Статья "Создание здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе."
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Актуальность создания здоровьесозидающей среды в образовательном процессе для повышения качества образования в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesozidayushchaya_sreda.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе.
Повышение качества образования особенно актуально для начальной школы, учитывая ее связующую роль между семьей и обществом. Содержание и формы организации учебной деятельности в начальной школе оказывают серьезное влияние на состояние здоровья детей. В течение 3 -4 лет начального обучения, организм ребенка особенно чувствителен к воздействиям внешней среды. Школа определяет условия обучения и воспитания, нагрузки, требования, характер взаимоотношений и т.д. Поэтому обучение в начальной школе должно ориентироваться на развитие личности ребенка и сбережение внутренних ресурсов его организма как условие сохранения здоровья.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье» .
Здоровьесозидающая образовательная среда - это среда, включающая систему педагогических условий, обеспечивающих эффективную жизнедеятельность учащегося в процессе обучения, и направленная на развитие потенциала здоровья ученика.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основная цель построения здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья – это организация здоровьесозидающего уклада жизни школы для всех участников образовательного процесса.
В соответствии с ФГОС сегодняшнее образование ориентируется:
-на сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;
-обеспечение усвоения школьниками средств и способов учебных действий, позволяющих решить как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях образования;
-формирование ключевых компетентностей учащихся в решении учебных и практических задач;
-развитие ребёнка как субъекта взаимоотношений с миром, людьми, самим собой;
-успешную самореализацию учащихся в образовательной деятельности;
-сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка.
Для создания здоровьесозидающей среды в школе необходимо:
-построение внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса, развитие культуры здоровья и на её основе формирование здорового образа жизни, психологического климата сотрудничества, сотворчества;
-повышение уровня культуры здоровья учащихся, педагогов, родителей;
-создание условий для оздоровления ослабленных учащихся, профилактики заболеваний;
сотрудничество семьи и школы;
-использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Цель этих технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.
Педагогические условия формирования здоровьесозидающей образовательной среды - это система педагогических мер, создающих условия для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья. Соответственно, организация здоровьесозидающей образовательной среды в начальных классах является неотъемлемым компонентом построения здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения.
Также следует отметить, что большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Под здоровьесозидающей деятельностью педагога понимается деятельность, связанная как с сохранением и укреплением его собственного здоровья, так и с реализацией моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Поэтому, осознание педагогом проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению является непосредственным основанием для осознания им проблем здоровья детей и осуществления собственной педагогической деятельности по обеспечению их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)
Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...
"Образовательная среда в начальной школе"
Материал из опыта работы ШМО учителей начальных классов....
Создание образовательной среды в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление на педагогическом совете...
Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально, творчески, талантливо, преданно от...
Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год
В своей статье я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...