Поликультурное воспитание учащихся
статья (4 класс) на тему

Акимова Марина Михайловна

Материал содержит описание методов и приемов в поликультурном воспитанииличности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikultura.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»

Выступление на педсовете

«Аспекты воспитания поликультурной личности в условиях реализации инновационных образовательных технологий»

Подготовила

учитель начальных классов

высшей квалиф. категории

Акимова М.М.

2016 г.

   Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

    Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.      

     Основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь в процессе, когда  он видит, делает, наблюдает.

    Начальная школа является тем звеном,  где через урочную и внеурочную деятельность, можно заложить основы воспитания и образования детей в поликультурном обществе.  

    Во время учебного процесса я провожу работу, направленную на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у школьников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. На уроках дети узнают о традициях, культуре и обычаях различных народов, знакомятся с фольклором, литературой, географией, историей, народными промыслами, жизнью людей в различных местностях, особенностями поведения и характера народов.  
   На
уроках литературного чтения я знакомлю детей с героями и образами русских народных сказок, поняв их  структуру,  символику, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Учащиеся, знакомясь со сказками разных народов, приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся  я предлагаю составить рассказ на тему "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”

Орксэ

   В поликультурном образовании одинаково важны как уникальные ценности, отличающие один народ от другого, так и универсальные, общечеловеческие. Истоки культурных ценностей содержатся, прежде всего, в религиозных традициях.

  На одном из уроков ОРКСЭ в 4 классе мы беседовали с детьми о знаменитом изречении из Евангелие, так называемым «Золотом  правиле», общим нравственным идеалом, который проповедуются всеми религиями мира - «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

   Я спросила учеников :

Можете ли вы ответить, почему люди должны следовать этому правилу и заботиться о других?

   Дети отвечали :

 Если вести себя иначе, можно попасть в беду.
- если заботишься об окружающих, то они, скорее всего, будут заботиться о тебе.
- если ты добрый и честный человек, о тебе будут хорошо думать окружающие
 

-если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже вернется.

На этом же уроке я поясняю детям: по «Золотому правилу» стараются жить разные народности, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь».

    А на занятии по теме «Добро и зло» смотрели мультфильм «Серафим Саровский». Во время обсуждения ученики сделали вывод, что сердечное тепло, любовь к ближнему и всепрощение побеждает все.

    На уроках ОРКСЭ я стараюсь воспитывать у детей уважительное отношение к другим вероисповеданиям.  Я объясняю  им что мы  живем  в  многонациональной  стране,   в России  две главенствующие  конфессии : Христианство  и  Ислам. Люди разных вероисповеданий уважают интересы друг друга. В  4 « А» классе учится ученица, которая исповедует ислам.  В своем проекте на тему: « Религиозные праздники», она познакомила своих одноклассников с исламским праздником  Курбан – байрам.  Во время беседы с учащимися мы обнаружили некоторые различия в религиях, но пришли к единому мнению, что все они несут добро и любовь  миру.

   Одно из занятий кружка «Зернышки добра» было посвящено отношениям между людьми. Я рассказала детям о притчи из Библии «Вавилонская башня». На земле был только один язык и все люди понимали друг друга.

   Однажды все люди собрались и договорились совместными усилиями выстроить огромную башню — высотой до небес. Этим они хотели увековечить память о себе, желая славы.

  Богу не понравились человеческое тщеславие и гордыня. Для того, чтобы остановить постройку и наказать гордецов, он смешал языки, и люди перестали понимать друг друга. В результате строительство башни не было закончено.

  Действительно, для того, чтобы работать вместе, людям необходимо взаимопонимание. Если они не могут договориться даже о простых вещах, дело никогда не сдвинется с места.

     Но бывает и так, что люди вроде бы и говорят на одном языке, но друг друга не понимают. Почему же это происходит? Да просто каждый говорит о своем, а других слушать не хочет. Обычно причина этого — такие негативные качества человеческого характера, как гордыня, эгоизм, тщеславие.

    И я предложила детям поработать в группах, приготовить аппликацию храма.

    Идея такого задания состояла в том, что группа может его выполнить, лишь сотрудничая и распределяя обязанности. Таким образом работа в парах, группах, создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что выполнить задание может только в процессе совместных действий, если работать будут все члены группы, общаясь и помогая друг другу, уважая мнение каждого.

       В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

На одном из классных часов  я задала  вопрос :

Ребята,
1. Поднимите руки – кто родился зимой…, весной
2. Встаньте те, у кого глаза голубые…, карие…, зелёные…
3. Встаньте в шеренгу по росту -от самого маленького до самого высокого
Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?
Дети отвечали

- мы учимся в одном классе
- мы живём в одном селе

В конце занятия я подвела итог:  Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы. Все мы разные. Почему иногда мы некоторых отвергаем, подсмеиваемся над ними? Все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений.

    В моем классе обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.  И мне приходится уделять много времени на воспитание в одноклассниках любви и милосердия к нему. Объясняя им, что только живя бок о бок с разными людьми, здоровыми и больными, гениями и глупыми, мы научаемся любви, без которой никуда в этой жизни.  На одном из классных часов мы познакомились со сказкой «Цветик-семицветик», в которой говорится о том, что девочка всегда жила для себя, а в конце изменилась - помогла мальчику-инвалиду выздороветь.

    Главный результат в воспитании поликультурной личности, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Человек будет счастлив только в нравственной системе ценностей. И если, владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество, а значит, сильным будет и наше государство.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поликультурное воспитание в начальной школе

поликультурное воспитание в начальной школе...

поликультурное воспитание

Презентация "Поликультурное воспитание", Поликультурное воспитание в российских условиях может быть определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (росси...

Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".

Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....

Программа по поликультурному воспитанию

Программа по изучению культуры народов Поволжья....

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)

Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...

Доклад "Поликультурное воспитание учащихся на традициях и обычаях башкирского и татарского народов"

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Воспитание обучающихся на традициях башкирского и татарского народов ...

Поликультурное воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"

Поликультурное  воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"...