Мастер - класс "Учимся для жизни"
методическая разработка

 Кислицина Анна Васильевна

Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx21.73 КБ
Файл master_-_klass_3.pptx982.54 КБ
Файл bukletik.docx311.82 КБ
Файл bukletik_2.docx69.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс "Учимся для жизни"

Подготовила:

учитель начальных классов

Кислицина А. В.

Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии проблемного обучения.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приема проблемного обучения – создание проблемной ситуации и способов ее решения.

2. Совместная отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приема.

Ход мастер - класса

СЛАЙД 1  Добрый день, уважаемые коллеги!

 - Разрешите начать мастер-класс с обращения ко всем присутствующим.

  • Поднимите, пожалуйста, руки те, кто помнит закон Ома, который изучали в школе на уроках физики.
  • А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто помнит формулу сокращённого умножения.
  • А теперь те, кто не забыл типы простейших химических реакций.

 - Можно с уверенностью сделать вывод, что большая часть предметных знаний, которые мы получали на уроках в школе, к сожалению, оказалась потеряна многими из нас. Почему? (Не нужны в жизни, не запомнилось)

СЛАЙД 2. Посмотрите на слайд,  а данные умения нужны в жизни?

- Как часто вам приходится пользоваться данными умениями?

- А школа этому учит? Современная школа – должна.

- Вы знаете, что все данные умения можно объединить общим   понятием универсальные учебные действия  или умение учиться.

 - Какие ассоциации возникают   к слову универсальные?  

-…то, что пригодится в жизни.

- Наша память избирательна. То, что нас удивило, впечатлило, запоминается надолго.

 СЛАЙД 3. В школьном обучении необходимо использовать методы и приемы, которые активизируют мыслительную, познавательную деятельность.  «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил, формул, надо научить его думать» (В.А.Сухомлинский)

 - Все учителя работают над  проектной деятельностью, и я в том числе. По опыту работы с проектами заметила, что ребятам сложно выдвигать предположения, гипотезы. Преодолеть эту трудность помогает технология проблемного обучения. Сегодня познакомлю с одним из приемов данной технологии - создание проблемной ситуации и способов ее решения.

СЛАЙД 4.  Тема мастер-класса: «Учимся для жизни»

- Начнем с того, что ответим на вопрос: что главное в технологии проблемного обучения? Хочу услышать ваше мнение.(ответы)

СЛАЙД 5. 1.Поставить проблему.  Поставить проблему будет достаточно? (нет, найти пути решения)

2.Поиск решения проблемы.  Как найти правильно решение?   (Через выдвижение гипотезы)

3. Проверка гипотезы.

4. Обобщение, выводы по проблеме

СЛАЙД 6.  Суть проблемного обучения заключается в построении под руководством учителя проблемной ситуации  и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа.

СЛАЙД 7. В основу современного проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем. В советской педагогике возникновение дидактической системы проблемного обучения связывают с исследованиями Леонида Владимировича Занкова, Исаака Яковлевича Лернера, Алексея Михайловича Матюшкина, Василия Васильевича Давыдова.

- Для дальнейшей работы прошу выйти шестерых участников.   У вас на столах  пронумерованные карты – задания, облако проблем, чистый лист, маркеры. Это нам пригодится, чтобы проявлять  знания и умения.

- Разберем проблемную ситуацию на примере постоянного морфологического признака имени существительного.

СЛАЙД 8 . Прочитайте.

-Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. Докажите свой выбор.

Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?

Как называются слова, отвечающие на вопрос что?

Как вы определили одушевленное существительное или неодушевленное? (на доске:  кто? что?)

СЛАЙД 9. Послушайте загадку, назовите отгадку

Лепит детвора зимой чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко, рот — дуга, и нос морковка,

А два глаза — угольки, да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник. Кто же это? (Снеговик)

- Какой вопрос задается в загадке?

- Какое противоречие возникло?

- Сформулируйте проблему, запишем на облаке проблем.

 СЛАЙД 10. Как будем действовать дальше?  (выдвигаем гипотезы)

 - Поработайте в группах. Используйте слова «если… то…»

 - Какие гипотезы вы выдвинули?

 - Как будем действовать дальше?  

- Возьмем слова, которые вы определили как одушевлённое еж,  неодушевленное   луч. Измените по падежам слово еж.  Что заметили? Измените по падежам слово луч.  Что заметили?  

- Что можно предположить? Используем слова «если…, то…»

Поставьте слово снеговик в форму И. п, Р.п., В.п.

И. п. снеговик

 Р. п. снеговика

В. п. снеговика

 = снеговик – одушевленное

 - Какая гипотеза подтвердилась?

СЛАЙД 11. Предлагаю определить категорию  одушевленности-неодушевленности у следующих существительных: народ, кукла, толпа.

- Не работают наши способы. Что будем делать? Искать новый способ.

