ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_chernobay.docx | 97.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§. 1.1 Понятие о сказкотерапии как средстве формирования нравственных ценностей младших школьников ………………………………………………..6
§.1.2. Содержание работы классного руководителя в условиях ФГОС НОО………………………………………………………………………………12
§. 1.3 Приемы использования сказкотерапии в процессе формирования у младших школьников………………………………………………………….17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
2.1.Диагностика уровня сформированности нравственных ценнностей у младших школьников ……………………….
2.2. Разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием сказкотерапии для младших школьников……………………
2.3 Выводы и рекомендации по формированию нравственных ценностей у младших школьников средствами сказкотерапии.……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества превалирующими становятся проблемы культуры нравственности, как основы нравственного воспитания и развития будущего поколения.
Недостатки и несформированность в нравственном воспитании наносят социуму невосполнимый и невозвратимый урон. Такое расположение дел привело к крайней необходимости влияния на духовную сторону общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, которые были бы предприняты государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у будущего поколения россиян формировались бы нормы морали, нравственность, чувство гордости за историю своего Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в жизни и укреплении страны.
Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему нравственных ценностей (представлений), которые включают в себя: патриотизм - любовь к России, к своему народу, служение и стремление жить во благо Отечеству; социальную солидарность - свобода личности и национальности, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность - правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания; семью - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к старшим, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; науку - ценность стремления к новым знаниям, стремление к истине; традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, которые формируются на основе диалога между конфессиями; искусство и литературу - красота, гармония, внутренний мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, сотрудничество с другими странами мира.
Одним из самых древних педагогических и психологических методов является сказкотерапия.
ПРОБЛЕМА: как организовать процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников по средством сказкотерапии
ЦЕЛЬ: организовать процесс формирования нравственных ценностей с использованием сказкотерапии
ОБЪЕКТ: Содержание работы классного руководителя по формированию нравственности младших школьников
ПРЕДМЕТ: Сказкотерапия как формирование нравственных ценностей
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть понятие о сказкотерапии как средстве формирования нравственных ценностей младших школьников
- Охарактеризоватьсодержание работы классного руководителя в условиях ФГОС НОО
- Изучить приемы использования сказкотерапии в процессе формирования у младших школьников
- Провести и обработать диагностики уровня сформированности нравственных ценнностей у младших школьников
- Разработать и апробировать коррекционно-развивающих занятий с использованием сказкотерапии для младших школьников
- Сделать выводы и рекомендациипо формированию нравственных ценностей у младших школьников средствами сказкотерапии
МЕТОДЫ исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по изучаемой проблеме, нормативных документов; изучение статей трудов педагогов, периодической печати; обобщение, систематизация; общелогические методы – анализ, синтез; статистические: количественный и качественный анализ данных полученных в ходе исследования, математическая обработка данных.
Методологическая основа: о единстве познавательных и эмоциональных процессов (Л.И. Божович, И.П. Воропаева, Л.С. Выготского, И.В. Евтушенко); положения деятельностного и целостно-системного подходов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.); социально-педагогические технологии Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, К. Д. Ушинского, а в аспекте сказкотерапии - игровой психологии и педагогики Н. А. Ветлугиной, В. В. Давыдова, И. А. Ильина, В.В. Ковалева, Д. Ю. Соколова, М.В. Сорокина, А. И. Сосланда, Н. В. Сусловой, Б. М. Телова, Л.Н. Толстого, К. Эгана.
НОВИЗНАзаключается в том, что проведенное исследование позволит внести дополнения в работу по формированию нравственных ценностей у младших школьников средствами сказкотерапии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: определяется возможностью использования практических материалов (внеурочных занятий; методических рекомендаций поформированию нравственных ценностей у младших школьников средствами сказкотерапии.) в работе педагогов начальной школы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§.1.1. Понятие о сказкотерапии как средстве формирования нравственных ценностей младших школьников
На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. (ОК1)
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (2)
Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему. (3)
Одним из самых древних педагогических и психологических методов является сказкотерапия. Из уст в уста передавались знания о философии, о жизни, затем они переписывались для последующих поколений. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном развитии души и социальной реализации человека. Благодаря этому сказкотерапию называют воспитательной системой, которая сообразна духовной и душевной природе людей. (ОК5)
Во – первых, сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, во – вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В – третьих, сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в – четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой человек может реализовать свою мечту. (4, с. 206)
Авторы, занимающиеся сказкотерапией, указывают на то, что сказкотерапия позволяет решать ряд проблем, которые возникают у детей младшего школьного возраста. Так же они считают, что средствами сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными в себе, застенчивыми детьми, с проблемами стыда, вины, лжи, эгоизма, а также с различными заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. (14, с. 39)
Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева в своих работах отмечает, что сказкотерапией люди занимались всегда. Так же она выделяет четыре этапа ее развития:(10, с. 54)
Первый этап. Устное народное творчество;
Второй этап. Собирание и анализ сказок, мифов и былин (К.Г. Юнг, М. - Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп);
Третий этап. Психотехнический (применение сказки как средство для коррекции и развития личности, психодиагностики);
Четвертый этап. Интегративный, который связан с формированием концепции. Комплексной сказкотерапии, с глубоким подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органично восприятию людьми воспитательной системы, которая проверена не одним поколением наших предков. (20, с. 240)
Сказки - один из самых популярных жанров устного народного творчества всех народов в мире. В данном жанре имеется особая отличительная черта- это то, что сказка содержит повествовательный, сюжетный, художественный рассказ, в котором происходит много невероятного и удивительного. Несмотря на то, что сказка содержит в себе необычные события, фантастику, она очень тесно связана с реальностью, с историей, с хозяйством и бытом. Мир сказок многообразен, красочен, многолик, эмоционален. Определение "сказкотерапия" в источниках используют в различных контекстах, в связи с тем, что сказкотерапией пользуются и в воспитании, и в обучении, и в развитии, и как инструмент психотерапии. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева полагает, что предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутренних ценностей ребенка, развития его души. Обычно сказка выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую. (10, с. 253)
