Образовательная мотивация в новых практиках воспитания.
статья

Елена Николаевна Коваленко

Возможности повышения образовательной мотивации учащихся в новых практиках воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности повышения образовательной мотивации учащихся в новых практиках воспитания.»

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В соответствии с ФГОС начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

 Таким образом, её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.

В педагогической практике использую различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Данные методы и приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

-Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, можно  изучение новой темы начинать в необычной форме.

приём «Привлекательная цель». 

Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

приём «Отсроченная отгадка».

В начале урока задается классу загадка (излагается необычный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

-Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

приём «Прогнозирование».

-послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события

- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной темы.

Прием «Оратор»

-убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо

Прием «Мозговой штурм»

-проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей

-С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через специально  допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Прием «Лови ошибку!»

-объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста

(Если учитель будет добиваться понимания « опасного»  места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.)

-Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

-перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов.

 Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа.

«Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

-На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал.

Прием «Свои примеры»

-ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, сочиняют свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

-Для формирования мотивации к учебной деятельности у младшего школьника большое значение имеет содержание домашнего задания и приемы его преподнесения. 

-можно предложить «открытые домашние задания» (по А.В. Хуторскому), связывающие изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.( подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую литературу, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта)

-Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

-чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными 

1.Найди слова, в которых нельзя проверить выделенную орфограмму. 

Зубки, травка, ложка, кофта, будка, дождь, глаз, кувшин. 

2.Выбери слова, в которых не надо проверять выделенную букву. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление практик воспитания: итоги и перспективы

Анализируется воспитательная  работа центра образования . Анализ, проблемы и перспективы первичной организации российского движения школьников. Анализ, проблемы и  перспективы дополнительног...

Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом

Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...

Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками.

    Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками....

Практика внедрения волонтерской деятельности в образовательный процесс в рамках программы воспитания.

В настоящее время добровольческая (волонтерская) деятельность имеет большую популярность как в нашей стране, так и за ее пределами, как среди молодого поколения, так и среди старшего. В связи с развит...