Приёмы формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей на уроках в начальной школе
учебно-методический материал

Терских Марина Николаевна

В разработке представлены приемы формировапния познавательной активности, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей  на уроках в начальной школе

        Наверное,   нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Какой  учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали активно, увлеченно и  творчески.

 Слайд 1

Работая, с младшими школьниками, мы в практике применяем множество приемов и методов. И у меня, как и любого из нас есть те приемы, которые   мы используем в своей работе чаще других, так как видим, как они активизируют познавательную деятельность, развивают интеллект и творческие способности ребят.

         Сегодня я бы хотела вам уважаемые коллеги представить   некоторые приемы и услышать Ваше мнение о возможности их использования применительно к вашей предметной области.

Приём «Ложная альтернатива»

Слайд 2

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.  Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа.

Слайд 3

Например:

Медведь это насекомое или птица?

У квадрата две стороны равны или три?

Прямоугольник это фигура у которой острые углы или тупые?

Выбери зимний месяц: сентябрь или август?

Какие звери живут в Африке – пингвины  или мамонты?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

В слове «слон» 3 буквы или 5?

На каких этапах урока использовать этот приём?

(на этапе актуализации знаний по теме, прием можно использовать на этапе закрепления знаний)

Слайд 4

Приём «Да - нет»

Описание :Учитель или ребенок  загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ.

Попробуйте отгадать при помощи наводящих вопросов, о каком природном явлении сегодня мы подробнее узнаем на уроке.

Слайд 5

Этот прием позволяет  связывать  разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать.

Слайд 6

Приём "Добавь следующее "

Описание: Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.  

 Давайте, опробуем этот прием ,повторим 7 цветов радуги. (передавая ручку)

Слайд 7

Этот приём интерактивного обучения. Он способствует развитию познавательного интереса и активности при работе,  умению слышать и слушать одноклассников , учителя, а также развивает память .

Слайд 8

Приём «Хорошо - плохо»

Описание :Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет положительные стороны заданного объекта или явления (+), другая – отрицательные (-)

Слайд 9

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Слайд 10

Приём «Шаг за шагом» 

Описание:Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Например, по теме: «Природные зоны», «Глагол », «Табличное умножение на 8», «Морфемы» и т.д.

Слайд 11

Приём «О чём говорят эти числа»

Описание :учащимся даётся текст для чтения ,после чтения нужно дать пояснения о чем говорят числа встречающиеся в этом тексте.

Слайд 12

На что направлен этот прием? На каких уроках мы его применяем?

Этот прием на формирование читательской грамотности, эти приемы чаще используем на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики –при анализе   задач.

Слайд 13

Приём «Путаница»

Описание :    ученики получают карточки  с   отрывками из изучаемого  текста  или произведения, правила ,но в них включены лишние предложения  или слова (отсутствовала такая информация в тексте). Их необходимо найти и вычеркнуть.    

Слайд 14

     

Слайд 15    

«Небылица »

Сначала совместно можно определить тему.

Ученик пишет какую- нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает другому  ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

Слайд 16

Кто это был (была)?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (ее) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Таким образом  получается очень забавная история  и сказка или  рассказ.      

Такие приемы способствуют развитию творческих способностей, а также  развивают устную и письменную речь.

Слайд 17

  Приём «Живые слова,предложения, числа).»    

Описание :учитель  даёт группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, звуковой анализ слова .

Или когда каждый ребёнок  в получает отдельное слово, затем из слов выстроить предложение.

Далее могут предложить разные варианты работы с предложением.

Как этот прием можно применять на математике ?

Так же в своей практике я применяю множество других приёмов формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...

Обобщение опыта Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Предствлены материалы по обобщению собственного педагогического опыта по проблеме "Формирование познавательных УУД средствами УМК "Перспрективная начальная школа"...

Протокол №4 от 20.04.2016 методического объединения на тему "Профессиональная компетентность учителя- главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников"

Открытый урок в 3А классе литературное чтение "Г.Х. Андерсен "Ромашка" Проанализировала учитель МБОУ СШ № 1 А.В. Горлачева. Она отметила: содержанипе, структура урока соответствовало по...

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...

Методическая копилка на тему «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

В методической копилке продемонстрированы некоторые методы и приёмы, которые может использовать  в своей работе учитель начальных классов....

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...