Обновление практик воспитания: итоги и перспективы
статья на тему
Анализируется воспитательная работа центра образования . Анализ, проблемы и перспективы первичной организации российского движения школьников. Анализ, проблемы и перспективы дополнительного образования центра образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Анализ учебно-воспитательной работы центра
Обновление практик воспитания: итоги и перспективы
Август 2017 год
Стратегической целью социально-экономического развития РФ является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующее статусу России как ведущей мировой державы.
К постулатам социально-экономического развития страны относится создание установки на образование как ведущей социальной деятельности общества и формирование ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения.
Истинного прогресса мы можем достигнуть
одним единственным путем – путем воспитания,
ибо все готовящиеся быть полезными гражданами,
должны сначала научиться быть людьми.
Н.И.Пирогов
Именно школу, как важнейший социальный институт, рассматривают как главный фактор успешности инновационного развития России.
Внедрение инновационных форм развития системы воспитания позволяет совершенствовать организационно-воспитательную работу центра, целью которой является воспитание высоко – культурной, всесторонне развитой, нравственно устойчивой, конкурентно способной личности учащегося с активной гражданской позицией.
С 2016 года центр образования является:
- базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» - «Формирование ГВС в условиях создания центра образования через проектную деятельность»;
- пилотной площадкой первичного отделения общественно-государственной детско-юношеской организации - Российского Движения Школьников.
Для полной реализации поставленных задач в центре разработаны целевые программы, объединённые в 3 блока:
- «Успешный выпускник»
- «Образовательная среда»
- Эффективный Центр образования
В целевой программе «Образовательная среда» я кратко остановлюсь на реализации в 2016-17 году проектов «Воспитание как взаимодействие», «Дополнительное образование – пространство свободного творчества»
Целевая программа «Образовательная среда» Цель: создание условий, способствующих эффективности обучения, развития и воспитания детей. | ||
Проект «Воспитание как взаимодействие» | Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для повышения эффективности функционирования воспитательной системы центра. |
имеет сформированную жизненную и духовно-нравственную позицию |
Проект «Дополнительное образование -пространство свободного творчества» | Цель проекта: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого дошкольника и школьника во второй половине дня. |
Для осуществления поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые осуществлялось воспитание обучающихся:
Все эти направления воспитательной деятельности нашли своё отражение в реализации пилотного проекта деятельности первичного отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ) на базе нашего центра.
Воспитательная система первичного отделения РДШ в образовательной организации выступает подсистемой воспитательной системы школы, которая «охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Через проведение мероприятий, дней единых действий, участие в региональных и федеральных проектах осуществлялась интеграция деятельности РДШ с воспитательной системой школы.
Проследим итоги деятельности первичного отделения за 2016-17 учебный
по направлениям деятельности:
Сводный план основных мероприятий пилотного проекта деятельности первичного отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ) на базе центра в 2016-17 учебном году.
№ | Форма проведения | Наименование мероприятия |
Гражданская активность | ||
1 | Единые классные часы |
|
2. | Выборы в органы ученического самоуправления |
|
3 | Дни единых действий в рамках деятельности РДШ |
|
4 | Волонтерские отряды |
|
5 | Всероссийские акции |
|
4 | Городские и областные мероприятия |
Древнего Кремля»
|
Военно-патриотическое направление | ||
1 | Месячники |
|
Классные часы |
| |
Уроки Памяти |
| |
2 | Вахта Памяти на посту № 1 |
|
2 | Кинолекторий |
|
3 | Школьная музейная экспозиция |
|
Библиотечная выставка |
| |
Музейный марафон |
| |
Ученическая конференция |
| |
Информационные стенды |
Герои Афганской войны». | |
Праздничные концерты |
| |
Конкурсы |
| |
Квесты |
| |
Городские патриотические митинги |
| |
Участие в акциях |
| |
Городские и областные мероприятия |
| |
Личностное развитие | ||
1 | Тематические линейки |
|
2 | Конкурсы чтецов |
«Читаем детских писателей. Э.Успенский»
|
3 | Линейка Успеха | Результат конкурсного участия |
4 | Тематические праздники |
|
5 | Всероссийские детские центры |
|
6 | Слёты РДШ |
|
7 | Эко-отряд |
|
8 | Акции |
|
Популяризация профессий | ||
1 | Информационные потоки |
|
2 | Встречи представителей учебных заведений с обучающими и их родителями. |
|
3 | Дополнительное образование |
|
4 | Экскурсии |
|
Мониторинг |
| |
Проекты |
| |
Сочинение |
| |
Конкурс рисунков |
| |
Классные часы |
| |
Конкурсы |
| |
Популяризация здорового образа жизни | ||
1 | Сдача норм ГТО | |
2 | Всероссийский урок |
|
3 | Оздоровительные акции |
|
4 | Классные часы |
|
5 | Дни здоровья |
|
6 | Спортивные секции |
|
7 | Общешкольная линейка |
|
8 | Конкурсы |
|
9 | Спортивный праздник |
|
Информационные стенды по ЗОЖ |
| |
Книжные выставки |
| |
Круглый стол |
| |
Информационно-медийное направление. | ||
1 | Школьной газета |
|
2 | Школьное радио |
|
3 | Конкурсы школьных СМИ |
|
Положительные стороны:
Происходит обогащение действующей системы новыми направлениями деятельности, технологиями и формами работы, появляются новые социальные партнеры, возможности расширить географию сотрудничества, привносится полисубъектный проектно-конструктивный способ взаимодействия, что обеспечивает расширение спектра возможностей самореализации учащихся
Проанализировав первые итоги пилотного проекта РДШ, изучив опыт работы пилотных площадок других регионов можно вычленить проблемы возникающие на первом этапе существования первичной организации РДШ:
- Организационная структура представлена весьма схематично, вопрос о месте первичного отделения РДШ в системе органов ученического самоуправления, соуправления школы остается открытым.
