Статья "Организация исследовательской деятельности с второклассниками"
статья (2 класс)
В статье описывается опыт работы с второклассниками по исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shirokih_ig_organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_s_vtoroklassnikami.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ВТОРОКЛАССНИКАМИ
В связи с внедрением ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности в МАОУ «Медико-биологический лицей» был введён курс
«Я – исследователь». За основу взята «Программа исследовательского обучения младших школьников» Александра Ильича Савенкова. И сразу же возникла необходимость в написании авторской программы по этому курсу.
Программа рассчитана на 135 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе – 33 часа в год, во 2-4 классах – по 34 часа.
Рабочие программы учителей начальных классов были составлены на основе программы «Я – исследователь» учителя начальных классов МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова Широких И.Г.
Философский энциклопедический словарь так трактует термин «исследование» – это «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью». Данный термин в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследование – всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Оно имеет высокую ценность для современного образования. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. По мнению А.И. Савенкова, начинать заниматься исследовательским обучением следует уже в начальной школе.
Роль педагога в данном обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это требует от педагога, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, кроме того, быть способным вести исследовательский поиск и самое важное – уметь заражать этим других.
Савенков приводит следующую структуру основных этапов работы:
-актуализация проблемы; определение сферы исследования;
-выбор темы исследования;
-выработка гипотезы;
-выбор методов исследования;
-определение последовательности проведения исследования;
-сбор и обработка информации;
-анализ и обобщение полученных материалов;
-подготовка отчета;
-защита доклада;
-обсуждение итогов работы.
Таким образом, основным содержанием работы по курсу «Я – исследователь» становится проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках программы выстроены так, что степень самостоятельности ученика в процессе работы постепенно возрастает. По окончании программы определен определенный продукт – исследовательская работа и форма представления результата – доклад и публичное выступление-презентация на мини-конференции.
Каждый год мы проводим две классные научно-практические конференции: осеннюю «Мы – юные исследователи», на которой ребята выступают с индивидуальными работами, и весеннюю, на которой происходит защита групповых проектов.
В кружок записываю всех желающих, а желание и интерес проявляют все учащиеся. Опыт показывает, что при желании, любой ученик может овладеть навыками исследовательской деятельности и выступить со своей работой на научно-практической конференции. На теоретических и практических занятиях кружка учащиеся знакомятся с теорией, структурой, методами исследования, его значением в жизни человека. Поскольку наш лицей имеет медико-биологическую направленность, темы работ детей связаны, в основном, с естественнонаучными дисциплинами. На занятиях применяются современные педагогические технологии: игровая, технология проблемного обучения, деятельностная, проектная, исследовательская, здоровьесберегающие технологии, технология проведения коллективных творческих дел (КТД), информационно-коммуникационные технологии. Занятия проводим, используя коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.
За время обучения, большая часть учащихся стала способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему, составить план работы, определить цель и задачи, выдвинуть гипотезу, найти информацию и систематизировать её, представить доклад, самостоятельно провести этапы исследования.
Практическая часть программы «Я – исследователь» содержит проведение групповых исследовательских проектов по окружающему миру. Во втором классе учащиеся принимают участие в проекте «Мир комнатных растений». Все учащиеся класса распределяются на команды по интересам, выбирают капитана, который руководит всей работой группы. Каждая команда выбирает свою тему. Например, ученики 2 класса в рамках исследовательского проекта «Мир комнатных растений» работали над темами:
I команда «Влагомеры»
Тема проекта: «Влияние уровня увлажнённости воздуха на рост растений»
Цель проекта: установить, что влажность воздуха важна для комнатных растений
II команда «Флористы»
Тема проекта: «Типы питания комнатных растений»
Цель проекта: выяснить какое питание необходимо хищным и комнатным растениям.
III команда «Грунтоведы»
Тема проекта: «Использование разных грунтов для выращивания комнатных растений»
Цель проекта: выяснить в каком грунте ростки комнатных растений лучше укоренятся, будут расти и развиваться.
IV команда «Ботаники»
Тема проекта: «Способы размножения комнатных растений»
Цель проекта: Изучить способы размножения комнатных растений.
Результаты исследовательских работ каждая команда представляет на классной научно-практической конференции, где жюри подводит итоги и награждает победителей.
Параллельно с работой в групповых проектах, некоторые учащиеся проводят самостоятельные долговременные исследования с применением имеющихся знаний и умений. Темы работ связаны в основном с естественнонаучными дисциплинами. Ход исследований обсуждается на занятиях кружка, учителем оказывается консультативная помощь.
В результате проделанной работы, учащиеся подготовили и представили исследовательские работы на научно-практические конференции разного уровня.
Наша работа к всеобщей радости получила достойную оценку.
К концу 2-го класса, подводя итоги нашей исследовательской работы, мы подсчитали свои награды. Юные исследователи завоевали 11 дипломов на научно-практических конференциях разного уровня. Дети и родители были очень горды своими успехами, которые помогают ребятам самоутвердиться и стать успешными в сегодняшней жизни.
Библиографический список:
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.
- Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - второклассники"
Внеурочная деятельность по социальному направлению. Учащиеся оформляют свои портфолио....
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Как я организую исследовательскую деятельность второклассников
В статье рассматриваются темы исследовательских работ второклассников, проблемы и методы исследования. Защита работ на конференциях муниципального и регионального уровня....
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...