Сказки так же являются важным воспитательным методом, выработанным в течении столетий и проверенным народом. Опыт предыдущих поколений, жизнь, практика воспитания в народе доказали безоговорочность ценности сказок в педагогике. Дети должны быть неразделимы со сказкой, поэтому знакомство с ней является обязательным моментом воспитания и развития детей с самого раннего возраста. (ОК3)
Важно отметить, что материалом для народных сказок служил быт и жизнь народа, традиции, бытовые детали, что значительно повышает познавательное значение сказок. Так как этот материал собирался веками, то в нем запечатлены лучшие черты народа, такие как великая сила, храбрость, трудолюбие, любовь и преданность к Родине. В связи с тем, что в сказках представлены лишь положительные черты народа, они стали эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Народность является одной из важнейших характеристик сказок в связи с тем, что они отражают жизнь народа, лучшие черты, культивируя их в подрастающем поколении. (21)
Такие нравственные категории, как добро и зло, можно и нельзя, справедливо и несправедливо рационально формировать при помощи народных сказок, а в особенности для категории детей младшего школьного возраста, о животных. (16, с. 45)
Многие из народных сказок внушают уверенность в победе добра над злом, в значимости и торжестве правды. Часто в сказках присутствуют страдания положительного героя или его друзей, но они являются временными и проходящими. Но обязательно присутствует борьба, какие-то совместные усилия, результатом чего становится победа, счастье, радость.
Народные сказки усиливают свое воспитательное значение за счет оптимизма, который особенно нравится детям. Важной особенностью сказок является образность, облегчая тем самым восприятие детьми сказок, которые еще не готовы и не способны к абстрактному мышлению. В главном герое обычно очень ярко показываются такие главные черты характера, которые максимально приближают его к национальному характеру народа, а именно сила, бесстрашие, отвага, трудолюбие, мудрость. (23)
Так же одним из важнейших особенностей сказок является дидактизм. Сказки народов мира способны воспитать в ребенке важнейшие нравственные и патриотические чувства, т.к. сказки всегда являются назидательными и поучительными.(12, с. 56)
Каждый человек переживает за свою жизнь множество проблем и именно в сказочном сюжете содержится большинство из них. (13, с. 284)
Формы работы со сказками:
1. Чтение и анализ сказки
2. Рассказывание сказки
3. Сочинение сказки
4. Переписывание
5. Инсценирование сказки
6. Иллюстрирование сказки
7. Куклотерапия
Все формы работы со сказками интересны. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. (ОК9)
В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться с совершенствовать волевые качества. (22)
Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. (9, с. 95)
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Условия, необходимые для системной реализации опыта, просты:
1. Светлый, просторный класс;
2. Наличие методической разработки занятия;
3. Куклы;
4. Альбом и школьные принадлежности.
Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что сказкотерапия, как метод работы открывает широкие возможности для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, так как метод этот в большей степени связан с воздействием на ценностную структуру личности и с актуализацией созидательных возможностей человека. Кроме того, работа со сказкой позволяет развивать и укреплять сотрудничество школьных психологов с учителями начальных классов, что, безусловно, положительно сказывается на гармоничном развитии учащихся.
§.1.2. Содержание работы классного руководителя в условиях ФГОС НОО
В условиях меняющегося общества возрастает необходимость готовить подрастающее поколение к жизни, формировать личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Достижение успеха в жизни связано с социальной компетентностью выпускников общеобразовательных учреждений, их умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения. (ОК7)
Общекультурная ситуация современного общества, когда информатизация, поликультурная коммуникация протекают «в режиме сжимающегося времени» и ускорения всех социальных процессов (С.П.Капица), актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения социальной компетентности.(5, с. 73)
В общеобразовательных учреждениях воспитательную функцию выполняют все педагогические работники, но в каждом конкретном классе эту функцию выполняет классный руководитель, осуществляя процесс сопровождения развития личности школьника.
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. (6, с. 83)
Рожков М.И. выделяет, что классный руководитель это – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни. (18, с. 78)
В настоящее время классный руководитель – это лидер группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности обучающихся, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников. (ОК11)
Рассмотрев данные определения, можно выделить основную отличительную особенность классного руководителя от учителя. Классный руководитель − центральное лицо воспитательного процесса.
Демакова И.Д. отмечает, что современный классный руководитель, работающий с детьми любого возраста, должен иметь представление о «пространстве детства», которое в современной философии описывается не как «нейтральное вместилище», а как «деятельностное поле». Именно в этом «поле» педагог должен по возможности блокировать отрицательное воздействие социума, максимально использовать его позитивные характеристики, компенсировать то, что недодает ребенку жизни. (7, с. 97)
Согласно Примерной основной образовательная программы начального общего образования. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
• опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
• организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• нравственный пример педагогического работника;
• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
• социальная востребованность воспитания;
• поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
• признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
• обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
• кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).
Задачи деятельности классного руководителя:
• создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
• формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
• формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
• формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
• формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. (1)
Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:
• содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
• обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
• содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
• осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
• выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; (8, с. 54)
• выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;
• профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
• формирование навыков информационной безопасности;
• содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
• поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
• обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. (ОК6)
Согласно взглядам Т.В. Васильковой, М.В. Галагузовой, А. Ермолиной целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности младшего школьника, его успешной социализации в обществе. (19, с. 281)
Таким образом, проведенный анализ методической литературы, нормативных документов показал, что в общеобразовательных учреждениях в каждом конкретном классе воспитательную функцию выполняет классный руководитель, осуществляя таким образом процесс сопровождения развития личности школьника.
