Мастер-класс «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».
учебно-методический материал
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Эта проблема актуальна и в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.47 КБ |
![]() | 747.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» НМР РТ
Мастер - класс
«Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»
Выполнила: учитель начальных
классов высшей категории
Мустаева Алевтина Михайловна
Нижнекамск, 2018г.
Мастер-класс по теме «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»
Мустаева Алевтина Михайловна, учитель начальных
классов МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка»
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.
Задачи:
- Раскрыть сущность использования учебных ситуаций при организации образовательного процесса;
- Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.
Формы и методы: групповая работа, проблемно-диалогический метод, мозговой штурм.
I. Подготовительно - организационный этап.
1. Здравствуйте, уважаемые гости и хозяева детского сада!
Слайд2. -Я хочу начать со слов древнего мыслителя Китая Конфуция:
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому-
И я научусь»
Эти слова актуальны в наше время при обучении школьника не только в начальной школе, но и в детском саду.
Тема моего мастер-класса «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.
В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием Джорджа Дьюи. В работе «Как мы мыслим» американский философ, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление утверждает Дьюи, есть решение проблем.
- В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая
Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есепов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
- вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
- эпизодически знакомить учащихся с методами науки; (исследования, эксперимент, опыты, наблюдения, выдвижение гипотез)
- развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
- Отвечая на вопрос КАК учить, технология проблемного обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
II. Основная часть.
Формировать внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, позволяет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.
Но сначала мы поработаем над понятием проблемная ситуация.
Давайте сначала представим не учебную ситуацию:
Слайд3.Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
-Коллеги, какое настроение вызвало это стихотворение?
-Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий. Давайте, разделимся на группы (Работают в группе, заслушиваются варианты ответов)
Приложение 1.
Мэр города ( )
Заяц ( )
Ребёнок ( )
Водитель на загородной дороге ( )
Лётчик, отправляющийся в полёт ( )
Егерь без лыж( )
-Когда мы послушали стихотворение, то у нас создалось хорошее настроение, оказывается для отдельных героев – это проблемная ситуация.
Проблемная ситуация- это некая жалоба на то, что определенные процессы протекают не так, как было запланировано.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Существует три возможности постановки проблемы на уроке:
-Создание проблемной ситуации;
-Подводящий диалог;
-Сообщение темы урока в готовым виде, но с применением мотивирующего приёма.
Слайд4. Формулу проблемного обучения можно выразить следующим образом:
Проблемная ситуация
+
самостоятельная активная деятельность
=
творческое овладение знаниями.
Слайд5. Проблемная ситуация подразделяется на два типа:
-Ситуация « с удивлением»;
- Ситуация « с затруднением».
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат такие противоречия - противоречивые факты, столкновение разных мнений; задание на ошибку.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежат такие противоречия- ситуация с заданиями, которые ранее встречались; задания с которыми не сталкивались; задания с подвохом; яркое пятно)
Давайте, рассмотрим несколько примеров:
Ситуация с затруднением: приём – задания с «подвохом»
УРОК ЧТЕНИЯ
- На уроке чтения я предлагаю использовать постановку проблемных вопросов.
- Какие вопросы служат толчком к мыслительной деятельности?
Слайд6. Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.
Рассмотрим на примере небольшого текста.
Текст «Одуванчик»
1. Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Текст сам задаёт вопрос, а учитель только делает паузу.
Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.
А теперь сравниваем свои ответы с текстом.
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру?
ВЫВОД: Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.
- Я предлагаю вам на основе текста составить проблемные вопросы для детей.
«Ива»
Плачет ива у обрыва.
В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?
Придумайте свой вопрос
ВОПРОС - Почему ива плачет? Кто её обидел?
Кем обижена ты ива?
Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.
Видно, ветер, по привычке,
Дёрнул иву за косички.
(В.Бирюков)
Ситуация удивления: приём - противоречивые факты
Слайд7. Сейчас попадем на урок окружающего мира на тему «Растения зимой».
- «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».
– Что может произойти с зелеными растениями зимой?
– Они погибнут.
– Прочитайте, при каких условиях они не погибают?
- Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега.
- Какое значение в этом случае имеет снег для растений?
– Снег «греет» растения.
– Вспомните, какой снег на ощупь?
– Снег холодный
– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?
ВЫВОД:.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения, используя доступные источники. В данном случае - учебник.
III. Рефлексия
Слайд8 - Действительно ли важно создавать на уроках проблемные ситуации?
- Какой прием создания проблемной ситуации показался вам интересным?
-Спасибо за работу. Я буду рада, дорогие коллеги, если вы для себя взяли что-то новое.
Слайд11.Завершить, я хочу следующими словами :
Слайд9. Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формула проблемного обучения Проблемные ситуации + Самостоятельная активная деятельность = Творческое овладение знаниями
Проблемные ситуации с « удивлением » с «затруднением приемы
Что? Почему? По какой причине ?
У рок окружающего мира на тему « Растения зимой». - «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега». «Снег «греет» растения и «снег холодный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/31/picture-73238.jpg)
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/22/picture-96935-1498141089.jpg)
Учебный эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий
Данный материал направлен на описание значимости учебного эксперимента в процессе формирования УУД школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-46170-1361289840.jpg)
ФГОС НОО. Мастер-класс на тему: Система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Материал содержит задания для групповой работы учителей в ходе стажировочных мероприятий по опережающему внедрению ФГОС НОО. Выполнение заданий сопровождается с анализом на формирование каких УУД они ...
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/22/picture-803013-1469174001.jpg)
Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763696-1456918424.jpg)
Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»
Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111488-1549173884.jpg)
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка»
Технология проблемно-диалогического обучения....