Использование ментальных карт памяти при обобщении знаний учащихся в начальных классах
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Сорокина Энже Камиловна

В работе даётся описание использования ментальных карт в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МОАУ «СОШ № 1

Сорокина Э.К.

Обобщение учебного материала с помощью карт памяти (ментальных карт)

на уроках  в  начальной  школе.

Картирование мышления характерно для века космических

исследований и компьютеризации так же, как линейно

структурированные конспекты — для Средневековья

и последующего века промышленности.

Тони Бьюзен

        

Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Нынешний выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи.

Цель обучения с позиции учителя состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи. Для этого нужны новые, современные методы работы.

         Одним из них является построение ментальных карт (интеллект – карт, карт ума, карт памяти). Автором является британский психолог Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации, изложил в своей книге «Супермышление».

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

При использовании интеллект карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление. Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.

Можно сказать, что по сути своей, ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.

Апробация приема показывает преимущества интеллект-карт:

Пишем: с удовольствием, быстро, мало

Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику

Развиваем: мышление, память, воображение

Задействуем: весь потенциал, творчество

Запоминаем: сразу, много, качественно

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы).

 Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Ветви должны быть изогнутыми, как ветви дерева. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.        Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

-Можно ли обучать составлению ментальных карт в начальной школе?

Можно и нужно. В первом классе мы просим детей рассказать о себе, о своей семье, о хобби и т.д. Некоторые учителя просят нарисовать рисунок, сопровождающий рассказ. Вот здесь как раз и можно использовать ментальную карту вместо рисунка. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:

  1. информационной компетентностью учеников:

выделение познавательной цели, поиск информации, формирование понятий и установление связей между ними, структурирование знаний, кодирование, перекодирование и моделирование, синтез, анализ; классификация, систематизация и обобщение;

  1. коммуникативной компетентностью учеников:

общение и взаимодействие, учебное сотрудничество, умение дискутировать, умение работать в паре, умение работать в малой (4 человека) группе;

3) личностным и регулятивным развитием учеников:

Самопознание, самоопределение, саморегуляция, творческое развитие.

МК помогают оптимизировать такие образовательные процессы, как:

актуализация знаний обучающихся,

- организация поиска решений задач проблемной учебной ситуации,

- анализ и систематизация информации,

- создание презентаций, написание реферата, доклада, статьи.

- На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления, обобщения и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

При обобщении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания. Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме. Использование ментальных карт на уроках может проходить в разных формах: использовать готовые карты ума в виде слайдов или на плакатах, приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов, по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке, организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учеников по использованию готовых ментальных карт и построению собственных. Например, во 2 классе я использовала интеллект -карты при изучении темы «Имя существительное».  На каждом уроке дети узнавали что-то новое, учились графически обозначать и заносить в  ментальную   карту. Информация, нанесённая на карту на предыдущих уроках, позволяла  организовать наглядное повторение.

Использования ментальных карт предполагает повторение материала. Первое повторение необходимо в конце урока, второе – дома, последующие – на уроках с определённым интервалом.

В 4 классе при изучении темы «Имя существительное» я предложила ребятам дома составить ментальную карту по данной теме. На уроке ученики, работая в группе, обсудили составленные карты, исправили недочёты. Была составлена карта «Имя существительное». Дома дети  повторили тему  по карте. На следующих уроках изученный материал проговаривался  учениками. В конце изучения темы, во время проверки знаний, ребятам было предложено заполнить основу ментальной карты.  

На уроках чтения можно использовать для запоминания стихотворения, составления рассказа о литературном герое, пересказе текста. Большие возможности  использования ментальных карт имеются при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Таким образом, проанализировав метод составления ментальных карт, опыт работы педагогов, можно утверждать, интеллект-карты созвучны содержанию ФГОС и деятельностностному подходу в обучении. Учитывая особенности использования карт в начальной школе, возможно, повысить качество образовательных результатов. «Карты разума» помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована на любом уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

Использование ментальных карт в начальной школе(из опыта работы)

В статье показано использование ментальных карт в начальной школе....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»

Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти»)  - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу дл...

Использование ментальных карт в процессе обучения

Статья содержит краткую историческую справку о появлении ментальных карт, раскрывает понятие и рассматривант преимущества использования ментальных карт на уроках....

«Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе»

Самой главной проблемой в каждом классе является запоминание большого потока информации, ее обобщение и выделение главных моментов. Особенно это проявилось в период дистанционного обучения...

Технологическая карта урока математики «Обобщение знаний о числах, величинах, вычислениях» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: повторение, закрепление и обобщение пройденного материала по темам: числа, величины, вычисления.Задачи урокаПланируемые результатыДи...