Метод "Мозговой штурм".
статья

Серебренникова Наталья Геннадьевна

Метод « Мозговой штурм» служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности детей. Процесс направлен на совместные действия всех участников с целью обсуждения и развития высказанных идей и выбор наиболее перспективных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovoy_shturm.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Серебренникова Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 539

Кировского района

г. Санкт - Петербурга

Мозговой штурм:

 методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)

   Мозговой штурм относится к методу критического мышления, активирующему умственную деятельность и творческий подход в решении поставленных задач. Этот метод направлен на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подхода.

   Его основателем считается Алекс Осборн (1953 год), американский специалист по рекламе, который считал, что главным недостатком в поиске новых идей является боязнь критики. В начале  60-х годов метод поиска новых решений и идей стал использоваться при обучении американских студентов в бизнес - школах. Затем стал применяться сначала в европейских странах, а затем и в других государствах

   Этот метод является универсальным и может быть применен в изучении любых предметов и на любых этапах обучения. Педагоги применяют метод, как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Мозговой штурм  позволяет оценить степень подготовки учащихся, развития инициативности, творческого мышления и способность работы в коллективе.

  Метод « Мозговой штурм» служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности детей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. Процесс направлен на совместные действия всех участников с целью обсуждения и развития высказанных идей и выбор наиболее перспективных.

Задачи метода.

  • Творческое усвоение учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Этапы метода

  • Постановка проблемы
  • Генерация идей
  • Отбор, систематизация и оценка идей
  1. Постановка проблемы.

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

  1. Генерация идей. Основной этап. Во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила  этого  этапа:

  • Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает  творческий настрой.
  • Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  1. Отбор, систематизация и оценка идей.

Заключительный, но не менее важный этап. Посредством этого этапа выделяются эффективные идеи, и приводится весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.

Правила проведения  «Мозгового штурма»

  • Участвуют все.
  • Все высказываются и все слушают.
  • Все имеют равные права.
  • Все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций.
  • Высказанные мысли и предложения не критикуются и не обсуждаются.

Преподаватель:

  • регулирует процесс и занимается общей организацией,
  • готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
  • даёт консультации,
  • контролирует время и порядок выполнения намеченного плана,
  • дает равную возможность высказаться всем участникам штурма.

Учителю запрещено:

  • критика любых мнений и предложений.
  • вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им.
  • когда группа нарушает правила работы, в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние, поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно.

Положительные стороны метода «Мозговой штурм»:

  • Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений.
  • Во-вторых, процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.
  • регулирует процесс и занимается общей организацией,
  • готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
  • даёт консультации,
  • контролирует время и порядок выполнения намеченного плана,
  • дает равную возможность высказаться всем участникам штурма.

Отрицательные стороны метода:

  • При мозговой атаке участники часто уходят от поставленной задачи
  • В потоке разнообразных предложений трудно найти подходящую идею
  • Метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи
  • Возрастают затраты времени на обсуждение всех идей

План «Мозгового штурма»

  • Предложить проблему.
  • Разделить учащихся на две группы   (5-6 человек, но не более 8-10).
  • Выбрать ответственного, ведущего записи.
  • Обсуждение проблемы и путей ее решения.
  • Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости.
  • Выработка единого мнения.
  • Выбор  докладчика итогового решения.

Применение «Мозгового штурма» на практике.

   Вначале мозгового штурма фронтально проводится разминка со всем классом. Разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа.  

Цель этапа - помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Разминка:  Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть?  Требуется найти 10 решений.

Нахождение решения.

  • Добавить холодную воду, заварку или молоко.
  • Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
  • Переливать через воронку.
  • Погружать холодные ложки.
  • Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.  И т.д.

Проблемная задача ( на примере отрывка из сказки). Ашик-Кериб (турецкая сказка 1 урок)
«…
Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в пустынях…»

  • Сдержит ли Ашик- Кериб свое слово?
  • Дождется ли его Магуль – Мегери?
  • Как Ашик – Кериб сможет разбогатеть за 7 лет?

Рефлексия:

 Мне понравилось решение, которое предложил________________________, оно было__________________ .

Оценка своей работы:  

Моё решение было: (удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, _______________________________).

Применение метода мозгового штурма наглядно показывает учащимся, что задача может решаться множеством разнообразных решений, каждое из которых будет правильным. Все напрямую зависит от конкретных условий.

 Метод позволяет учащимся стать более раскрепощенными, проявлять критическое мышление и творческие способности. Повышает интерес  к теме исследования и целям ее изучения. Процесс обучения становится более занимательным и эффективным.

Использование метода позволяет развивать:

  • аналитическое и креативное мышление;
  • навыки коммуникации и сотрудничества;
  • воображение;
  • адекватное восприятие критики;
  • толерантности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Педагогический приём "Учебный мозговой штурм"

Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебн...

Портфолио. "Мозговой штурм"

"Мозговой штурм" по теме "Портфолио" - отличное задание для проведения педсоветов и семинаров. Откуда пришло к нам это слово? Что оно означает? Для чего нужно?...

Мозговой штурм

Занимательная геометрия, мастер-класс для учителей начальных классов....

Мозговой штурм

Вопросы для игры:1. Знаете ли вы, что «граб – дерево, родственное берёзе». Назовите 4 русских слова, заменяя гласную букву   в слове «граб». (Грёб, гриб, гроб, груб)2. Назов...

Использование мозгового штурма в учебной деятельности

Использование метода критического мышления в учебно-воспитательной деятельности млдших школьников. Мастер-класс....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...

Открытый урок математики "Штурм крепости"

Закрепление и обобщение знаний обучающихся 1 класса  в пределах 20 в игровой форме....