" Технология проблемного обучения в экологическом воспитании"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Магасумова Эльзифа Самигулловна

Выступление по теме " Технология проблемного обучения в экологическом воспитании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в экологическом воспитании

Проблемное обучение-это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Цель проблемного обучения и Задачи проблемного обучения вы видите на слайде.

 На уровне познавательной деятельности различают: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемную ситуацию и проблемный урок.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. 

Проблемный вопрос – это «однократное» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.
Проблемная задача предполагает ряд действий, для её решения ученику нужно самостоятельно провести частичный поиск.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление.

 В этом суть проблемного обучения, которое я использую при осуществлении экологического воспитания.

Существуют 6 элементов, которые делают содержание проблемным. Они представлены на слайде.                      

-Неожиданность                      

-Конфликт                      

-Предположение                      

-Опровержение                      

-Несоответствие                      

-Неопределённость  

 Конструируя содержание проблемной ситуации, я включаю в неё данные элементы.

  Использую проблемные ситуации на всех уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Есть дети, у которых уже на своём уровне есть экологические представления, они даже могут по фотографии или картинке сформулировать вопрос или проблемную ситуцию .

Итак, приведу примеры включения проблемных вопросов и проблемных ситуаций в учебной деятельности.…

Ситуация №1« Деревья»..4 класс. Решаем задачу  про посадку молодых саженцев. Такие задачи есть и в 1-ом, и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом классах. В ходе беседы ставлю Проблемный вопрос: Что будет, если не будет леса? Предлагаемое решение: Лес- это дом для насекомых, птиц и зверей. Если не будет леса, то не будет и животных. А ещё лес- лёгкие планеты.

Ситуация№2 «Природа» Внеурочная деятельность. Курс «Социокультурные истоки» Тема: «Родной край»  На этом уроке включаю проблемную задачу. Ребята, сегодня Я услышала высказывание: «Природа-наш лучший учитель.» Обсуждаем значение слова –учитель, читаем в словаре лексическое значение. Перед вами стоит такая Задача: докажите, что природа может быть учителем? Чему она может учить? Дети работают в группах. Работают с текстами, рассматривают иллюстрации. Обсуждают, вывод-вносят в таблицу. Затем каждая группа рассказывает о проделанной работе и доказательствах. Предлагаемое решение: Природа- наш главный учитель.   Природа-учит видеть прекрасное, ценить красоту, наблюдение за пчёлами и муравьями- трудолюбию, верность- наблюдение за лебедями, дисциплине- перелёт птиц, когда они выстраиваются в косяк или клином и т.д. Природа-неисчерпаемый источник знаний и новых открытий.

Ситуация №3. Классный час. "Вот она, какая, моя Родина большая". Здесь я в работу включила Проблемную ситуацию. -Ребята, я люблю гулять в лесу со своей семьёй. Однажды возле леса мы увидели знак « Нельзя шуметь в лесу». А мой младший сыночек, спрашивает: «А почему? Здесь нет людей, которые работаю, и мы никому, кажется, не мешаем». Проблемный вопрос: Почему нельзя шуметь в лесу? Предлагаемое решение: Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Из-за шума, громких и резких звуков животные могут, испугавшись бросить свои жилища, в которых могут быть их детёныши.

Ещё одна проблемная ситуация.  Внеклассное занятия «Что такое экология?». В создании проблемной ситуации я использовала эффект неожиданности и эффект несоответствия. Ситуация начинается с загадки дети отгадывают, что мы будем говорить про лес. Далее слушаем звуки леса: шум речки, шум листвы, пение птиц. Обсудили, что у детей в воображении природа живая, красивая, природа радуется. И у меня спрятана картина природы. Проблемный вопрос: Открываем глаза (слайд леса, в котором мусор, речка грязная). -Сравните свои представления их с реальной картиной. В чём противоречие? К  какому выводу призывает нас эта ситуация? Что будем обсуждать?

В процессе обсуждения приходим к выводу, что природу нужно беречь. Результат работы:раскраски-знаки Правила поведения на природе.

Таким образом, разрешение системы проблемных экологических ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Роль проблемного обучения в экологическом образовании и воспитании младших школьников.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном  сосуществовании с природой, психологической готовности оберегать природные ценности всегда и ...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....