Кейс-технология
методическая разработка
В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока литературного чтения. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-tehnologiya.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Викторовна Тимашова,
Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
ГБОУ СОШ № 511, г. Пушкин, Северо-западный регион, РФ
Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников
- Краткая аннотация к работе:
В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока литературного чтения. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.
Ключевые слова: кейс-технология, мотивация, учение, младший школьник.
- Содержание
- Введение
Образовательная технология кейс-метода означает изучение предмета школьниками путём рассмотрения ситуаций или задач. Кейс – это своеобразный учебный пакет, в котором рассматриваются конкретные ситуации, случаи, факты, решения. Данную технологию называют еще методом ситуаций или прецедентов. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
- Изложение основного материала статьи.
Использование данной технологии на уроках литературного чтения будет способствовать формированию у детей универсальных учебных действий, в основном познавательных и коммуникативных. Умению анализировать ситуацию, оценивать альтернативы и выбирать пути решения. За счёт ориентации на конкретные проблемы повышает мотивацию учения у школьников, т.к. им становится понятно, в какой ситуации им может это пригодиться тот или иной учебный материал, как можно применить его в деятельности. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать, защищать свою точку зрения.
Вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно.
- Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам (табл. 1).
Таблица 1
Учитель | ученик |
задача учителя – подбор материала, направление беседы или дискуссии | задача ученика – разрешение поставленной в этом материале проблемы и получение реакции окружающих. |
Оказывает помощь в спорах, но не навязывает свое мнение | Осознание того, что риск принятия решений лежит на них |
Формирует межпредметное знание, использует методы активного обучения | Должны обладать базовыми теоретическими знаниями по учебному предмету, умениями участия в групповой дискуссии. |
Исходя из вышеизложенного материала, рассмотрим примерную характеристику методики работы по кейс-технологиям в каждом этапе.
1. Работа ученика с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
2. Действия учителя в кейс - технологии
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем.
- Пример работы по кейс-технологиям-срез урока во 2 классе:
Леонид Пантелеев. Сказка «Две лягушки» (2 класс)
Жили-были две лягушки. Были они подругами и жили вместе. Только одна лягушка была храбрая, упорная, веселая, а другая – трусливая и ленивая.
Один раз ночью пошли лягушки погулять. Идут по лесу и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет от погреба очень вкусно. Забрались они в погреб и стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и попали в горшок со сметаной. И стали тонуть.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого горшка были очень высокие стенки. И лягушки оттуда никак не могли выбраться. Трусливая, ленивая лягушка подумала: "Все равно мне отсюда не выбраться. Уж лучше я сразу утону". Перестала барахтаться - и утонула.
А другая лягушка была храбрая и упорная. Она подумала: "Нет, утонуть я всегда успею. Лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, у меня что-нибудь и выйдет".
Плавает, плавает, барахтается, барахтается и вдруг чувствует под ногами уже не сметана, а твердое масло. "Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?" Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила. "Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула".
Выпрыгнула из горшка и поскакала к себе домой - в лес. А вторая лягушка осталась лежать в горшке! Ну что ж! Сама виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти...
- Работа над текстом.
- Читаем несколько раз. Сначала чтение про себя, затем вслух один человек. После первого прочтения начинаем выделять героев и события.
- Как вы думаете, какая сегодня тема? Цель?
- Вопросы по кейсу «Чему учит эта история?»
Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:
1. Выявите основную проблему сказки Леонида Пантелеева «Две лягушки». Сформулируйте её.
2. Каково ваше отношение к содержанию этой истории?
3. Дайте оценку этой ситуации сегодня в современной жизни?
4. Выскажите своё мнение по отношению к выбору первой и второй лягушки.
5. Продолжите предложение ,описывающее характер второй лягушки.
Она была упорная, ……………………………………………………………….
6. Выберите пословицы и высказывания, в которых отражена мудрость этой сказки:
Упорство и труд рядом идут!
Сила духа делает человека непобедимым!
Сам погибай, а товарища выручай!
Преодоление трудности учит нас побеждать, а бездействие - убивает нас.
Сильный духом в воде не тонет, в огне не горит!
Твоя решимость не сдаваться, позволит тебе не сломаться даже тогда, когда рушится всё.
В этом мире каждый сам способен управлять своей судьбой!
7. Предложите ваши варианты решений этой ситуации.
8. Подумайте и сделайте вывод.
Какие чувства вызвала у вас работа над кейсом?
Что нового вы узнали?
Чему научила вас данная работа?
- Заключение
Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение». Эта особенность стимулирует поисковую активность участников. Обращенность в будущее - ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то». Обучение на своих ошибках.
Задача преподавания отклоняется от классической схемы и пере ориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.
Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и по лученной профессии.
При использовании кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутствием эмоциональности в изложении материала.
Кейс-технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументированно высказать свою.
С помощью этой технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию мотивации к учению.
Использование этого метода необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебный процесс.
- Список использованныхисточников и литературы
- Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1 – 7 классов при реализации ФГОС / Составитель Шамаева С.Г., методист ГМК. - 2014. URL: http://guo- chernogorsk.ru/docs/fgos-psiholog_metodiki.pdf (Дата обращения: 03.03.2017).
- Case-study. Режим доступа: http://koshechkin.narod.ru/case.html.
- Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Режим доступа: http://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml.
- Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
- Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. Режим доступа: http://www.lan.krasu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....
Конспект урока с применением кейс-технологий
"Как помочь будущему хозяину выбрать свою собаку"...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».
МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...
Кейс технологии. Исследовательский кейс.
Пример исследовательского "кейса" для начальной школы...