Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса
статья
Здоровье подрастающего поколения является важным показателем благополучия общества. Большое значение отводится использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. Сухомлинский
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Ведь с состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
- Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).
- Драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов
- Подвижными играми на переменах
- Наглядности
- Занимательных упражнений
- Фантазирования
- Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся
- письмо
- чтение
- слушание
- рассказ
- рассматривание наглядных пособий
- ответы на вопросы
- решение задач
Норма 4-7 видов за урок.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
- методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток.
- расслабление кистей рук
- массаж пальцев перед письмом
- дыхательная гимнастика
- предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования: Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес). Проводится на начальном этапе утомления.Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Для расслабления кисти рук.
Пример: “Капуста”
Мы капусту рубим. | Движения |
Задача учителя научить писать, не напрягая руку. А значит сберечь силы.
Пример: Массаж пальцев перед письмом:
- протирание ладошек,
- “Скалка” - покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем
- “Игра на клавишах” (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
Использование скороговорок с движениями руками в такт .
Пример: “Нашли ли лилию?”
Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.
г) Работа по предупреждению утомления глаз.
д) Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
- “Хороший смех дарит здоровье”,
- мажорность урока,
- эмоциональная мотивация в начале урока,
- создание ситуации успеха.
IV. Экологическое пространство:
А) Проветривание помещений;
Б) наличие аквариума с рыбками,
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Критерием здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учащихся.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
- применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
- создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.
Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться 1. Познавательные и социальные мотив...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....
Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе
Публичное представление педагогического опыта...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена использованию учебно-лабораторного оборудованя в процессе обучения, что способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, ...
Специальные условия для повышения учебной мотивации и включения ученика в учебный процесс
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением ...