Образовательная мотивация в новых практиках воспитания.
статья
Возможности повышения образовательной мотивации учащихся в новых практиках воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Возможности повышения образовательной мотивации учащихся в новых практиках воспитания.»
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В соответствии с ФГОС начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Таким образом, её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.
В педагогической практике использую различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.
Данные методы и приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.
Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.
-Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, можно изучение новой темы начинать в необычной форме.
приём «Привлекательная цель».
Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
приём «Отсроченная отгадка».
В начале урока задается классу загадка (излагается необычный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
-Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
приём «Прогнозирование».
-послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события
- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной темы.
Прием «Оратор»
-убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо
Прием «Мозговой штурм»
-проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей
-С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через специально допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.
Прием «Лови ошибку!»
-объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста
(Если учитель будет добиваться понимания « опасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.)
-Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
-перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа.
«Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
-На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал.
Прием «Свои примеры»
-ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, сочиняют свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.
-Для формирования мотивации к учебной деятельности у младшего школьника большое значение имеет содержание домашнего задания и приемы его преподнесения.
-можно предложить «открытые домашние задания» (по А.В. Хуторскому), связывающие изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.( подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую литературу, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта)
-Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
-чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными
1.Найди слова, в которых нельзя проверить выделенную орфограмму.
Зубки, травка, ложка, кофта, будка, дождь, глаз, кувшин.
2.Выбери слова, в которых не надо проверять выделенную букву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление практик воспитания: итоги и перспективы
Анализируется воспитательная работа центра образования . Анализ, проблемы и перспективы первичной организации российского движения школьников. Анализ, проблемы и перспективы дополнительног...
Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом
Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....
XXIII Педагогические чтения "Шаг за шагом к новым результатам: индивидуальный образовательный трек как новый уровень компетентности педагога" 2020г.
Интерактивность как средство развития креативности младших школьников...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...
"Школа для жизни: образовательная мотивация в новых практиках воспитания"
Зачем ребёнку школа?...
Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками.
Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками....
Практика внедрения волонтерской деятельности в образовательный процесс в рамках программы воспитания.
В настоящее время добровольческая (волонтерская) деятельность имеет большую популярность как в нашей стране, так и за ее пределами, как среди молодого поколения, так и среди старшего. В связи с развит...