенно текущей, нельзя не вспомнить об личных особенностях некоторых учеников.  В классе  2 ученика с нарушением фонематического слуха, 3 – очень медлительные, у них замедлен темп  устной речи, 2 ученика торопливы, Эти особенности сказываются на  технике чтения: одни читают очень медленно, другие быстро, но при этом допускают ошибки.  Для коррекции чтения  образовали пары:  слабочитающим помогают «среднечитающие», «быстрочитающим» – «сильные» дети с хорошей техникой и безошибочным чтением.  Работают по принципу «буксира».

      Систематическая техника чтения даёт положительный результат:  из 19 учащихся   13 читают выше нормы.

           Работая в рамках сотрудничества,   предлагаю детям разбиться на группы и приготовить    «немые» сцены из произведений, инсценировать отрывок,  басню.  Особенно любимы задания для работы в парах, типа: Подготовь 3  - 4 вопроса по произведению своему соседу по парте. Надо заметить, что это задание очень нравиться детям.  Они  подбирают вопросы, требующие доказательства, рассуждения, сопоставления.   Причём, если на первых порах «слабые»  ребята  задавали вопросы, требующие односложных ответов,  сейчас они не уступают «сильным».

Пример:   Е. Л. Шварц«Сказка о потерянном времени».

                                        1.Как ты думаешь,  чему хотел научить нас автор, написав эту сказку?

                 2. Как можно оценить   отношение Пети к школе?

                  3.Какой момент тебя особенно заинтересовал?

                  4.Какими словами заканчивается сказка?   Встречались ли они в тексте раньше?

                 5.Как автор показал нам, что дети все равно остаются детьми?

                 6. Над чем заставляет нас задуматься эта сказка?

                 7. Какие пословицы использует автор в этой сказке?

                  8. Чтобы ты посоветовал своим одноклассникам,  прочитав эту сказку?      

                 9.Чем понравилась эта сказка тебе?

        Такая работа «будит»  живую мысль ученика.

         Важно строить учебный процесс так, чтобы ребёнок видел своё продвижение вперёд.  Необходимо формировать ответственное отношение  к учению, которое предполагает  высокий уровень самоконтроля и самооценки. Для этого развиваю  умение критически оценивать свою  работу, сопоставляя, анализируя    результаты  своей деятельности,  учу делать выводы  для себя.   Приобщаю к оценке результатов труда своих одноклассников.  Дети в доброжелательной форме указывают на неудачи, часто тут же звучит вопрос:  «А можно помочь?»  Дети оказываются весьма наблюдательными. Радует то, что,  работая в системе, за 4 учебных года,  ребята  научились оценивать ответы своих  товарищей очень  объективно.  Также   дают и самооценку,   указывая на свои  недостатки в работе  и,  наоборот,  успехи.  Работаем в   доброжелательной обстановке  сотрудничества,   поэтому открыто может высказаться каждый.

     Использование  рефлексии  помогает  мне как учителю видеть умение детей оценивать свой труд  и стимулирует их к активной деятельности.    Кроме того, позволяет постоянно держать в поле зрения  детей с завышенной и заниженной самооценкой,   научить  их более объективно оценивать свой труд, создать условия. Которые помогут   избежать неуверенности в своих силах, избежать неудачи. В классе   были ученики  с высоким уровнем тревожности. Они трудно сходились  со  сверстниками,  учились с напряжением.  Всячески поощряла этих ребят, отмечала их малейший успех, создавала положительное представление  этих учащихся о себе,  поддерживала эмоционально, призывала на « помощь» одноклассников. Таким путём  общими усилиями   установили обратную связь,  убеждая этих учеников  в том,   что они способны  добиться успехов, и они их добились.

     Почему я хочу знать как можно больше о своих учениках»?   

       В настоящее время социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь реализовывать свои возможности. В связи с этим необходимо выявить индивидуальные особенности каждого ученика. Каждый педагог должен оказывать детям индивидуально – ориентированную помощь   в реализации базовых первичных потребностей, создавать условия для максимально свободной реализации заданных природой  физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей. Непременным условием  в обучении должно быть сотрудничество, сотворчество, субъектные    отношения,  взаимовыручка, понимание и признание каждого ученика. Учитель призван помочь раскрыть индивидуальные способности,  качества и таланты каждого.  Чем больше я буду знать о своих учениках, тем успешнее будет обучение, тем лучше будет реализовываться  детское  « тем больше будут испытывать чувство радости  педагог и дети», тем большего взаимопонимания достигнут «звенья одной цепи»: « ученик – учитель – родители». Изучение учебных возможностей   детей  осуществляю с помощью различных предварительных бесед, анкетирования детей и родителей, анализа условий,   в которых ребёнок живёт и учится.

     В настоящее время школьный психолог. Ею  было проведено психологическое обследование детей, поступивших ко мне в 1  класс.  По результатам сделано заключение   по каждому обследуемому.   Я составила сводную таблицу для себя,  согласно которой  осуществляла индивидуальную работу.    В свою очередь,  обследовала   уровень подготовленности детей к школес педагогической точки зрения.На протяжении всех 4 лет работаем в тесном сотрудничестве со школьным психологом. Она оказывает хорошую помощь мне  и родителям  детей, требующих особого внимания.   Ребята с удовольствием посещали  эти занятия, со мной делились  своими результатами.  

      Дети, поступившие в школу, сильно отличались от своих предшественников, которые не вызывали у меня проблем во взаимоотношениях друг с другом.   А  у этих  ребят была  сильно завышена самооценка.  Превыше всего личное «Я», им очень трудно было жить в коллективе. Каждому хотелось, чтобы учитель слушал, спрашивал и хвалил только его, а не кого – то другого.  

  Появилась  проблема;  как научить детей уметь не только о себе, но и о других, как уступать им, как сообща решать  возникшие проблемы.

Осуществление  педагогики сотрудничества, изучение индивидуальных особенностей  каждого ученика позволяет видеть  в каждом ребёнке  личность со всеми её достоинствами и недостатками,  создавать условия для реализации возможностей каждого ученика в процессе  обучения.         Дети с желанием идут в школу. Они   активны  на  уроках   и во внеклассных  мероприятиях. Родители  поддерживают тесную связь  со  школой. Значительно  повысился  процент  качества знаний и степень обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Основы преемственности - педагогика сотрудничества

Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы

Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске  2009 год...

Педагогика сотрудничества

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством ...

Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....