Игровые технологии
консультация (3, 4 класс)
Игровые технологии в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Учитель начальных классов
ГБОУ «С(К)ОШИ № 2», г Улан-Удэ
С.И. Мироманова
Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с нарушением интеллекта в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал воздействия на снижение различных нарушений в развитии учащихся. Воздействие происходит через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать детей с интеллектуальной недостаточностью к жизнедеятельности в обществе.
Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школьной образовательной среде позволил выявить следующие противоречия между: необходимостью создания широких и разносторонних организационно-педагогических условий в школьной среде, ориентированных на гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств учащихся и недостаточное обоснование необходимости разработки современных игровых педагогических технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и физическом развитии;
На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий основанных на игровых тренингах в обучении детей в специальных коррекционных общеобразовательных школах.
Объект исследования: обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате № 2.
Предмет исследования: структура и содержание педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате № 2.
Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.
Гипотеза исследования: обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате № 2, будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в обществе, если:
-разработать педагогическую технологию игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью;
-структурировать содержание педагогической технологии игрового тренинга по следующим блокам задач: образовательные, оздоровительные, воспитательные и социальные: что будет способствовать стимулированию и коррекции умственной деятельности детей через различные познавательные и логические игры и игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков социализации и адаптации в обществе;
Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную, физическую и интеллектуальную составляющую развития детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, что в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию детей, имеющих нарушения в развитии.
Для достижения цели исследования и проверки научной гипотезы были сформированы следующие задачи исследования:
1.Провести анализ состояния проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в современном образовательном процессе.
2.Обосновать и разработать содержание и структуру педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.
3.Разработать методику диагностики результатов обучения детей.
4.В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогической технологии игрового тренинга в обучении учащихся начальных классов.
Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные представления о проблеме обучения и воспитания умственно отсталых детей (Л.C. Выготский, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и отечественной литературы; анализ документальных материалов врачебно-контрольных карт, и др., анкетирование, педагогические наблюдения; тестирование ЗУН; педагогический эксперимент; экспертная оценка; математико-статистический анализ.
База исследования: исследование проводится на базе специальной (коррекционной) школы-интерната №2, среди учащихся 1-4 классов. Объем выборки составил 58 человек.
Этапы организации исследований: Первый этап: поисково-теоретический (2017-2018 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования. В то же время проводилась работа по изучению процесса обучения в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
Игровой подход - более естественная форма обучения в начальной школе. В нашем случае, дети сами создают игру и играют в нее. Познание через игру-это новый принцип начальной школы. Новые требования в обучении младших школьников направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его возможностей и способностей. Что бы было интересно соревноваться, дети делятся на группы.
Можно играть, подсказывать, направлять, корректировать действия учеников, обсуждать с ними тему. Здесь важно все: внимательность, организованность, умение убеждать, мотивировать, коммуникабельность. Это и есть качества будущего лидера, а умение работать в группе позволит им слаженно работать в других коллективах.
Например, игра «лото» создается по выученным правилам написания орфограмм. Ученикам раздается игровое поле, в котором написано несколько слов, на доске пронумерованы выученные правила. Поставлена задача: найти в словах орфограммы, после - найти цифру правила, записать цифры в игровое поле. Затем следует взаимопроверка: группы обмениваются игровыми полями и проверяют друг друга. После чего один ученик разрезает верхнее поле - слова, другой раздает каждому из группы и себе по одному (два) слову, их переворачивают, что бы никто не видел. Суть игры - как можно быстрее « пристроить» свое слово на верное окошечко с соответствующими ему правилами. Победителей может быть несколько человек.
на поляне | Поля | поле | поливать | полевой |
Орфограммы:
1.название 2.название 3.название 4.имена 5. предлоги
предмета действия признака собственные
Второй этап: опытно-экспериментальный (2018-2019 гг.): на данном этапе проводится опытно-экспериментальная работа по реализации теоретико-методологических положений педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе опытно-экспериментальной работы, корректировались содержание, средства, методы и формы реализации игрового тренинга в обучении детей.
Третий этап: обобщающий (2019-2020 гг.). Этот этап будет направлен на теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной работы, где поведется систематизация и обобщение результатов исследования, формулируются выводы и разработаются рекомендации для педагогов, работающих с детьми в ГБОУ «С(К)ОШИ №2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...
- Мне нравится (1)