Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Осадчая Марина Витальевна

Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.

Одним из средств развития как личности, так и литературного творчества является литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга - многообразный разнообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без специального обучения почти не осведомлен. Именно книга есть источник всего умного, доброго, красивого, что есть на земле, именно литература способна проникнуть в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств, она создает определенные незаменимые ценности. Именно литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.

Одним из средств развития как личности, так и литературного творчества является литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга - многообразный разнообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без специального обучения почти не осведомлен. Именно книга есть источник всего умного, доброго, красивого, что есть на земле, именно литература способна проникнуть в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств, она создает определенные незаменимые ценности. Именно литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.

Характер и сила влияния произведений на людей зависит не только от идейных художественных качеств самого произведения, но и от особенностей читателя.

Развитие литературных творческих возможностей является одной из важных задач образования в целом и начального в частности. Ведь процесс воображения пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.

Начальное образование - одно из самых ответственных звеньев в общей системе народного образования. Овладение государственным русским языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь –  это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Одна из главных задач начальной школы, на мой взгляд, научить детей мыслить, рассуждать, а размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

           Проблема развития речи школьников приобретает всё большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника.
         Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира.
Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературного чтения. 

Литературное чтение как учебный предмет, изучающий искусство слова, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов и жанров. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах. Таким образом, формируется сознательное отношение к интеллектуальному труду. 

В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, предоставлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

Когда-то К.Д.Ушинский писал: «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в высказывании, владение средствами языка.

Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи уроков литературного чтения: развивать умения видеть слово в тексте, наблюдать за его значением, понимать, почему данное слово отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя, различать переносное, образное значение, учить использовать в собственной речи меткие слова и выражения, обучать пониманию текста, развивать навыки выразительного чтения, культуры речи, творчества.
         Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения.
Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов на книгу, аннотации).

В чем я вижу повышение эффективности урока  для развития речи?

Во-первых, это целенаправленность. С целью обогащения словесного запаса можно использовать  нестандартное начало урока:

а) назови слова близкие (противоположные) по значению;

1 класс. Русский язык. Игра «Сочиняем наоборот».

Жил был маленький мальчуган Толик – … громадный старик Анатолий.
Он был добрый и никогда не дергал девочек за косички –  Он был злой и всегда дергал бабушек за косички.
Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой – Он был жутким неряхой и пачкал руки после еды.
Сам гладил брюки – Сам мял чужие брюки.
Любил животных и старался накормить бездомных собак – Ненавидел животных и старался отобрать пищу у домашних животных.
Вечером Толик пришел домой, разделся и уснул – Утром Анатолий вышел из дома, оделся и проснулся.

2 класс. Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок».

Грамматические задания.

Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:

Разбился насмерть –  вдребезги
Очень испугались – замерли от страха
Сильно разозлился – раззадориться

б) найти «лишнее» слово (дети должны выделить сходства, различия, что обосновывают связным высказыванием).

М.Пришвин. «Ребята и утята».

Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий – школа.

Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь? 

в) назови новое слово, поменяв порядок букв;

В каких значениях употребляются одинаково звучащие слова: ключ, коса, кран;

В.Бианки. «Купание медвежат».

Хозяин лесной
Просыпается  весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке ледяной.

Дети придумывают свою загадку.

Житель лесной,
Лохматый большой.
Просыпается весной
Ходит в шубе меховой.

Разгадывание кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад.

Во-вторых, продуманность отбора материала. Если содержания всех упражнений подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей. Обязательно для развития речи учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память.

Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и,  кстати, употреблять в речи  для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.

К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы: Труд кормит, а лень портит.  Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудиться. Кто не хочет трудиться, тот начинает жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем, смысл пословицы  Снег надует – хлеба прибудет. Дети отвечают: «Большой урожай будет, если выпадет много снега.  Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай. 
Приведу некоторые виды работ с пословицами.

Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую  они тему, подвожу итог.

Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик  из второго ряда заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожу викторины о пословицах.
Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один.

  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семь бед – один ответ.
  • Семеро с ложкой, один с сошкой.

Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки.

Очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи ученика.

Примеры формирования диалогической речи:

1) обучение пониманию вопроса;
2) составление ответа на него;
3) обучение постановке вопроса;
4) участие в драматизациях.

Игра «Журналисты».

Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости (макет дерева). Остальные дети журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Игра «Философский стол».

– Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.

Литературное чтение. Д.Мамин-Сибиряк.  «Емеля – охотник».

Примерные вопросы:

– Почему произведение называется «Емеля – охотник»? 
– Какие чувства возникли у вас при чтении?
– Почему Емеля не выполнил просьбу Гришутки? Прав ли он?
– Почему внук не обиделся на деда, а понял его поступок?
– Почему, рассказывал о Емеле, о том, как он преследовал оленя, писатель вводит картины природы?

Чтобы научить детей распределять внимание между содержанием произведения и формой я использую такие приемы:

1) свободный диктант;
2) членение текста на предложения, выделяя законченные мысли и ограничивая интонацию; 
3) построение полного объема ответа развернутого  или развернутого высказывания, его точное формулирование, использование предложений различного типа;
4) дополнение предложения другим, логически связанным;
5) составление высказывания по опорным словам, опорным вопросам;
6) придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета;
7) составление рассказа о случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или предложенным учителем;
8) определение основной мысли  текста, деление его на части, озаглавливание; 
9) воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу);
10) пересказ, близкий к тексту, сжатый;
11) ответ по плану;
12) рисование словесной картинки с использованием слов, объединенных ситуативно;
13) нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу, дополнение части, которой не хватает в тексте;
14) письмо герою произведения дать оценку его поступкам (А.И.Куприн «Белый пудель» – письмо Сергею);
15) иллюстрация к произведению и рассказ по своей иллюстрации;
16) серия рисунков к одному произведению (в виде фильма) с последующим «озвучиванием»;
17) составление рассказов по схемам. Например: весна, осень;
18) написание мини – сочинения по схемам.

Для развития речи учащихся важно использовать некоторые приемы работы над предложением:

1) распространение;
2) дополнение неоконченных предложений;
3) изменение порядка слов;
4) восстановление деформированного;
5) составление предложений по аналогии;
6) составление ответа на вопрос.

Работа второй год над темой: «Развитие речи младших школьников», я вижу, что мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю …», «Я считаю …», «Я не согласен …». Появились интересные темы творческих работ, например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала крыша», «Художник – мороз и другие». Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися  таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.

Хочу закончить свою работу  словами К.Д. Ушинского: «Дар слова … развивается не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий

В презентации отображены этапы работы над проектами  на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....