§.1.3. Приемы использования сказкотерапии в процессе формирования нравственных ценностей у младших школьников
В процессе развития младший школьник стоит перед выбором многих направлений, способов отношений, поведения и должен найти себя. В сказкотерапии ребенок «примеряет» на себя различные роли, идентифицируется и раз отождествляется с различными героями и с помощью метафоры находит свое «Я», определяет свое отношение к миру. И.В. Вачков полагает, что эффективность сказкотерапии в том, что ребенок ощущает в сказке возможность преодоления трудностей, проблемных ситуаций, получает возможность изменения (вслед за сказочным героем). (5, с. 56)
В процессе работы со сказками педагог (психолог) может использовать различные методы. В нашей работе мы использовали следующие основные направления сказкотерапии в развития отношения к себе и миру. (ОК2)
1. Рассказывание сказок.
Основная развивающая работа со сказками заключается в их прочтении педагогом, ребенком или группой детей. В работе с младшими школьниками можно использовать разные виды сказок. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок: художественные; народные; авторские; дидактические (обучающие); психокоррекционные; психотерапевтические; медитативные. (10, с. 301)
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает ведущему начинать рассказывать сказку так: «Дорогие мои сказочные существа (или дети, ребята), сегодня вы попали на Поляну Сказок. И я... (ведущий называет имя того сказочного существа, в которого он "превратился") расскажу вам одну удивительную историю. Было это так...». (10, с. 183)
После прослушивания психологической, авторской, народной или какой-либо другой сказки учитель (психолог) задает младшему школьнику активизирующие вопросы. (11, с. 78)
Понравилась ли тебе сказка?
Как ты думаешь, о чем эта сказка?
Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему?
Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому?
Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои?
Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она?
Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?
В процессе анализа сказки ребенок при поддержке педагога формирует свое отношение к той или иной проблеме, ситуации, героям. Также младший школьник, погружаясь в символическое поле сказки (особенно народной), чувствует и воспринимает на бессознательном уровне архетипическую природу персонажей, явлений. Л.Б. Фесюкова полагает, что у ребенка формируются способности к анализу ситуаций, нравственный компонент отношения к миру, ребенок встает на место положительных и отрицательных героев. (17, с. 294) (ОК4)
При рассказывании сказок дети обычно внимательно слушают, иногда – изображают движениями или мимикой происходящие события. в своей работе разрешали детям творчески и пластически сопровождать сказку, что привело к большей заинтересованности детей. При рассказывании сказок важно подбирать такие, в которые отражаются важные для младшего школьника проблемы отношения к себе и миру (позиция «Я-ученик», взаимоотношения с природой, с взрослыми и сверстниками, отношение к учебе, развитие самооценки). В данном случае развивается как когнитивный компонент отношений ребенка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки). (15, с. 250)
2. Переписывание сказок.
Занятия по переписыванию сказок можно проводить, как индивидуально, так и в группе детей. Переписывание сказок может включать два вида технологий.
1. Педагог (или психолог) предлагает детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок учится децентрироваться, становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру. Так, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает такое начало данного вида занятий: "Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, – живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что, когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку "Колобок", сказка звучала бы одинаково? А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги – злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой. (10, с. 186)
2. Ребенок (или группа детей) переписывает или дописывает известную сказку [Киселева]. Ребенок может изменить конец сказки, если он ему не нравится, или же вставить других персонажей. Это помогает ребенку переосмыслить известные сюжеты, проявить творческое отношение к миру, развивает самостоятельную, активную позицию, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям в жизни. В данном случае развивает не только познавательный и эмоциональный компоненты отношения к себе и миру, но также и поведенческий, регулятивный.
3. Сочинение сказок.
Ребенку (или группе детей) предлагается рассказать устно сказку на свободную или заданную педагогом тему. В процессе рассказывания сказки актуализируются наиболее значимые, актуальные или проблемные темы, события из жизни ребенка, из его отношения к людям, себе, окружающему миру. Поэтому сочинение сказки ребенком обладает не только развивающим, но и большим диагностическим потенциалом. (ОК10)
М.В. Киселева выделяет следующие этапы работы со сказкой:
1. Создание комфортной среды (разминка).
2. Активизация творчества (письменного).
3. Вхождение в сказочное пространство – рассказ педагогом сказочной истории.
4. Написание сказки ребенком.
5. Драматизация.
Разыгрывание сюжета может проходить как после сочинения сказки, так и в форме отдельного занятия. Театрализованное проигрывание сказки может проходить с помощью кукол, либо ребенок сам будет играть. Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка. Ребенок может проявить те эмоции, которые ему сложно проявить при общении с людьми. Возможно проигрывание всей сказки либо выбранных детьми или педагогом эпизодов. (11, с. 183)
4. Рисование сказок.
Анализ сказок предполагает рассказывание педагогом детям сказки с последующим ее обсуждением. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева полагает, что в данной работе важно создать ситуацию, в которой ребенок задумается над смыслом и поймет неоднозначность любой сказки. Например, можно дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку. (10, с. 65)
5. Творческие игры со сказкой.
Эффективными задачами, развивающими творческое отношение к себе и миру, являются задачи с ситуациями выбора, проявления фантазии, смекалки. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева описала творческие задачи, применимые в развитии мышления детей и подростков. Из предложенных задач в качестве формирующих отношение младшего школьника к себе и миру можно выделить следующие. (10, с. 27) (ОК8)
1. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?
