Выступление на школьном методическом объединении
статья

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_11.03.22.docx27.89 КБ
Office presentation icon shmo_11.03.22.ppt962 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

             Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип и взят сейчас  за основу  педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.

            Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

          Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

         Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

         Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

          Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

          учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

          Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

побуждающий, подводящий  диалоги;

мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут

           Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

          На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

         Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

          Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

        Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

      Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

      Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

      Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

         Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

         Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

        Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

       Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, можно  предложить  ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указать  на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешить  учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

        В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

          Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

           В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

            Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

           Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

           Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода.

Урок математики во 2-м классе.

Тема: “Деление с 0 и 1”.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

I. Организационный момент:

добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;

что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);

проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = …

 6 : 2 = …

 4 : 2 = ...

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);

 2). Это число ……;

 3). Значит __ : 2 = __

III. Постановка учебной задачи:

тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;

при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).

IV. Открытие нового знания:

работать будем в группах;

какие правила работы в группах надо помнить?

Задание №1.

1 гр.        2гр.        3гр.

0 : 2 = …        0 : 4 = …        0 : 6 = …

0 : 3 = …         0 : 5 = …        0 : 9 = …

0 :23 =…        0 : 17 =…        0 : 32 = …

Вывод: 0 : а =…         Вывод: 0 : а =…         Вывод: 0 : а =…

представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):

кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).

V. Первичное закрепление:

- как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);

откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);

сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

стр. 95 №3 – выполнить письменно;

как будете работать самостоятельно?

VII. Повторение.

стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;

Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):

- какое открытие вы сегодня сделали?

- как вы это узнали?

- где можно применить новое знание?

- что для вас было трудным?

Д.з.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ   успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход в начальной школе "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Бернард Шоу «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г.Песталоцц Михайлова Е.Н. учитель начальных классов

Слайд 2

Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться? Способность к саморазвитию...

Слайд 3

Стать счастливым! Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии

Слайд 4

Системно-деятельностный подход Системно – деятельностный подход как методология ФГОС НОО.

Слайд 5

Основные задачи образования Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Слайд 6

“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость. Системно-деятельностный подх од

Слайд 7

– это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Системно-деятельностный подход

Слайд 8

- деятельности; непрерывности; целостности; минимакса; психологической комфортности; вариативности; творчества. Дидактические принципы:

Слайд 9

Виды деятельности игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическая Формы деятельности групповая парная индивидуальная фронтальная

Слайд 10

Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 11

Структура урока 1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ). 4. Первичное закрепление. 5. Самоконтроль и самооценка. 6. Рефлексия.

Слайд 12

Мотивирование к учебной деятельности (оргмомент) 1-2мин. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «НАДО» «ХОЧУ» «МОГУ»

Слайд 13

Актуализация знаний,проблемная ситуация 4 - 5мин. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Методы : -побуждающий, подводящий диалоги; «яркое пятно»;

Слайд 14

Постановка учебной задачи 4 - 5мин. Цель: обсуждение затруднения Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Слайд 15

Учащиеся под руководством учителя: - ставят цель; -согласовывают тему урока; -выбирают способ; -строят план достижения цели; -определяют средства достижения цели(алгоритмы, модели). Открытие нового знания 7 - 8мин.

Слайд 16

Цель: проговаривание нового знания, работа в парах, фронтальная работа Первичное закрепление 4 - 5мин.

Слайд 17

Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет Самоконтроль, самопроверка 4 - 5мин.

Слайд 18

Рефлексия.Самооценка 2-3мин. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Я сегодня на уроке узнал… Сегодня на уроке мне было трудно… Сегодня на уроке мне было легко…

Слайд 19

Системно-деятельностный подход “ Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении.

Коррекционная работа в начальной школе....

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...