Самоанализ урока по Т.А. Ильиной
методическая разработка
Т.А. Ильина выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по Т.А. Ильиной
Т.А. Ильина выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.
1. Общая структура урока.
- К какому типу урока может быть отнесен данный.
- Каково его место в системе других уроков по теме.
- Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
- Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке?
- Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?
- Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала т почему?
- Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления материала (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)?
- Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.д.)?
- Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
- Имело ли место вовлечения учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)?
- Было ли организовано преодоление посильных трудностей?
- Появились ли мотивы интеллектуального побуждения?
- Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся?
- Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи?
- Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)?
- Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как.
- Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства для этого были использованы?
4. Воспитание в процессе обучения.
- Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала?
- Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения; оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся?
- Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью?
- Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению?
- Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний?
- Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
- Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
- Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована? И т.д.
6. Выбор методов обучения.
- Правильно ли был выбран метод (методы) ознакомления с новым материалом?
- Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся?
- Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей7 все ли возможное взято учителем из демонстраций?
- Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков?
- Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)?
- Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли были организованы индивидуальный, фронтальный и комбинированный опросы, письменный контроль?
- Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место?
- Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?
7. Работа учителя на уроке.
- Все ли необходимое было подготовлено к началу урока?
- Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся?
- Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)?
- Какие приемы организации учащихся на работу были использованы?
- Был ли достигнут контакт с классом, отдельными учащимися?
- Каков был внешний вид учителя? Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая от урока?
8. Работа учащихся на уроке.
- Была ли проверена готовность учащихся к уроку?
- Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания?
- Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, списывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)?
- Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебниками и т.д.)?
- Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему?
- Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?
9. Гигиенические условия урока.
- Достаточна ли освещенность?
- Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт?
- Соответствует ли мебель возрасту учащихся?
- Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости?
- Удачно ли составлено расписание (место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня)?
- Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку?
- Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
10. Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методобъединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Урок. Обучение грамоте. + Самоанализ урока.
Урок по теме: Звуки [д], [д\']. Буквы Д,д. Закрепление изученного. (Планета знаний)....
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.
Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...
Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.
Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...
Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...
урок математики (информационная карта и самоанализ урока)
Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проб...
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...
Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...