2. Далеко-далеко, там, где холодно и где живут сильные ветры, есть Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные Горы?
3. На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?
Таким образом, развитие младшего школьника средствами сказкотерапии способствует позитивным изменениям в развитии отношения к миру, людям, жизни и самому себе. Технологии сказкотерапии, применяемые педагогом (или психологом), содействуют активизации самопознания и познания мира школьником, развитию осмысленных знаний, представлений о жизни, мире, людях, явлениях, самом себе. Эмоционально насыщенная, экологически приемлемая для младшего школьника форма сказки позволяет формировать эмоционально позитивное, адекватное и критичное отношения к миру, его оценку и развивает у ребенка собственную самооценку.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ:
На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Одним из самых древних педагогических и психологических методов является сказкотерапия. Она способствует развитию нравственности, речи, творчества, воображения, фантазии, образного мышления, эмпатии, поведения у младших школьников.
Авторы указывают на то, что сказкотерапия позволяет решать ряд проблем, которые возникают у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. Так же они считают, что средствами сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными в себе, застенчивыми детьми, с проблемами стыда, вины, лжи, эгоизма, а также с различными заболеваниями, и т.д.
В общеобразовательных учреждениях воспитательную функцию выполняют все педагогические работники, но в каждом конкретном классе эту функцию выполняет классный руководитель, осуществляя процесс сопровождения развития личности школьника.
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
В связи с тем, что детьми трудно усваиваются нравственные и моральные нормы, считается целесообразным организовать такую деятельность, в которой младшие школьники могли бы интериоризировать основы социального взаимодействия.
Однако стоит отметить, что если нормальный ребенок самостоятельно в состоянии осмыслить и вычленить из скрытого смысла нравственные нормы, оценить качества сказочных образов.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
2.1.Диагностика уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников
Опытно - педагогическая работа проводилась в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Отрадовской средней общеобразовательной школе Азовского района . Для диагностирования был выбран «1» класс. В классе обучается 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочки. В целом психологическая атмосфера в классе благоприятная. Взаимоотношения между детьми дружеские, ровные. «Отверженных» учеников в классе нет. Учащиеся «1» класса правильно реагируют на замечания учителей, стараются исправиться. Конфликты в классе наблюдаются редко. К классу ребята стали дружнее, терпимее друг к другу, понимают, что все они разные и стараются понять особенности характера друг друга.(ПК 3.1.)
В ходе нашего исследования использованы следующие методические инструментарии, которые в определенной степени позволяют охарактеризовать уровень нравственной воспитанности обучающихся.:(ПК 3.5-3.6)
1. Методика: Диагностика нравственной самооценки.
2. Методика: Диагностика этики поведения.
3. Методика: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
4. Методика: Диагностика нравственной мотивации
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Цель: выявить у учащихся наличия убеждений в необходимости ценностного отношения к людям; способности к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". (ПК 3.5) (ПК 3.6)
Текст вопросов:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
Мне приятно делать людям радость
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3 единицы,
в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Данные проведенной диагностики с использованием методики №1 приведены в таблице 1:
Таблица 1
№ | Ф.И. ученика | № вопроса | Общее кол-во набранных баллов | Уровни нравственной самооценки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | София П. | 1 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 2 | 19 | Низкий |
2 | Дарья Д. | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 19 | Низкий |
3 | Максим О. | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 25 | Средний |
4 | Владимир Х. | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 18 | Низкий |
5 | Виктория П. | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 4 | 28 | Средний |
6 | Екатерина Д. | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 25 | Средний |
7 | Тимофей К. | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 34 | Высокий |
8 | Никита С. | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 18 | Низкий |
9 | Николай А. | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 25 | Средний |
10 | София А. | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 19 | Низкий |
Вывод: проведя диагностику нравственной самооценки, выявили, что среди обследуемых детей у София А., Николай А., Никита С., Тимофей К., Екатерина Д.- низкий уровень, у Виктория П., Владимир Х., Максим О., Дарья Д. – средний , а у София П. высокий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Цель: выявить у учащихся наличие способности давать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Данные проведенной диагностики с использованием методики №2 приведены в таблице 2:
Таблица 2
№ | Ф.И. ученика | № вопроса | Общее кол-во набранных баллов | Уровни этики поведения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | София П. | - | + | + | + | - | + | Высокий |
2 | Дарья Д. | + | + | - | - | + | + | Высокий |
3 | Максим О. | + | + | + | + | - | + | Высокий |
4 | Владимир Х. | - | - | - | + | - | - | Низкий |
5 | Виктория П. | + | - | - | + | - | - | Низкий |
6 | Екатерина Д. | + | - | + | - | - | - | Низкий |
7 | Тимофей К. | - | + | - | + | + | + | Высокий |
8 | Никита С. | - | - | - | + | - | - | Низкий |
9 | Николай А. | - | - | - | + | + | - | Низкий |
10 | София А. | - | + | - | + | - | - | низкий |
Вывод: проведя диагностику этики поведения, выявили, что среди обследуемых детей у София А., Николай А., Никита С., Тимофей К., Екатерина Д., Виктория П.. наблюдается низкий уровень, у Владимир Х., Максим О., Дарья Д., София П.- высокий уровень этики поведения.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Цель: выявить у учащихся полноту и объем нравственных представлений и понятий
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Данные проведенной диагностики с использованием методики №3 приведены в таблице 3:
Таблица 3
№ | Ф.И. ученика | № вопроса | Общее кол-во набранных баллов | Уровни отношения к жизненным ценностям | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | София П. | - | - | + | + | + | - | - | - | + | - | 4 | Средний |
2 | Дарья Д. | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | 6 | Высокий |
3 | Максим О. | + | - | + | + | - | - | - | - | - | - | 3 | Средний |
4 | Владимир Х. | + | - | + | - | + | - | - | - | + | + | 5 | Высокий |
5 | Виктория П. | + | - | - | - | - | - | - | - | + | - | 2 | Ниже среднего |
6 | Екатерина Д. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | Низкий |
7 | Тимофей К. | - | - | - | + | - | - | + | + | - | - | 3 | Средний |
8 | Никита С. | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | Ниже среднего |
9 | Николай А. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | Низкий |
10 | София А. | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | 2 | Ниже среднего |
Вывод: проведя диагностику отношения учащихся к жизненным ценностям, мы выявили, что среди обследуемых детей у София А., Николай А.. - низкий уровень, у Никита С., Тимофей К.