- Нет чёткой модели способа взаимодействия первичного отделения РДШ и воспитательной системы образовательной организации.
При умелом решении поставленных задач перед нами открываются перспективы: создание модели взаимодействия первичного отделения РДШ и воспитательной системы центра для эффективного и полного решения воспитательных задач центра
Дополнительное образование является мощнейшим пластом в организации воспитательного процесса в организации во внеурочное время. Данное направление воспитательной работы строится с учетом вариативности, подкрепляется программным обеспечением.
Проект «Дополнительное образование -пространство свободного творчества» | Цель проекта: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого дошкольника и школьника во второй половине дня. | ЗАДАЧИ 1) создать открытое интегративное учебно – воспитательное пространство центра, учреждений дополнительного образования, микросоциума; 2) разработать, апробировать и теоретически обосновать модель взаимодействия центра и учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта; 3) разработать и апробировать рабочие образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие процесс интеграции дошкольного, общего и дополнительного образований; 4) создать условия для развития педагогических инициатив, повышения квалификации и мотивации к инновационной деятельности в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образований; 5) разработать и апробировать модель мониторинга, диагностических материалов в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования; 6) разработать и апробировать модель управления инновационной деятельностью в условиях реализации подпрограммы. |
Школа старается учесть и использовать все образовательные возможности педагогического коллектива и представить широкий спектр образовательных услуг в системе дополнительного образования. Учащиеся всех категорий имеют возможность расширить свои познавательные потребности, развивать спортивные качества, заниматься интеллектуальной деятельностью.
Центр имеет современную материально – техническую базу, всё необходимое для проведения занятий и досуга: спортивную площадку, спортивные залы, хореографический зал, компьютерный класс, мастерские, библиотеку, телевизоры, DVD - плееры, технику для фотосъемки, интерактивные доски.
Дополнительное образование в 1 подразделении реализует 6 направлений досуговой деятельности что насчитает 17 объединений:
1. Краеведческое
2. Художественно-эстетическое
3. Спортивно-оздоровительное
4. Познавательное
5. Социально-педагогическое
6. Техническое
№ | Направление | Объединения |
Краеведческая деятельность | «Эстафета поколений» | |
Художественно-эстетическое | «Умелые руки» | |
«Театральная гостиная» | ||
«Проба пера» | ||
«Умелые руки» | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | «Футбол» | |
Спортивный клуб «Олимпиец» | ||
«Юнармия» | ||
Познавательная деятельность | «Маршруты здоровья» | |
«Основы фитодизайна» | ||
«Шкатулка математических знаний» | ||
Стилистика | ||
Социально-педагогическое | «Школа актива» | |
«Вышел школьник на улицу» | ||
«Фотовспышка» | ||
«Волонтер» | ||
Техническая | «Студия мультимедийного творчества» |
2 подразделение работает по 5 направлениям, что насчитывает 12 детских объединений:
1естественно-научное
2.туристко-краеведческое
3.физкультурно-спортивное
4.художественное
5.социально-педагогическое
№ | Наименование направления | Название курсов |
1. | Физкультурно-спортивное | 1. Футбол |
2. Спортивные игры | ||
Всего 2 | ||
2
| Социально-педагогическое | Лаборатория общения |
5. Час серьезной математики | ||
Всего 5 | ||
3. | Туристско-краеведческое |
|
Всего 1 | ||
4. | Художественное | 1. Мультипликация |
2. Школьное телевидение | ||
Всего 2 | ||
5. | Естественно-научное | 1. Музейная культура |
2. По странам и континентам | ||
Всего 2 | ||
ИТОГО | Направление: 5 | Курсов: 12 |
Согласно проведенному в течение данного учебного года мониторингу среди обучающихся 1 – 11 классов дополнительным образованием охвачены – 62% обучающихся от общего количества обучающихся центра.
Проблемы
- Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые бы максимально соответствовали бы интересам и потребностям детей. Необходимо расширить широкий спектр творческих кружков, кружков технической направленности.
Анализируя воспитательную работу центра образования считаем, что воспитательный процесс формировал у школьников гражданско-патриотические качества, духовность, самостоятельность, творчество, инициативу, способность к сотрудничеству, социализацию в обществе, активность и стремление к здоровому образу жизни.
Определяя цели нового учебного года мы ориентировались на проекты нового указа президента РФ и методические рекомендации Мин. образования РФ.
Знаменательные даты и события 2017-2018 уч.года
- 1155- летия зарождения российской гражданственности.
- 100- летие Октябрьской революции.
- Год экологии и особо охраняемых природных территорий
- Год гражданской активности и волонтёрства в России
- Год театра в России.
- 75 летие победы в Сталинградской битве
Цель нового учебного года звучит так:
«Формирование гражданской идентичности, гражданского самосознания и активности, формирование здорового образа жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»
Подведение итогов работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы по программе "Здравствуй, музей!" на базе Русского музея г. Санкт-Петербурга....
ФГОС НОО – ПЕРВЫЕ ИТОГИ, ВЫВОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для первоклассников. А в прошедшем учебном году начальная школа выпустила своих первенцев по ФГОС. Каковы же первые итоги реформирования? ...
Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...
Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...
"Школа для жизни: образовательная мотивация в новых практиках воспитания"
Зачем ребёнку школа?...
Образовательная мотивация в новых практиках воспитания.
Возможности повышения образовательной мотивации учащихся в новых практиках воспитания....
Сборник методических и практических материалов "Актуальные практики воспитания: региональный опыт".
В сборнике представлены практико-ориентированные разработки участников регионального форума «Современное воспитание: новые условия и актуальные практики». Материалы сборника выстроены в ло...