"Творческий потенциал педагога в условиях реализации ФГОС"
статья (4 класс)
Выступление на пкдагогическом совете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Творческий потенциал педагога в условиях реализации ФГОС»
Морозова Л.А., учитель ГБОУ
школы-интерната №4 г.о. Самара
«Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». П. Хилл
Творчество – это деятельность людей, преобразующая мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности, в которую входят: готовность определять нестандартные подходы в решении проблем; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность разработки новых методов, форм, приемов и их оригинальных сочетаний; умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.
Главные признаки творчества: создание нового или существенное усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание.
Что такое творческий потенциал и почему его нужно развивать?
Потенциал (от лат - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию, возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Большое количество изменений, происходящих в жизни общества, требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал. Этому должно содействовать современное образование.
Творческий педагог – думающий и мыслящий человек. Первым условием творчества выступает широта кругозора творца. В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: "Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объектно-субъектного педагогического воздействия. Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми".
Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования:
1. профессиональная компетентность,
2. высокий уровень культуры,
3. интенсивная работоспособность,
4. эрудированность,
5. творческая активность.
Творчество в условиях ФГОС предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению.
Педагогу необходимо продемонстрировать умение применять метапредметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и надпредметные компетентности (универсальные учебные действия).
Педагогическая деятельность – проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный с выработкой необходимых качеств личности учителя, и с формированием у него опыта творческой деятельности.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
Закон педагогического творчества:
• творчество педагога пробуждает творческую деятельность учащихся.
Критерии закона творчества:
• искусство общения педагога со школьниками.
• обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера.
Творческая природа педагогической деятельности в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества и способности к импровизации, к усвоению опыта путем творческого переосмысления и включения его в собственную теорию и практику.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
Факторы развития творческого потенциала педагогов делятся на внутренние и внешние.
Внутренние: 1) потребность педагога в творческой деятельности; 2) мотивация творчества; 3) самообразование; 4) духовно-ценностная сфера его личности;
Внешние: 1) влияние социально-экономической среды; 2) особенности учебного заведения; 3) система стимулирования педагогического труда; 4) коллективная работа над научно-методической проблемой; 5) педагогические задачи трудового коллектива.
Составляющие творческого поиска: идти в ногу со временем; распространять свой опыт; повышать свою квалификацию; присутствовать на конференциях, мастер-классах, обсуждать методические проблемы.
Процесс развития творческого потенциала у каждого педагога строго индивидуален. Своеобразие развития определяется различными природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера, т.е. типами; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самопознания, саморазвития, самооценки; ценностными ориентациями личности. Поэтому процесс развития творческого потенциала учителя отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.
Можно отметить такие качества творческого педагога: уметь формулировать и решать педагогические задачи; видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; заниматься самообразованием, стремиться к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.
Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения: ставить и анализировать цели в своей деятельности; ориентироваться в различных ситуациях; принимать решения; реализовывать определенные программы или планы исполнения; проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учётом изменяющихся ситуаций.
Условия творческой реализации педагога:
1. высокий уровень педагогической компетентности учителя;
2. стремление педагога к творческому поиску;
3. владение педагогической техникой;
4. достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
5. видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;
6. психологическая безопасность, атмосфера открытости.
Выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.
Методическое творчество связано с умением анализировать педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативное творчество связано с организацией педагогически эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; и с умением осуществлять саморегуляцию.
Творческое самовоспитание – это процесс осознания себя конкретной творческой индивидуальностью, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, разработки программы собственного самосовершенствования.
Подходы к творческой реализации учителя:
1. углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;. ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;
2. методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;
3. личностно-гуманистический. Обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);
4. коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);
5. философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.
Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д
Внешние результаты реализации творческой деятельности:
1 составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;
2 методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;
3 креативно организованные учебные или воспитательные процессы;
4 собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете.
Внутренние результаты являются источником внешнего творчества – это уточнение отношения к различным подходам в образовании; изменение в характере организации педагогического процесса; совершенствование профессионального мастерства; развитие профессиональных способностей педагога
Личностные результаты в развитии творческого потенциала учителя: степень выраженности личностных качеств и частота их проявления; владение технологией выделения противоречий, проблем и задач образовательного процесса; диапазон знаний об инновациях и их практическое применение в своей деятельности.
Из всего сказанного с очевидностью вытекает, что основой мастерства являются, прежде всего, фундаментальные знания и выработанные на их основе умения, безусловно, выступающие в тесном единении с личностными качествами учителя и его способностями к творчеству. Формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности. Прежде всего - педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком.
Литература и интернет-ресурсы:
1. Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987
4. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. Уфа, 2013
6. https://vscolu.ru/articles/pedagog-lichnost-tvorcheskaya.html
7.http://studme.org/46404/pedagogika/pedagogicheskaya_deyatelnost_kak_tvorcheskiy_protsess
8. http://allrefrs.ru/2-31851.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС
На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий для эффективно...
Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС
На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий для эффективно...
Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...
Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО
Тема моей работы: Реализация творческого потенциала педагога в сфере педагогической деятельности. В работе мы найдем значения и важность проявления творческого мышления в процессе работы учителя. Мы у...
Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов,...
Развитие творческого потенциала педагога, как условие успешной педагогической деятельности.
Начнём с анализа самого главного слова в моей теме «Творчество». Творчество – это все, что н...