Екатерина Д. – ниже среднего, у Виктория П., Владимир Х., Максим О.. – средний, а у Дарья Д., София П.- высокий уровень отношения к жизненным ценностям.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Цель: выявить у учащихся способность давать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 балла - высокий уровень
2, 3 балла - средний уровень
0, 1 балл - низкий уровень
Данные проведенной диагностики с использованием методики №4 приведены в таблице 4:
Таблица 4
№ | Ф.И. ученика | № вопроса | Общее кол-во набранных баллов | Уровни нравственной мотивации | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | София П. | а | г | в | а | 4 | Высокий |
2 | Дарья Д. | г | г | в | б | 2 | Средний |
3 | Максим О. | а | в | б | б | 1 | Низкий |
4 | Владимир Х. | в | г | а | б | 1 | Низкий |
5 | Виктория П. | а | г | б | в | 2 | Средний |
6 | Екатерина Д. | в | в | в | а | 2 | Средний |
7 | Тимофей К. | а | г | б | в | 2 | Средний |
8 | Никита С. | в | г | а | б | 1 | Низкий |
9 | Николай А. | а | г | в | а | 4 | Высокий |
10 | София А. | а | б | а | в | 1 | Низкий |
Вывод: проведя диагностику нравственной мотивации, выявили, что среди обследуемых детей у София А., Николай А., Никита С., Тимофей К..- низкий уровень, у Екатерина Д., Виктория П., Владимир Х., Максим О.. – средний и у Дарья Д., София П.учащихся - высокий уровень нравственной мотивации.
Общий уровень нравственной воспитанности обследования учащихся представлен в таблице №5:
Таблица 5
№ | Ф.И. ученика | Уровни нравственной воспитанности | Общий уровень нравственной воспитанности | ||
1 | София П. | высокий | средний | высокий | Высокий |
2 | Дарья Д. | высокий | высокий | средний | Высокий |
3 | Максим О. | высокий | средний | низкий | Средний |
4 | Владимир Х. | низкий | высокий | низкий | Низкий |
5 | Виктория П. | низкий | ниже среднего | средний | Низкий |
6 | Екатерина Д. | низкий | низкий | средний | Низкий |
7 | Тимофей К. | высокий | средний | средний | Средний |
8 | Никита С. | низкий | ниже среднего | низкий | Низкий |
9 | Николай А. | средний | низкий | высокий | Средний |
10 | София А. | низкий | ниже среднего | низкий | Низкий |
К учащимся с высоким общим уровнем нравственной воспитанности мы относим учащихся, у которых по всем трем или двум показателям наблюдается высокий уровень.
К учащимся со средним общим уровнем нравственной воспитанности мы относим учащихся, у которых по всем трем или двум показателям наблюдается средний уровень.
И учащихся, у которых по всем трем или двум показателям наблюдается низкий уровень нравственной воспитанности. Мы относим к низкому общему уровню нравственной воспитанности.
По результатам констатирующего этапа опытно - эксперементальной работы мы пришли к выводу о том, что общий уровень нравственной воспитанности у учащихся участвующих в эксперименте таков: высокий -20%, средний – 30%, низкий – 50%. Данные констатирующего этапа эксперимента представлены на диаграмме №1:
Таким образом среди обследованных детей преобладают дети со средним и низким уровнем нравственной воспитанности, что свидетельствует о необходимости специальной работы по развитию у них нравственной воспитанности.
2.2. Разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием сказкотерапии для младших школьников
На втором этапе опытно-практической работы были разработаны и проведены тематические классные часы, направленные на формирование нравственных ценностей у младших школьников.(ПК 3.2)
Тематические классные часы были разработаны и проведены в соответствии с требованиями и структурой данной формы работы классного руководителя.
Структура классного часа должна быть представлена тремя основными частями: вступление; основная часть; заключение.
Вступление. Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.
Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит учитель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.
Основная часть. Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей.
Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.
В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.
Заключительная часть. Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).
Содержание классных часов.
Название тем, классных часов | Цель | Виды работ |
«Доброта в наших сердцах» | способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как милосердие, воспитывать стремление быть милосердными. | Игра активатор. Сказание о милосердии. стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке» Игра «Синонимы – Антонимы»). Тест. |
«О милосердии» | формировать у учащихся духовно-нравственные ценностные ориентации. | Беседа. Постановка проблемы. |
«Милосердие и сострадание» | формирование осмысления понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. | Беседа. Игра «Магнит». Просмотр тематического фильма с обсуждением |
"Добро и зло в противоречии" | формирование четких представлений о добре и зле. | Игра «Цветик-семицветик». Игра-ситуация «Заморочки из мешочка». «Заморочки из мешочка». «Атака аллигатора» |
«В мире доброты» | формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. | Беседа о доброте. Игра «Доскажи словечко» Остров пословиц. Культура общения. Сказочная долина. Правила доброты. Изготовление коллажа. Игра- тренинг «Планета доброты». |
Первым было проведено внеурочное занятие «Доброта в наших сердцах». Цель внеурочного занятия это развитие такого личностного качество как милосердие.(ПК 3.3)
Задачами тематического классного часа являлись:
Образовательная:
- показать учащимся значение милосердия в жизни людей.
