Мастер-класс «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».
учебно-методический материал

Мустаева Алевтина Михайловна

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Эта проблема актуальна и в наше время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx161.47 КБ
Файл master-klass.pptx747.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» НМР РТ

       

Мастер - класс

«Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»

                       

                                                                           Выполнила: учитель начальных

                                                                   классов высшей категории

                                                                               Мустаева Алевтина Михайловна

Нижнекамск, 2018г.

Мастер-класс по теме «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»

                                            Мустаева Алевтина Михайловна, учитель начальных

                                      классов МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка»

   Цель: показать эффективность технологии проблемного   обучения.

    Задачи:

  1. Раскрыть сущность использования учебных ситуаций  при организации образовательного процесса;
  2. Вызвать у участников мастер - класса интерес к  технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

Формы и методы: групповая работа, проблемно-диалогический метод, мозговой штурм.

       I. Подготовительно - организационный этап.

1.   Здравствуйте, уважаемые гости и хозяева детского сада!

Слайд2.   -Я хочу начать со слов древнего мыслителя Китая Конфуция:

 «Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому-

 И я научусь»

Эти слова актуальны в наше время при обучении школьника не только в начальной школе, но и в детском саду.

Тема моего мастер-класса «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.

 В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием Джорджа Дьюи. В работе «Как мы мыслим» американский философ, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление утверждает Дьюи, есть решение проблем.

- В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая

Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есепов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:

-           вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;

-           эпизодически знакомить учащихся с методами науки; (исследования, эксперимент, опыты, наблюдения, выдвижение гипотез)

-           развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.

- Отвечая на вопрос КАК учить, технология проблемного обучения   позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

II. Основная часть.

Формировать внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, позволяет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.

 Но сначала мы поработаем над понятием проблемная ситуация.
Давайте сначала представим не учебную ситуацию:

Слайд3.Снег идёт, снег идёт,

 Снег по свету бродит.

И откуда он идёт

И куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье.

Снег идёт наугад,

Словно сновиденье.


-Коллеги, какое настроение вызвало это стихотворение?
-Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий.     Давайте, разделимся на группы (Работают в группе, заслушиваются варианты ответов)    

Приложение 1.

            Мэр города    (     )

            Заяц   (   )

Ребёнок (  )

Водитель на загородной дороге    (   )

Лётчик, отправляющийся в полёт (   )

Егерь без лыж(   )

 -Когда мы послушали стихотворение, то у нас создалось хорошее настроение, оказывается для отдельных героев – это проблемная ситуация.

Проблемная ситуация- это некая жалоба на то, что определенные процессы протекают не так, как было запланировано.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

  Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

            -Создание проблемной ситуации;

            -Подводящий диалог;

            -Сообщение темы урока в готовым виде, но с применением мотивирующего приёма.

         Слайд4. Формулу проблемного обучения можно выразить следующим образом:

Проблемная ситуация

+

самостоятельная активная деятельность

=

творческое овладение знаниями.

Слайд5. Проблемная ситуация подразделяется на два типа:

            -Ситуация « с удивлением»;

            - Ситуация « с затруднением».

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат такие противоречия - противоречивые факты, столкновение разных мнений; задание на ошибку.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежат такие противоречия- ситуация с заданиями, которые ранее встречались; задания с которыми не сталкивались; задания с подвохом; яркое пятно)

  Давайте, рассмотрим несколько примеров:  

Ситуация с затруднением: приём – задания с «подвохом»

УРОК ЧТЕНИЯ

- На уроке чтения я предлагаю использовать постановку проблемных вопросов.

- Какие вопросы служат толчком к мыслительной деятельности?

Слайд6. Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.

Рассмотрим на примере небольшого текста.

Текст «Одуванчик»

1. Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

Текст сам задаёт вопрос, а учитель только делает паузу.

Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.

А теперь сравниваем свои ответы с текстом.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру?

ВЫВОД: Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

- Я предлагаю вам на основе текста составить проблемные вопросы для детей.

«Ива»

Плачет ива у обрыва.

В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?

       Придумайте свой вопрос

ВОПРОС - Почему ива плачет? Кто её обидел?

Кем обижена ты ива?

Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.

Видно, ветер, по привычке,

Дёрнул иву за косички.

                               (В.Бирюков)

Ситуация удивления: приём - противоречивые факты

      Слайд7. Сейчас попадем на урок окружающего мира на тему «Растения зимой».

- «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».

– Что может произойти с зелеными растениями зимой?

– Они погибнут.

– Прочитайте, при каких условиях они не погибают?

-           Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега.

-           Какое значение в этом случае имеет снег для растений?

– Снег «греет» растения.

– Вспомните, какой снег на ощупь?

– Снег холодный

– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?

ВЫВОД:.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения, используя доступные источники. В данном случае - учебник.

III. Рефлексия  

 Слайд8 - Действительно ли важно создавать на уроках проблемные ситуации?

      - Какой прием создания проблемной ситуации показался вам интересным?

      -Спасибо за работу. Я буду рада, дорогие коллеги, если вы  для себя взяли что-то новое.

Слайд11.Завершить, я хочу следующими словами :

Слайд9. Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий Выполнил: Мустаева А.М. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» НМР РТ

Слайд 4

Формула проблемного обучения Проблемные ситуации + Самостоятельная активная деятельность = Творческое овладение знаниями

Слайд 5

Проблемные ситуации с « удивлением » с «затруднением приемы

Слайд 6

Что? Почему? По какой причине ?

Слайд 7

У рок окружающего мира на тему « Растения зимой». - «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега». «Снег «греет» растения и «снег холодный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Учебный эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий

Данный материал направлен на описание значимости учебного эксперимента в процессе формирования УУД школьника....

ФГОС НОО. Мастер-класс на тему: Система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Материал содержит задания для групповой работы учителей в ходе стажировочных мероприятий по опережающему внедрению ФГОС НОО. Выполнение заданий сопровождается с анализом на формирование каких УУД они ...

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одност...

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»...