Учебные задания и проекты
статья
Для студентов и педагогических работников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 381.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Задания и проекты»
Аудитория: студенты, педагогические работники.
Выполнила: Ярмеева Раушания Рифовна
учитель начальных классов МОУ СОШ №9 г. Надыма, ЯНАО
Задания и проекты - крупные «орудия» в методическом арсенале учителя. Они могут обладать мощным эффектом- если нацелить их правильно.. »
Что же такое «задания» или «проект». Это учебная задача или последовательность учебных действий, которые выполняют учащиеся- обычно индивидуально, но иногда и в группах. Часто учащимся предлагается значительная самостоятельность в выборе того, как, где. когда и в каком порядке будут выполнены эти действия. Проекты обычно предполагают больший масштаб, чем простые задания.
Обычно принято такое деление.
0-1 час упражнение
1-8 час задание
8-50ч проект
Свыше 50 часов- диплом или диссертация.
Далее в этой главе речь идет о заданиях, но информация в равной степени применима и к проектам. Задания дают возможность учащимся использовать (т.е.практиковать и применять) свои знания и умения, что способствует углублению понимания материала.
Тип задания | Пример |
Серия учебных упражнений | Выполни серию математических примеров |
Дизайн и разработка | Разработай и создай образец самополивающегося цветочного горшка |
Поиск информации в литературе | Исследуй литературу и напиши доклад о совах |
Практическое задание | Разработай и создай линию косметических товаров, проведи её маркетинг в колледже |
Развитие умений | Сделай деревянную миску на токарном станке |
Творческое задание | Разработай рекламу для… |
Решение проблемы | Предложи проблему сокращения отходов в производстве |
Работа в реальных условиях | Посетите офис строительной компании и проинтервьюируйте сотрудников по поводу новых строительных материалов |
В отличие от других видов учебной деятельности задания заставляют учащихся использовать такие высшие мыслительные операции, как творческое мышление, решение проблем, оценка, анализ, синтез и др.Также требуется использование навыков общения, применение математики и информационных технологий.
Школьники учатся учиться.
При этом осваиваются такие навыки, как самоорганизация, работа в группе, поиск информации и т.д.
Разработка учебного задания или проекта.
Разработка учебного задания или проекта - процесс творческий. Здесь не получится предложить точную рецептуру, но обычно этот процесс включает в себя:
Целеполагание. Какие цели будут достигнуты выполнением задания? Убедитесь что планируемое задание - действительно лучший способ достичь этих целей.
Определение необходимых ресурсов. Будет ли достаточно времени? Найдется ли оборудование и помещения? Не придется ли ученикам бороться за доступ к ограниченному количеству литературы?
Определите требуемые для работы навыки. Умеют ли ученики пользоваться библиотекой? Могут ли найти информацию? Адекватно ли они подготовлены для всех аспектов задания?
Разработайте процедуру задания. Убедитесь, что предлагаемая деятельность соответствует целям задания. Обычно задания воспринимаются лучше, если они четко описаны, а работа разбита на отдельные этапы. Плохо мотивированные учащиеся лучше работают с короткими заданиями.
Убедитесь, что деятельность:
- Вызывает интерес учащихся. Задание должно быть полезным: свяжите его с актуальными интересами, включите в задание возможность самоактуализации и повышения самооценки через решение проблем, творческую работу, защиту собственного мнения, интервьюирование, доклады, презентации.
- Предлагает возможность проработки практических умений в «реалистичной» ситуации. Разрабатывайте реалистичные сценарии и примеры ситуации. Дайте учащимся разные роли. Перенесите выполнение задания в окружающий мир, устраивайте экскурсии или приглашайте на урок гостей
- Активна и вариативна. Планируйте разнообразить деятельность учащихся в долгосрочных заданиях и проектах.
- Четко определена. Учащиеся должны знать и понимать, что вы от них требуете.
- Ставит достижимую задачу, которую хочется выполнить
- Состоит из учебных действий. Эти действия должны постепенно восходить на более высокие уровни- от простого к сложному.
- Представляет результаты работы учащихся более широкой аудитории. Для этого существуют стенды, вэб-сайды, доклады.
Разработка критериев оценки.
Надо подчеркнуть важность критериев оценки.
Четкие критерии заметно повышают мотивацию учащихся и обеспечивают концентрацию внимания и усилий в нужном направлении. Если ученик осознает, что от него ожидают, он с большей вероятностью достигнет успеха.
Если учащиеся работают над заданием в группах, должны ли все члены группы получить одинаковую оценку? Часто ученики оценивают себя объективно, но завышают оценки другим. Что бы мы ни решили, важно информировать учащихся об этом заранее.
Обсуждение и обзор задания.
Очень важно, чтобы после, а лучше в процессе, выполнения задания учащиеся могли оценить результативность работы. Понять, как её можно улучшить, и прийти к ясным выводам относительно того, чему они научились.
Разработка письменной инструкции к заданию.
Каждое задание должно даваться ученикам детально и в письменном виде. Обычно оно содержит:
- введение, которое объясняет суть задания
- понятно сформулированные цели и задачи задания;
- четкое описание последовательности действий;
- четкое описание схемы оценки;
- другую необходимую информацию- например, список литературы;
- дату начала работы и дату сдачи задания.