Развивающая:
- развивать умения прийти на помощь нуждающимся в ней.
Воспитательная:
- продолжить воспитание ответственности за совершаемые поступки,
Внеурочное занятие проводилось на основе различных видов деятельности (беседа, упражнения, игра) с учетом индивидуальных особенностей и опыта младших школьников.
На этапе организации детям было предложено улыбнуться друг другу, примем такое выражение лица, которое должно быть у дружелюбно настроенного человека. Далее была организована игра «Активатор» для поднятия настроения у детей, дети должны были сказать имя соседа по парте, а потом прибавить к имени комплимент. У Николая А. и Софии А., такая игра вызвала затруднения, так как комплименты которые они знали, уже сказали другие дети и поэтому дети прибегли к помощи со стороны учителя. Такая игра помогает улучшить настроение каждого ребенка и настроить его на доброжелательный лад работы. Далее учитель задала вопрос на который дети должны были всё занятие думать и пытаться найти на него ответ, что бы понять что же такое милосердие.
На актуализации знаний учитель работает вместе с детьми в форме вопрос-ответ, так более лучше можно разобраться с вопросами касаемо милосердия и услышать мнения каждого.
В основной части внеурочного занятия учитель прочитала притчу и дала время поразмышлять над ней, потом задала вопросы и Дарья В., София п., Максим О., смогли достаточно точно и правильно ответить на них. Так же при помощи стихотворения учитель дала понять детям, что нельзя плохо обращаться с животными. Потом была организована игра «Синонимы – Антонимы», но для начала дети вспомнили, что такое синонимы и что такое антонимы. Особое затруднения эта игра вызвала у Тимофей К., Никита С., Виктория П., т.к этим детям плохо удавалось найти верные антонимы или синонимы.
В заключительной части занятия были организованы самые актуальные вопросы про милосердие.
Вторым было проведено внеурочное занятие «О милосердии». Цель внеурочного занятия это сформировать у учащихся духовно-нравственные ценностные ориентации.(ПК 3.3)
Задачами тематического классного часа являлись:
Образовательная:
- формировать представления о человеческих отношениях в обществе.
Развивающая:
- формировать у учащихся духовно-нравственные ценностные ориентации.
Воспитательная:
- воспитывать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства.
Внеурочное занятие проводилось на основе различных видов деятельности (беседа, упражнения, игра) с учетом индивидуальных особенностей и опыта младших школьников.
Вначале занятия учитель говорит вступительное слово о том, как мы все нуждаемся во внимательном и чутком отношении со стороны окружающих. Далее учитель предложила сделать девиз класса и для это было выбрано стихотворение Андрея Дементьева.
Потом были даны разные понятия о милосердии и все дети пытались объяснить, то или иное утверждение. Далее учитель мельком вспоминает о трагедии в Беслане и о том, что есть хорошие и добрые люди, которые не остались в стороне и помогли пострадавшим людям, то есть они были милосердны к людям. Владимир Х., и Екатерина Д., вспомнили эту трагедию и смогли дополнить и раскрыть понятия милосердия.
И по итогу занятия учитель пытается услышать мнение детей о том, что же такое милосердие и важно ли оно сейчас, в наше время.
Третьим было проведено внеурочное занятие «Милосердие и сострадание». Цель внеурочного занятия это формирование осмысления понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.(ПК 3.3)
Задачами тематического классного часа являлись:
Образовательная:
- Учить отличать добро и зло в повседневных ситуациях знакомых детям; выполнять правила этикета. Учить запоминать народные пословицы, понимать их нравственное значение и смысл.
Развивающая:
- Развивать способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций нравственного смысла: «добро-зло», « хорошо - плохо», « можно – нельзя».
Воспитательная:
- Воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие.
Внеурочное занятие проводилось на основе различных видов деятельности (беседа, упражнения, игра) с учетом индивидуальных особенностей и опыта младших школьников.
На этапе организации учитель приветствует детей и вспоминает вместе с детьми жанры УНТ, далее с помощью притчи наводит на мысли о том, о чем будет внеурочное занятие.
Далее работаю коллективно учитель задает вопросы, а дети в свою очередь отвечают на них. У Виктория П., Николая А., Максима О были затруднения с определением слова, и учитель предложила обратиться к словарю.
Играя в игру «Магнит» дети должны были из множества слов, найти только те, которые подходят к значению слова милосердие. София П., Владимир Х, Дарья Д, Екатерина Д, справились с этим заданием, а вот у СофииА такая игра вызвала некоторые трудности.
На этапе заключения для закрепления занятия, был организован просмотр мотивирующего ролика «Милосердие. Сострадание». И на прощание учитель сделала большой воздушный шар, где дети приклеивали сердечки со своими понятиями о милосердии.
Четвертым было проведено внеурочное занятие «Добро и зло в противоречии». Цель внеурочного занятияэто формирование четких представлений о добре и зле.(ПК 3.3)
Задачами тематического классного часа являлись:
Образовательная:
- развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать их чувства, мотивы их поведения;
Развивающая:
- развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;
Воспитательная:
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Внеурочное занятие проводилось на основе различных видов деятельности (беседа, упражнения, игра) с учетом индивидуальных особенностей и опыта младших школьников.
