Современные педагогические игровые технологии
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Назаренко Александра Сергеевна

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические игровые технологии

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и я научусь»

(Конфуций)

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Порядок использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности

1 Определение навыков и умений в процессе игры.

2 На каком этапе урока игра более целесообразна

3 Подбор необходимого материала для игры.

4 Порядок проведения выполнения заданий, подведение итогов. (Введение в игру, объяснение правил игры, игра).

Цель: формирование положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности

Результаты использования игровой образовательной технологии:

- стимулируется познавательная деятельность

- активизируется мыслительная деятельность

- самопроизвольно запоминаются сведения

- формируется ассоциативное запоминание

- усиливается мотивация к изучению предмета

   

                Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

В 2008 году президент РФ В.В. Путин сказал важные слова для нашего общества: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

       Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько учитель ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству).

     В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А. Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А. В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О. А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

        Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

           Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

       Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

       Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую игровые образовательные технологии:

1.     По области применения:

- физические

- интеллектуальные

- трудовые

- социальные

- психологические

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

- обучающие

- тренинговые

- контролирующие

- обобщающие

- познавательные

- творческие

- развивающие

3.     По игровой технологии:

- предметные

- сюжетные

- ролевые

- деловые

- имитационные

- драматизация

4.     По предметной области:

- математические, физические, экологические

- музыкальные

- трудовые

- спортивные

- экономически

5.     По игровой среде:

- без предметов

- с предметами

- настольные

- комнатные

- уличные

- компьютерные

- телевизионные

- циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

- Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

- Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

- Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре учит:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.

Таким образом, используя инновационные игровые образовательные технологии можно повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности, которая возникает в случае, если:

1 Мне интересно то, чему меня учат 

2 Мне интересен тот, кто меня учит  

3 Мне интересно как меня учат.

Игровая деятельность используется:

  • для освоения понятия темы (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.  Например, продолжаем знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

— Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.

 (Выставляется рисунок Емели на печке) 

Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают… (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы… (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько… (гласных).

4) После твердых согласных пишутся гласные… (аоыу).

5) После мягких согласных пишется гласная… (и).

– Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:

 Гласные тянутся в песенке звонкой,
            Могут заплакать и закричать,
            Могут в кроватке баюкать ребенка,
            Но не желают свистеть и ворчать.

                                   А согласные согласны,
                                  Шелестеть, шептать, скрипеть,
                                  Даже фыркать и шипеть,
                                  Но не хочется им петь.

Разгадывание ребусов

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ОПТ                     
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА

ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО                     
БУК
ФУТ
БАЛ
КАП
КОН
ВА
КА
ГОН
ЧАЙ

БОЛ
ВЕРТ
ВАРЬ
НИК
КОН
НАЛ
КА
ГОН
КАН
ВАР

3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например:

Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…

4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить о их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. В настоящее время есть несколько пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н. В. Пташкина, Н. Н. Соловьева, Л.В. Петрановская, П. М. Баев, Г.А. Кулагина и другие, которые я часто использую в своей педагогической деятельности.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Применяя игровые педагогические технологии на уроках в начальной школе, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

 

Литература:

  1. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
  2. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
  3. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
  4. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

презентация "Современные педагогические (образовательные) технологии"

Данная презентация дает представление о истории появления педагогических  технологий, их сущности. Представлена полная классификация технологий по Г.Селевко...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования....

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

В статье дается описание моделирования уроков в различных технологиях. учитель должен научить детей добывать знания самостоятельно. Опираясь на свой опыт работы, дала советы по этому вопросу....