Система работы педагога-наставника
методическая разработка
Система работы педагога-наставника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagoga_nastavnika.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога-наставника
Александрова Тамара Дмитриевна -
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Изварская СОШ»
Волосовского района Ленинградской области
«Что может быть честнее и благороднее,
как учить других тому, что сам
наилучшим образом знаешь».
М. Квинтилиан
Главным профессиональным качеством любого специалиста в современном мире становится умение учиться. Характеризуя деятельность успешного профессионала, в первую очередь необходимо выделить такие черты характера как:
- готовность к переменам;
- мобильность;
- способность к нестандартным действиям;
- ответственность;
- самостоятельность в принятии решений.
Всё это в полной мере относится и к педагогу.
Считается, что успешную личность можно развить, создавая для неё ситуации успеха. В.А. Сухомлинский писал, что «…хороший учитель, это тот, кто:
- во-первых, любит детей, верит в них, принимает близко к сердцу детские радости и горести;
- во-вторых, хорошо знает свой учебный предмет, следит за новейшими открытиями, исследованиями, достижениями;
- в-третьих, знает психологию и педагогику;
- в-четвёртых, в совершенстве владеет умениями в той или иной трудовой деятельности…».
Я с ним полностью согласна, что успешная личность учителя связана с понятием «хороший учитель».
Компоненты успеха личности педагога, которые выделил В.А. Сухомлинский, соответствуют той научно-методической деятельности, которую должен вести учитель в современном образовательном мире. Но такого молодого учителя с готовыми качествами и умениями практически невозможно отыскать.
Когда приходит молодой учитель в школу, то с первого дня работы он имеет те же обязанности и несёт ту же ответственность, что и учитель с многолетним стажем. А обучающиеся и родители ожидают от него такого же профессионализма. Именно в этот момент и необходима начинающему учителю помощь опытного педагога-наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Именно наставничество - это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только начинающего учителя, но и педагога – наставника. Оно заставляет соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем, педагог-наставник должен сам им быть.
С 1 сентября 2019 года я являюсь педагогом-наставником молодого специалиста Исько Марьяны Андреевны, которая закончила ГБПОУ «Педагогический колледж №4 СПб», по специальности «Преподавание в начальных классах».
Имея большой педагогический стаж и опыт работы с молодым специалистом, я вновь согласилась взять на себя обязанности наставника.
С первого дня моего назначения познакомила Марьяну Андреевну с Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, режимом работы, правами и обязанностями педагога, условиями труда, классом и рабочим местом.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Мной был составлен индивидуальный план адаптации молодого специалиста с учетом темы самообразования и Программы работы школы. Чтобы поближе познакомиться с Марьяной Андреевной, приготовила для неё анкету. Проанализировав её и побеседовав с учителем, удалось наметить пути профессионального роста молодого педагога.
Главной целью плана стало, донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочих программ, так как они являются индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для каждого класса формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Помощь начинающему учителю необходимо было оказать и в проектировании урока, соответствующего требованиям ФГОС, так как не было опыта работы в школе.
Также Марьяну Андреевну необходимо было научить составлению технологических карт уроков. Решению этой проблемы уделялось особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД), в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов мною были составлены методические рекомендации для начинающего учителя. В данных рекомендациях показана систематизация организации основной работы с начинающим учителем, которая предполагает формирование у подопечного общего представления о школе, ее основных направлениях деятельности, организационных особенностях, особенностях взаимоотношений с коллегами, родителями и обучающимися. Даже была сделана подборка видов одежды и обуви для молодого учителя на каждый день. Кроме того, в них рассматривалась работа с молодым учителем по индивидуальному профессионально-педагогическому росту, организации образовательного процесса, воспитательной работы.
За 3 года работы молодой специалист Исько Марьяна Андреевна показала хорошие результаты в профессиональной деятельности как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Все 3 года посещала мероприятия районной Школы молодого педагога. В мае 2021 года успешно выступала на районном фестивале для молодых специалистов и их наставников с презентацией опыта работы под руководством наставника. Приняла активное участие в муниципальном конкурсе «Педагогические надежды» для молодых специалистов (ноябрь 2021 года). Показала открытый урок для молодых специалистов и их наставников по русскому языку в 4 классе по теме: «Родительный и винительный падежи имён прилагательных» (14 декабря 2021 года). Выступала на районной видеоконференции по теме самообразования: «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности» (февраль 2022 года). За активное участие в данных мероприятиях была награждена грамотами и дипломами Комитета образования Волосовского муниципального района и администрации школы.
Обучающиеся Марьяны Андреевны имеют призовые места в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах (Приложение).
В этом учебном году моя подопечная подала документы в аттестационную комиссию на первую квалификационную категорию.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста является его готовность к передаче опыта. Я, как педагог – наставник, всячески способствую, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекаю к участию в общественной жизни коллектива, формирую общественно значимые интересы, содействую развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и педагогического мастерства. Стараюсь воспитывать потребность в самообразовании, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Обеспечиваю поддержку молодому педагогу в области:
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- разработки программы, тематического и поурочного планирования;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному повышению квалификации.
Я стараюсь быть примером для своей подопечной во всём. Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий. Активно распространяю опыт в области повышения качества образования и воспитания. Результативно участвую в конкурсах и других мероприятиях, чтобы быть достойным наставником для молодого учителя (Приложение).
Разработала для себя Кодекс наставника:
1. Не осуждаю, а предлагаю решение.
2. Не критикую, а изучаю ситуацию.
3. Не обвиняю, а поддерживаю.
4. Не решаю проблему сама, а помогаю решить её учителю.
5. Не навязываю своё мнение, а работаю в диалоге.
6. Не утверждаю, а советую.
7. Не отрываюсь от практики.
9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, сама следую этому правилу.
10. Не разглашаю конфиденциальную информацию.
Таким образом, как наставник, могу с уверенностью сказать, что адаптация завершилась успешно. Марьяна Андреевна комфортно чувствует себя в небольшом коллективе учителей начальных классов, да и в целом коллективе тоже. Участвует в заседаниях МО, успешно выступает на педсоветах, школьных концертах и конкурсах. Коллеги и администрация школы отмечают рост молодого специалиста в качестве учителя. Дальнейшую работу так же, как и предыдущая моя подопечная, планирует продолжать в стенах МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа» в качестве учителя начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога-наставника
План работы педагога-наставника...
План работы педагога-наставника
Данный материал представлен в виде таблиц....
План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».
План работы педагога –наставника На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Молодой специалист СОЛОВСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНАНаставник ШИНШАЛИЕВА Г.В....
план работы педагога-наставника с молодым педагогом
Данный материал содержит цель, задачи, план работы с молодым специалистом....
Описание системы работы педагога-наставника Гнатенко И.А.
Данная методическая разработка представлена как конкурсное задание на краевой конкурс "Педагог-наставник" в 2022 г. Включает в себя не только описание взаимодействия с молодыми педагог...
План работы педагога наставника с молодым педагогом
годовой план работы...
- Мне нравится (1)