Мероприятие строилось в диалоге: учитель – ученик, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения, и друг с другом и с учителем. Старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу. На классном часе шло развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Были организованы игры «Рассыпные буквы», «Цветик-семицветик», «Заморочки из мешочка», Игра «Торопись обрадовать!». Такие игры помогали сплотить коллектив детей, дать возможно поработать не только вместе, но также дать детям возможность выражать свои мысли. Дарья Д, София П., Максим О., Владимир Х., Виктория П., с удовольствием принимали участия во всех играх, были некоторые трудности, но с помощью учителя и других детей, они легко вышли из сложившихся проблем.
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью. С добром и злом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них не всегда хватает знаний отличать одно от другого. В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.
Пятым было проведено внеурочное занятие «В мире доброты». Цель внеурочного занятия это формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.(ПК 3.3)
Задачами тематического классного часа являлись:
Образовательная:
- формировать умение совместно работать в группе, способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Развивающая:
- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла.
Внеурочное занятие проводилось на основе различных видов деятельности (беседа, упражнения, игра) с учетом индивидуальных особенностей и опыта младших школьников.
На этапе организации работы учитель предложила закрыть глаза и улыбнуться своим мыслям.
На этапе сообщение темы и цели занятия была построена работа в виде диалога: учитель – ученик, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения, и друг с другом и с учителем. Старалась услышать мнение каждого.
В основной части урока была организована игра «Доскажи словечко», учитель говорила начало предложения, а дети должны были продолжить. Так же далее вспомнили пословицы о добре и зле, таким образом они учились работать в группах и высказывать общее мнение. Работая в группе у Марии П., и Юрия С., были проблемы, так как у них сложно получалось выполнять задания, из-за того, что другие дети, которые быстрее умеют выполнять задания, опережали и не давали возможности проявить свои знания.
На следующем этапе работы дети активно включались в диалоговые формы общения, и друг с другом и с учителем. Узнали больше о культуре общения, с помощью различных ситуации смогли найти решение и высказать так же свое мнение, и найти выход из разных жизненных ситуаций.(ПК 3.4- 3.7)
И на последнем этапе учитель предложила поработать в группах и сделать коллаж, по середине было солнц и от него шли лучи с добрыми словами.
Таким образом, проведенная работа показала, что в начальной школе целесообразно проводить занятия по формирование этических норм поведения. Занятия знакомят учащихся с ролью общения в жизни каждого, средствами общения. Учат работать в парах и микрогруппах, вступать в контакт, взаимодействовать, согласовывать действия.
2.3 Выводы и рекомендации по формированию нравственных ценностей у младших школьников средствами сказкотерапии.
Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.
Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Для того чтобы духовно-нравственное воспитание личности ребенка протекало эффективно необходимо учитывать условия и императивы воспитания в семье.
Отношение к ребёнку
1) Любовь к ребёнку: похвала, ласка и нежность рождают в ребёнке ощущение защищённости, уверенности, свободы.
2) Отношение к ребенку как к существу равному.
3) Уважение к ребёнку — признание его личности.
4) Общая жизнь родителей и детей. Сочувствие, переживание сообща всех детских бед и радостей, дружба с ребёнком.
5) Детство — не преддверие жизни, а сама жизнь, полная глубоких и ярких переживаний.
6) Оптимистическая вера в возможности ребёнка, в его лучшие свойства, в случайность и временность неверного поведения.
7) Поддержание мажора, радостной, оживлённой атмосферы в доме, семье.
8) Согласие с ребёнком, а не подчинение ребёнка воле родителей.
9) Справедливость и мера в поощрении и наказании детей.
Развитие
1) Создание поля возможностей, не только соответствующих сегодняшнему уровню развития ребёнка, но и опережающих.
2) Помощь ребёнку в удовлетворении его потребностей в познании, утверждении, самовыражении, самоопределении, самостроительстве.
3) Готовность отвечать на все вопросы, даже «взрослые».
4) Предоставление ребенку свободы выбора - чем заняться, во что поиграть, что поделать.
5) Отказ от стандартизации своего ребёнка. Признание за ребёнком права на то, чтобы быть вундеркиндом, и на то, чтобы не быть им.
6) Поощрение творчества в любой работе: самые заурядные дела можно делать празднично, и ребёнок должен это видеть.
Родители
1) Любовь, взаимопонимание, сотрудничество в отношениях между родителями.
2) Зрелое отношение родителей к своей социокультурной миссии - воспитанию детей.
3) Гуманно-личностный подход к ребёнку: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
4) Доброта, участие, сотрудничество с детьми, рациональная организация их жизни.
5) Мудрость отца - создание в семье культа матери, а мать должна заботиться об авторитете отца.
6) Знание родителями особенностей своего ребёнка, понимание его физических, психических, душевных свойств, применение диагностики.
7) Пример собственного поведения родителей является самым мощным способом воздействия на ребёнка. Ребёнок подражает родителям не только внешне, но и внутренне.(ПК 3.8.)
Императивы гуманного семейного воспитания
1) Не применять к ребёнку насилия, даже из добрых, заботливых побуждений.
2) Не срывать зло на ребенке
3) Не бить ребёнка
4) Не лгать ребенку!
6) Не запугивать ребёнка
7) Не разочаровывать ребёнка в жизни
8) Не назидать! Нотации, «растачивание мозгов» - самое беспощадное оружие воспитателя.
9) Не считать ребёнка виноватым (ребенок хорош, плох его поступок).
10) Не ограничивать понапрасну.
11) Не бояться активности ребёнка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.
12) Не захваливать, не превозносить над другими детьми, не сюсюкать с ребёнком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью.
13) Не говорить ребёнку (ни в шутку, ни всерьёз): я тебя не люблю, я тебя брошу, обменяю и т.д.
14) Не привлекать ребёнка для разрешения семейных конфликтов.
