Учебные проекты, как средство исследовательских навыков и повышение качества знаний у младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Владимировна Резанович

Медоды работы над учебными проектами в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные проекты,

как средство развития исследовательских навыков

 и повышение качества знаний у младших школьников

                                                                  “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо

                                                                          и где и как я могу эти знания применить”.

Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты,

Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить”.

Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Предполагаемый результат:

 ¬ Повышение мотивации учащихся к изучению предметов начальной школы.

 ¬ Абсолютная успеваемость –и повышение качества обученности.

¬ Успешная сдача итоговых контрольных работ.

В процессе проектной деятельности, формируются следующие умения и навыки:

Рефлексивные умения:

¬ Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

¬ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 Поисковые (исследовательские) умения:

 ¬ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

 ¬ Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.

 ¬ Умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

 ¬ Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

 ¬ Умение выдвигать гипотезы.

 ¬ Умение устанавливать причинно-следственные связи.

 Навыки оценочной самостоятельности

 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

¬ Умение коллективного планирования.

 ¬ Умение воздействовать с любым партнёром.

 ¬ Навыки делового партнёрского общения.

 Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения:

¬ Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать диалог, задавать вопросы и т.д.

 ¬ Умение вести дискуссию.

¬ Умение отстаивать свою точку зрения.

 ¬ Умение находить компромисс.

 ¬ Навыки интервьюирования, устного опроса.

  Презентационные умения и навыки:

 ¬ Навыки монологической речи.

¬ Умение уверенно держать себя во время выступления.

¬ Артистические умения.

 ¬ Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Метод проектов позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность в целом. Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов. Прежде всего, это изменение роли учителя. Являясь организатором, координатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд исследовательских умений.

Такая работа должна проходить систематически и целенаправленно, на уроках создаю педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др. Этими ситуациями могут быть работа в группе, оказание помощи товарищу, выполнение заданий повышенной сложности, решение задач разными способами, рецензирование или комментирование работ своих товарищей, выступление на конференциях и др.

Из личного опыта работы: Ребята представляли за лето прочитанные книги при помощи рисунков и пересказа. Остальные вели запись понравившихся книг.

Проект «Почему нам интересно ходить в библиотеку»

Задание: Отыщите сказки в которых главный герой заяц или другой персонаж.

При изучении рассказов Д.Родари ребята распределились по группам :

-приготовили презентацию и биографию;

-инсценировать отрывок;

-приготовить викторину;

- прочитать по ролям отрывок;

На уроке давался алгоритм неверно составленный, нужно было его выполнить правильно и последовательно.

При изучении сказки «Почему у зайца длинные уши?» было дано задание отыскать ещё таке же объясняющие сказки.

На уроках при чтении текста используем значки: «+» «-» «?» «!»

Использую такие задания: составь рассказ от имени главного героя. Цель такого задания увидеть проблемы другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

Статья «Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»

В статье говорится о том, как нужно строить обучение на уроках русского языка  с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков....

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...

выступление на МО "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"

     Учебные  проекты как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного х...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

"Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе рассказывается о том, что проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проек...

"Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших школьников"

В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естест...