Упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных проблем, возникающих в коррекционном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_i_igry_dlya_raboty_s_detmi_i_podrostkami_s_ovz.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ.
(методическая разработка)
Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.
Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
− уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
− некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
− речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
− интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.
Обучающиеся характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое.
Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.
Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных проблем, возникающих в коррекционном процессе. Это связано с тем, что у многих обучающихся в коррекционных школах отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы. Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников. Оптимальные для обучающихся темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, ситуации успеха — все это формирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей, уверенности в себе, чувство радости и удовлетворения от проделанной работы.
Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Учить, играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто. Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярче и эмоциональнее, чем для нормальных сверстников. Игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
− Соответствие игры возрасту ребенка;
− Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
− Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
− Учет структуры дефекта;
− Соответствие коррекционной цели занятия;
− Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
− Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
− Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей.
Время и место игры в плане занятия зависит от выбранной темы и задач занятия. Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей.
Игровые приемы применяются во всех возрастных группах детей, ими можно начинать и заканчивать занятие, встраивать в ход занятия, оно становится более интересным, способствует творческому развитию ребенка.
В организации игры с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.
Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения.
Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности.
Желание играть и потребность в игре у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных, не игровых условиях этого не удается добиться.
С целью интеллектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на своих занятиях мы применяем различные игры. Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.
Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
Организация детей в игре - важное условие ее успешного хода. Из педагогической практики известно, что хороший организатор и педагог должен обладать способностью, до предела сокращать расстояние между собой и детьми.
Игра является тем инструментом, который позволяет взрослому раскрыть свои педагогические способности, а также развивать духовный мир ребят, направляя их инициативу и творческую активность в нужное русло. От умения взрослого «подать» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику возможность проявить свои лучшие качества зависит конечный результат игры.
Выбор игр и методика их проведения диктуются в первую очередь степенью ограничения подвижности ребенка, его физическими и психическими возможностями. При этом учитывается истинный возраст, соответствующий уровню развития ребенка на данный момент.
Упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ.
Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.
В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет двумя путями – от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому.
Другой путь – от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
В данной работе представлены игры для детей дошкольного возраста с ОВЗ для развития мышления. В каждой игре определены цель, правила, методические описания по организации и руководству ее проведения.
1. Игра «Дружные фигурки»
Цель: развить образное мышление, произвольную память. Развивающая среда: бумага, карандаш.
Содержание: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.
Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.
2. Игра «Нужные вещи»
Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей
Содержание: С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?
Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».
3. Игра «Делим – собираем»
Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)
Содержание: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т.д.
Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.
Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое.
4. Игра «Заколдованные сказки»
Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета.
Содержание: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь
заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.
Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»
5. Игра «Пригласим на день рождения»
Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление Развивающая среда: бумага, карандаш.
Содержание: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
6. Игра «Дает корова …»
Цель: развивать внимание, память. Развивающая среда: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).
Содержание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.
7. Игра «Как же их отличить?»
Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.
Развивающая среда: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).
Содержание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.
8. Игра «Сравнение величин»
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.
Развивающая среда: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.
Содержание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
9. Игра «Форма и цвет»
Цель: учить менять основание группировки предметов в соответствии со сменой образцов.
Оборудование: плоскостные карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – всего 42 элемента.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога, он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии от него образцы, например красный, синий, желтый круги, т. е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат все карточки этих цветов (квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоуго льники – всего 18 карточек). Педагог берет одну из -карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ее ребенку. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» – либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку».
После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выбирать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточки с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы».
В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, увеличивают и количество образцов (4–6 одновременно).
10. Игра «Кому дать это?»
Цель: продолжать учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов.
Оборудование: флажки, листья разной формы, цвета и величины.
Ход игры. 1-й вариант. Две подгруппы детей сидят на стульях друг против друга: в одной подгруппе – девочки, в другой– мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками. Только девочкам надо раздать такие флажки (показывает квадратный флажок и дает одной из девочек), а мальчикам такие (показывает треугольный флажок и дает одному из мальчиков). Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключение педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.
2-й вариант. Детям раздают флажки одной формы, но разного цвета, т. е. группировка производится не по форме, а по цвету. В остальном игра проводится так же, как в первом варианте.
3-й вариант. Педагог приносит в группу одинаковые по форме листья трех цветов (зеленые, красные, желтые), вырезанные из картона. Рассаживает детей тремя подгруппами. Теперь перед ребенком, который должен раздавать листья, стоит задача распределить их на три подгруппы, выделив цвет как основной признак для этого. Когда листья будут розданы, педагог предлагает детям потанцевать с ними. Время от времени он останавливает детей, подняв один из листиков, говорит: «Бегите ко мне». Если он поднимает зеленый лист, к нему бегут дети с зелеными листьями и т. д. В конце педагог поднимает три листочка и к нему подбегают все дети.
Заключение
Игра — это естественная для ребенка форма обучения.
Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционный образовательный процесс.
В профессиональной деятельности педагога необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных комплексов заданий, упражнений специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога работающего с учащимися с ОВЗ.
Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь своеопределенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Одна из важных задач руководителя игры - дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости - оказать первую помощь и обратиться к врачу.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.
Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважения, сопереживание - все это является постоянно действующими стимулом и главной ценностью игр, особенно для детей с особенными возможностями здоровья.
Список используемой литературы:
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.:Просвещение,1989.
2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010.
3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов.-н.-Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).
4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)
5. Толстоносова, Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. В. Толстоносова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10244/