15) Не потешаться над ребёнком и не выставлять его на посмешище.
16) Не вешать на ребенка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: ты лентяй, ты злой, ты врунишка.
17) Не нарушать данных ребёнку обещаний.
Также родителям необходимо помнить что ребенок – это живое существо, развивающееся под действием наследственных факторов, но превращающееся в личность только в социальной среде и при этом способное к саморазвитию. Поэтому следует учитывать тот факт, что гармоничное развитие личности ребенка будет происходить при взаимодействии семейного и школьного воспитания и обучения.
1). Школа – культурный центр, источник знаний, эрудированности, умственного развития ребенка.
2) Школа – приобщение к коллективной, общественной жизни.
3) Школа – необходимый элемент жизнедеятельности ребенка, место «работы», учебного труда ребенка.
4) Школа – союзник семьи, имеющий с ней единые цели воспитания. Не семья – помощник школы, а школа, как и общество в целом должна помогать, поддерживать семью.
Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ: Опытно - педагогическая работа проводилась на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Отрадовская средняя общеобразовательная школа Азовского района. Были проведены следующие методики: Диагностика нравственной самооценки; Диагностика этики поведения; диагностика отношения к жизненным ценностям; диагностика нравственной мотивации. Данные методики помогли узнать как среди обследованных детей преобладают дети со средним и низким уровнем нравственной воспитанности, что свидетельствует о необходимости специальной работы по развитию у них нравственной воспитанности.
Далее были проведены коррекционно-развивающие занятия которые показали, что в начальной школе целесообразно проводить занятия по формирование этических норм поведения. Занятия знакомят учащихся с ролью общения в жизни каждого, средствами общения. Учат работать в парах и микрогруппах, вступать в контакт, взаимодействовать, согласовывать действия.
В процессе развития младший школьник стоит перед выбором многих направлений, способов отношений, поведения и должен найти себя. В сказкотерапии ребенок «примеряет» на себя различные роли, идентифицируется и раз отождествляется с различными героями и с помощью метафоры находит свое «Я», определяет свое отношение к миру. И.В. Вачков полагает, что эффективность сказкотерапии в том, что ребенок ощущает в сказке возможность преодоления трудностей, проблемных ситуаций, получает возможность изменения (вслед за сказочным героем).
Заключение.
Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему.
Одним из самых древних педагогических и психологических методов является сказкотерапия. Из уст в уста передавались знания о философии, о жизни, затем они переписывались для последующих поколений. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном развитии души и социальной реализации человека. Благодаря этому сказкотерапию называют воспитательной системой, которая сообразна духовной и душевной природе людей.
Развитие младшего школьника средствами сказкотерапии способствует позитивным изменениям в развитии отношения к миру, людям, жизни и самому себе. Технологии сказкотерапии, применяемые педагогом (или психологом), содействуют активизации самопознания и познания мира школьником, развитию осмысленных знаний, представлений о жизни, мире, людях, явлениях, самом себе. Эмоционально насыщенная, экологически приемлемая для младшего школьника форма сказки позволяет формировать эмоционально позитивное, адекватное и критичное отношения к миру, его оценку и развивает у ребенка собственную самооценку.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» Консультант плюсhttp://www.consultant.ru
Стандарт
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2015- 50 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 http://минобрнауки.рф/m/документы/5132
Книги одного автора
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И.Болдырев. - Москва : Педагогика, 2019. - 289 с.
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2017. - 144 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: "ВАКО", 2018. – 146 с.
- Демакова И.Д. В помощь классному руководителю. 1-4 классы. – М.: "ВАКО", 2013. – 331 с.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б.Дерманова. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 114 с.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии : психологические техники : сказкотерапия / О.В.Защиринская. - Москва: ДНК, 2018. - 150 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб.:Речь, 2018. - 320 с.
- Савченко О.Я. Современный урок в начальных классах / А.Я. Савченко. — М.: Магистр-S, 2017. — 256 с.
- Соколо Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю.Соколов. - Москва : Класс, 2017. - 160 с.
- Фон Франц М.Л. Психология сказки : толкование волшебных сказок /М.- Л.Фон Франц - Москва : Б.С.К., 2014. - 364 с.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2017. - 169 с.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина. - Москва : Педагогика, 2017. - 352 с.
- Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии младшего школьника :учебно - методическое пособие / Н.Н. Яковлева. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2016. - 128 с.
Книги двух и более авторов
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. -М.:Знание, 2014.- 400с.
Книги без указания авторов на титульном листе
- Организация воспитательного процесса в школе / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 253 с.
- Социальная педагогика / Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В;Подобщ.ред. М.А.Галагузовой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
- Нравственные проблемы развития личности / под. ред. А.И. Титаренко. - Москва : Просвещение, 2017. - 335 с.
Интернет-ресурсы
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]: ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья./ Министерство науки и образования РФ.- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_оt_19.12.2 014.pdf
- МБОУ Средняя школа №5 [Электронный ресурс]: Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.- Режим доступа: http://sc5.achmap.ru/wp-cоntent/uplоads/2013/09/Программа_духовно-нравственного_воспитания_и_развития_учащихся с_ОВЗ cоpy.pdf
- Правительство России [Электронный ресурс]: стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года./ Медиа.- Режим доступа: http://gоvernment.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Сказка, как формирование нравственной ценности у младших школьников
Цель данной работы – анализ особенностей сказки как средства воспитательного воздействия на подрастающее поколение.Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:рассмотреть понятия м...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Выступление на МК учителей начальных классов ....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе совместно-распределенной деятельности
Статья в Сборнике материалов Республиканской НПК...
Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность
В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны. В статье описывется роль учителя в формиро...
«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"
Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность"...