- Измените по падежам во множественном числе.

СЛАЙД 12. Какой  общий вывод можно сделать?

 СЛАЙД 13.   Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, а при поиске доказательств формируем  умения устанавливать связи, анализировать, находить и выделять нужную информацию, преодолевать препятствия, которые   очень важны в нашем современном мире.  И если на уроках создавать условия для организации учебной деятельности, ребенок сможет перенести сформированные умения на любую жизненную ситуацию. Эффективно формировать у школьников комплекс универсальных учебных действий позволяет  технология проблемного обучения. 

-  У вас на столах есть листы-снежки, закрасим ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению. Если вам понравился мастер класс, «слепите снеговика»  и  наденьте красное ведро, если нет – синее.

СЛАЙД 14. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс Подготовила учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицина Анна Васильевна

Слайд 2

Точно выражать свои мысли, разрешать конфликты. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, находить и выделять нужную информацию. Сопоставлять полученный результат с заданным эталоном, преодолевать препятствия .

Слайд 3

«Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил, формул, надо научить его думать» В. А. Сухомлинский

Слайд 4

Мастер – класс «Учимся для жизни»

Слайд 5

Этапы проблемного обучения: 1. Постановка проблемы. 2. Поиск решения проблем 3. Проверка гипотез. 4. Формулировка правила, способа. - выдвижение гипотез.

Слайд 6

Проблемное обучение — форма организации учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Слайд 7

Джон Дьюи американский философ, педагог Сергей Леонидович Рубинштейн советский психолог, философ Леонид Владимирович Занков советский психолог Василий Васильевич Давыдов советский и российский педагог, психолог

Слайд 8

Кто, кто в этой комнате живет? Кто, кто вместе с солнышком встает? (А. Барто ) кошка, аквариум, Машенька, мячик, луч, еж

Слайд 9

Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот – дуга, и нос морковка, А два глаза – угольки, Да из веток две руки. Солнце вышло, он и сник. Кто же это?

Слайд 10

Этапы проблемного обучения: 1. Постановка проблемы. 2. Поиск решения проблем 3. Проверка гипотез. 4. Формулировка правила, способа. - выдвижение гипотез.

Слайд 11

народ кукла толпа

Слайд 12

По вопросам кто? или что? нельзя определить каким является существительное – одушевленным или неодушевленным. Необходимо проверять, изменяя слово по падежам.

Слайд 13

Точно выражать свои мысли, разрешать конфликты. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, находить и выделять нужную информацию. Сопоставлять полученный результат с заданным эталоном, преодолевать препятствия .

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                                  В.п. = Р.п. – одуш.5c1fc4e34793a167dc1917dd.png

                                                                 В. п.  = И.п. – неодуш.

  И.п. снеговик        

  Р.п. снеговика

  В. п. снеговика

                                                                  В.п. = Р.п. – одуш.5c1fc4e34793a167dc1917dd.png

                                                                 В. п.  = И.п. – неодуш.

  И.п. снеговик        

  Р.п. снеговика

  В. п. снеговика



Предварительный просмотр:

Технология

проблемного обучения

Этапы урока открытия нового знания (способа):

                    Мотивация1с.jpg

 (создание ситуации успеха)

2с.jpg

 Ситуация разрыва

  (имеющийся опыт не работает)

 3с.jpg

Анализ ситуации  (выявление места

 и причины затруднения)

4с.jpg

Вывод нового способа действий

(открытие знания)

5с.jpg

Проверка нового способа, определение

границ его применения

6с.jpg

Рефлексия деятельности

Технология

проблемного обучения

Этапы урока открытия нового знания (способа):

                    Мотивация1с.jpg

 (создание ситуации успеха)

2с.jpg

 Ситуация разрыва

  (имеющийся опыт не работает)

 3с.jpg

Анализ ситуации  (выявление места

 и причины затруднения)

4с.jpg

Вывод нового способа действий

(открытие знания)

5с.jpg

Проверка нового способа, определение

границ его применения

6с.jpg

Рефлексия деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и родителей "Вторая жизнь предмета. Поделки из бросового материала"

Данный мастер-класс предназначен для педагогов и родителей.  ...

Мастер-класс "Формирование здорового образа жизни детей в образовательной среде"

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне...

Мастер – класс на тему: Формирование навыков здорового образа жизни посредством новых педагогических технологий.

Мастер – класс на тему:   Формирование навыков здорового образа жизни посредством новых педагогических технологий....

Мастер-класс "Вторая жизнь упаковки"

Цель моего мастер-класса – передача опыта использования метода проектов в экологическом воспитании школьников на примере  проекта "Вторая жизнь упаковки"...

Мастер- класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Есть очень много вещей,которым можно дать вторую жизнь, а не отправлять сразу же в мусорное ведро....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»

Цель мастер-класса:  достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....