Доклад "Поликультурное воспитание учащихся на традициях и обычаях башкирского и татарского народов"
статья
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Воспитание обучающихся на традициях башкирского и татарского народов – одно из главных направлений работы основной общеобразовательной школы с.Тюрюшево Буздякского района. Татарская и башкирская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_polikulturnoe_vospitanie.docx | 601.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ БАШКИРСКОГО И ТАТАРСКОГО НАРОДОВ
ВАЛЕЕВА ЕЛЕНА ДИНАФОВНА
учитель начальных классов
ООШ с. Тюрюшево, филиал МОБУ СОШ с. Кузеево
В центре внимания современной школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъём национального самосознания, стремление к этнокультурной самоидентификации обуславливает огромный интерес к национальной культуре в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан.
Школьный возраст-важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к проявлению уважения и понимания других людей. Дети, воспитанные в духе народных традиций толерантны, доброжелательны, уважают старших, любят свой родной край, интересуются историей поколений, знают и уважают свою национальную принадлежность, имеют повышенное чувство патриотизма[1, с. 58].
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Воспитание обучающихся на традициях башкирского и татарского народов – одно из главных направлений работы основной общеобразовательной школы с.Тюрюшево Буздякского района. Татарская и башкирская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность[2, c.16].
Воспитательная работа на традициях башкирского и татарского народов в нашей школе начинается с 1 класса. В рабочие программы учителей начальных классов включен региональный компонент, что позволяет на уроках родного языка и литературного чтения знакомить детей с народным фольклором. Башкирский и татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение и представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к народному фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически.
На уроках музыки происходит знакомство с музыкальными инструментами, разучиваются народные песни. На занятиях изобразительного искусства и технологии ребята знакомятся с башкирским и татарским орнаментом, с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Работа продолжается и во внеурочной деятельности. Один раз в неделю проводятся занятия по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов где ребята разучивают музыкально-игровые танцы, народные песни, знакомятся с обычаями и традициями, праздниками татарского и башкирского народов. Учащиеся 5-9 классов занимаются в фольклорном кружке «Илхам чишмэлэре», где девушки и юноши наряду с разучиванием башкирских и татарских народных песен и танцев, учатся играть на баяне, фортепьяне, знакомятся с игрой на деревянных ложках, треугольниках, бубенчиках.
Учитель технологии Исхакова Д.Н. во время урока организовывает встречу с мастерами нашего села, где они знакомят учащихся со своими работами, проводят мастер-классы. Большой вклад в воспитание учащихся на традициях башкирского и татарского народов вкладывают учитель башкирского языка и литературы Кайбышева Г.Р. и учитель татарского языка и литературы Сайфуллина Д.Д. Они проводят уроки- дружбы, знакомят с народными обычаями «Карга боткасы», « Талкан бэйрэме».
Учащиеся школы участвуют в народных праздниках «Каз омэсе», «Сэмбелэ», «Чишмэ бэйрэме»,“Нәүрүз”, “Сабантуй”. Приобщение к канонам традиционной культуры, в том числе и праздничной, пополняет у детей и подростков исторические и этнографические знания, развивает чувство собственного достоинства и национальной гордости. Для школы народные праздники – это «надежный помощник», поскольку в образовательном процессе у детей формируются не только художественный вкус, кругозор, но и эстетические и этические взгляды. Любой народный праздник так или иначе связан с чувством патриотизма и с миром красоты, со сферой нравственности, художественного творчества, с исторической памятью народа. Участие в праздниках связано с творческим процессом, направленным на развитие памяти, активности, наблюдательности, целеустремленности, логики, интуиции, формирующим духовные качества и стремление к добру, истине и красоте. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективизма. Такие национальные праздники, затрагивающие эмоциональную сферу детей, остаются в памяти надолго, повышают степень заинтересованности к истории своего народа, его традициям, культуре, рождают желание еще больше узнать обо всем этом. Приобщение подрастающего поколения к народной культуре является сегодня надежным средством формирования в индивиде патриотических чувств и духовного начала, а в условиях наступающей глобализации - одним из действенных механизмов культурной и этнической самоидентификации. Важная социальная роль народных праздников обусловливают целесообразность широкого использования этой формы расширения мировоззренческого кругозора, эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь, в духовном формировании подрастающего поколения и молодежи. Башкирские и татарские народные праздники, на протяжении веков служившие средством социализации человека, передачи от старших поколений к молодым духовных смыслов национальной социокультурной традиции сохраняют свой педагогический потенциал и в пространстве современной культуры[3, c.73].
Интерес к прошлому своего народа, его традициям естественен в любом возрасте. Когда ребенок уже с малых лет знакомится с наследием своего народа он сам растет духовно богатым. И мы должны ему в этом помочь. Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностями, ориентациями народа. Работая с детьми в направлении всестороннего воспитания и гармонического развития, результатов можно достичь только в процессе систематического и правильно организованного поликультурного воспитания. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа Уфа, БГПУ,2000,328 с.;
2. Ильинская И.П. Духовно нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов. Начальная школа. 2014. №6. С. 16-17;
3. Мамлеева Д.М., Мамлеева С.М. Поликультурное воспитание учащихся на основе национально-культурных традиций. Вестник башкирского университета. 2011. №4. c.1429.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обычаи и традиции татарского народа.
У каждого народа есть свои обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа....
Поликультурное воспитание учащихся
Материал содержит описание методов и приемов в поликультурном воспитанииличности...
Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"
Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...
План-конспект внеурочной деятельности на тему "Обычаи и традиции татарского народа" для 1 класса
Татар халкының мең елларга сузылган тормышында тупланган тәҗрибәсе, гадәтләре, кешене шәхес итүче сыйфатлары, бай тарихы, тәрбия зиннәтләре бар. Шуларга мөрәҗәгать итү тәрбия эшенең нәтиҗәлелеге...
Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа
Татарская культура - это дом родной,Это папа, мама рядышком с тобой,И калитка с кленом под твоим окном,Музыка азана льется над селом,И резные ставни, и большой балкон,И крыльцо родное, что зовет нас в...
Поликультурное воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"
Поликультурное воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"...
Традиции и обычаи татарского народа
Информация для детей по обычаи и традиции татарского народа....