Планирование процедуры оценивания
Как понять, насколько хорошее задание вы предложили и как его улучшить?
Записывайте все идеи по улучшению задания, которые возникают в процессе работы.
Роль педагога в процессе работы учащихся над заданием.
Что же следует делать учителю в то время, когда класс работает
над заданиями. Его роль не сводится к ответам на вопросы, контролю, проведению обзора и раздаче оценок. Учитель на это время становится менеджером обучения фасилитатором, а не просто инструктором. Если ученики остаются с работой наедине, нередко они недопонимают задание, неправильно его интерпретируют или понимают неадекватно. Кроме того, и учитель мог не очень четко определить задание. Если учитель не следит за работой учащихся, то через много часов интенсивной работы они принесут неправильно выполненную работу.
Это демотивирует и их, и вас.
- Проверяйте качество работы в процессе деятельности,
- требуйте исправить ее, если допущена ошибка.
- Полезно создать систему консультаций.
- Оставьте место в материалах задания для ваших комментариев.
- Где возможно, оставляйте положительные отзывы.
Затягивание работы.
Затягивание работы иногда связано с недостатком у учащихся уверенности в себе. Эта проблема решается поддержкой, которую должен оказывать учитель учащимся. Можно организовать взаимоконтроль учащихся в работе над продолжительными проектами. Кураторам объясняется, в чем заключается их работа. С ними обсуждаются критерии оценки качества работы. Кураторов можно наделить ответственностью за сдачу работы в срок или просто попросить их периодически осуществлять мониторинг. Если затягивание работы становится проблемой, то можно разрешить часть работы выполнить в классе.
Обратная связь и проблема списывания.
Как поступить с возвращением учащимся проверенных работ, если кто-то из их одноклассников свою работу ещё не сдал. В таких случаях, чтобы не было списывания, после ознакомления с оценками, их не оставляют «на руках». Учащиеся не должны списывать и из учебника. Задание предполагает использование учебника, но содержание требуется пересказать собственными словами. Это способствует осмыслению информации и её структурированию в сознании.
Интегративные (систематизирующие) задания.
Цель интегративных заданий состоит в создании возможности целостно увидеть изучаемый материал. Например: студенты специальности «Городское направление» изучают целый ряд курсов: материаловедение, съемочные работы, техническое планирование. Задание спроектировать небольшой домик поможет учащимся интегрировать полученные знания и умения из разных областей, увидеть их применение в реальном мире. Задания часто приближены к реальным условиям и связаны с профессией, разрабатывается реалистичный сценарий или предлагается конкретная ситуация из практики.
Ограничения в работе над заданиями.
За суматохой и возбуждением которые вызывает работа над проектом, нетрудно забыть, что они редко обеспечивают все компоненты цикла обучения educare. Например: часто ученики оказываются неспособными выполнить работу в срок, потому что их не обучили навыкам самоорганизации и управления временем. Недостаточно дать учащимся возможность применять навыки. Эти навыки должны быть проработаны с использованием всех элементов educare. Учащимся потребуется:
Объяснение. «Когда вы получите задание, сделайте расписание работы с указанием сроков выполнения каждого этапа. Планируйте так, чтобы закончить на 1 день раньше срока. Когда вы будете работать, обращайтесь к этому расписанию»
Демонстрация примера. «Давайте вместе составим примерное расписание для вашего задания. Как вы думаете, сколько займет первый этап.»
Учащихся необходимо периодически проверять. Мы можем это обеспечить в процессе работы над заданием. «Мы потратили половину отведенного времени. Проверьте, на каком этапе вы находитесь».
Возможно, учащиеся смогут обойтись без конспектирования, но в процессе развития навыка им точно понадобится обзор и оценка работы. Это относится к развитию любых умений: выполнение задания ещё не гарантирует достижения цели обучения. По этой причине и надо включать контроль в учебные задания.
Итог. Проверьте себя.
- Было ли задание хорошо сформулировано, разбито на отдельные шаги и представлено ученикам в письменном виде?
- Было ли задание ясным, были ли критерии его оценки представлены заранее?
- Имеет ли задание четко определенную учебную цель?
- Были ли учащиеся адекватно подготовлены к работе над заданием?
- Были ли предоставлены адекватные ресурсы для выполнения задания?
- Проверяли ли вы по ходу работы её общий темп и содержание деятельности учащихся?
- Оставили ли вы себе копию задания для его дальнейшей доработки?
- Все ли учащиеся достигли успеха в выполнении задания?
- Когда вы выставляете оценку за задание, отмечаете ли вы положительные и отрицательные стороны выполненной работы?
- Подтвердил ли этап обзора достижение учащимися учебных целей задания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Задания направлены на оценку и формирования УУД у младших школьников....
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
проекты для 1 класса в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" во внеурочное время"...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.
Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания....
Учебное задание.Критерии и виды заданий.
Выступление по теме на педагогическом совете...

Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) и распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов
Разбор учебных заданий УМК Ладыженской...